Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 05.09.2014 06:16:21
Мэрия Архангельска срывает подготовку к зиме: об этом с конца августа неоднократно заявляло региональное министерство ТЭК и ЖКХ. Ни к одному муниципальному образованию у ведомства нет стольких претензий. Прокуратура области между тем называет другие «критические точки». Примечательно, что эти проблемы обсуждаются в контексте реформы местного самоуправления: камень преткновения между правительством и мэрией, прежде всего, - отмена прямых выборов глав городов.
В целом подготовка к осенне-зимнему периоду в регионе идет стабильно: по оценке заместителя прокурора Архангельской области Сергея АКУЛИЧА, предыдущие два сезона были «более ажиотажными и скандальными», грубые нарушения закона выявлялись чаще. Лидируют Северодвинск, Мирный и Коряжма, где проблем практически нет. О том, жители каких городов и поселков больше всего рискуют не получить тепло в установленные нормативами и погодой сроки, правительство и прокуратура области придерживаются разных мнений.
«В первую очередь снова беспокоит Вельский район: там в ситуацию приходится вмешиваться из года в год, - отмечает Сергей Акулич. - В прошлый отопительный период отличился сам город Вельск, сейчас — муниципальное образование «Муравьевское»: только на днях администрация определилась, кто будет обслуживать местные газовые котельные, и сейчас местные органы власти докладывают, что «изыскивают денежные средства». На дворе сентябрь! Как будут «изыскивать», понятно: эту проблему предстоит решать правительству области».
Еще один населенный пункт, попавший под особое наблюдение прокуратуры, - муниципальное образование «Луковецкое» в Холмогорском районе.
«Луковецкий — большой поселок, где единственным видом топлива является древесная щепа, — поясняет Сергей Акулич. — Она была закуплена для котельных и почему-то оставлена под открытым небом. Наверное, излишне объяснять, во что в таких условиях превратилось древесное биотопливо. Пример полной бесхозяйственности: деньги истрачены, люди вроде как поработали, но если не принять мер, тепла жители поселка не дождутся».
По мнению заместителя прокурора, реформа местного самоуправления, вокруг которой сейчас так много споров, пойдет на пользу в части передачи с 1 января 2015 года ряда полномочий, в том числе по обеспечению населения услугами ЖКХ, от сельских поселений «обратно» на уровень районов.
«В свое время было принято решение отдать многие объекты ЖКХ, любая авария на которых ЧП, в руки людей, не имеющих ни средств, ни опыта для их содержания, - рассуждает Сергей Акулич. - Сейчас законодатель от этой практики отходит. Районные администрации — значительно более сильная система. Задача прокуратуры здесь - следить, чтобы не получалось так, что главы поселений уже ничего не делают, а районные еще не приступали».
Большинство претензий министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области адресованы мэрии города Архангельска, где, по информации ведомства, практически по всем направлениям «мобилизации» на конец августа результаты оказались самыми низкими: в частности, лишь каждая третья котельная была принята как способная работать в зимний период (в Северодвинске - 67%), готовность жилфонда составляла 55% (в Северодвинске - 85%).
«Преуспела» мэрия областного центра и в закупке топлива. Резерв каменного угля, к примеру, был сформирован только на 66% (для сравнения: по данным прокуратуры, запасы угля в Холмогорском районе на тот момент составляли 3%, в Коношском — 13%. - Прим. ред.). Не спешат городские власти и с поиском денег на формирование аварийного запаса материально-технических ресурсов: выделено лишь 11% от необходимой суммы; на капитальный ремонт объектов ЖКХ — 31%. И отвечать на эти замечания должно руководство города," - говорит министр ТЭК и ЖКХ региона Игорь ГОДЗИШ.
В конце сентября в региональном парламенте будет обсуждаться новый областной закон об организации местного самоуправления, где, помимо пунктов о перераспределении полномочий между сельскими поселениями и муниципальными районами, идет речь о введении института сити-менеджера вместо выборной должности мэра. И главным оппонентом правительства в этом вопросе является администрация города Архангельска.
Не становятся ли острые вопросы подготовки к отопительному сезону частью информационных «маневров»?
«Влияние политических течений, наверное, тоже исключать нельзя, но я могу оперировать только фактами, - подчеркивает заместитель прокурора области Сергей Акулич. - По многим показателям Архангельск действительно пока серьезно отстает. Однако в бездействии мэрию упрекнуть нельзя. По итогам прокурорских проверок больше нареканий к управляющим компаниям, чем к органам власти. Кроме того, надо учитывать количество ветхого жилья в областном центре, если уж сравнивать его с другими крупными городами. Во всяком случае, о «срыве» отопительного сезона в Архангельске речи не идет. Что касается института сити-менеджера, вводится он не от хорошей жизни. Но и в этом варианте все будет зависеть от личных качеств руководителя».