Григорий ДИТЯТЕВ | 20.08.2021 20:14:03
Единый день голосования 19 сентября все ближе, страна постепенно вступила в агитационный период. Теперь в электронных и печатных СМИ представители различных политических партий имеют возможность вести полемику, рассказывать о своем видении проблем.
16 августа в Москве, в помещении Центральной избирательной комиссии, проходила жеребьевка, на которой определялось место в бюллетене для 14 партий, принимающих участие в выборах. А 18 августа в Архангельске, в ВГТРК «Поморье» представители политических объединений и кандидаты-одномандатники делили эфирное время на телеканалах «РОССИЯ 1», «РОССИЯ 24» и на «Радио России».
КПРФ выходит из «окопа»
Полностью результаты жеребьевки выглядят следующим образом:
1 КПРФ
2 «Зелёные»
3 ЛДПР
4 «Новые люди»
5 «Единая Россия»
6 «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП)
7 «Яблоко»
8 Партия Роста
9 Российская партия свободы и справедливости
10 «Коммунисты России»
11 «Гражданская платформа»
12 «Зелёная альтернатива»
13 «Родина»
14 Партия пенсионеров
Именно в таком порядке партии будут представлены в бюллетене. Места распределяли с помощью лототрона, в который загружали непрозрачные шары с номерами. К слову, первый шар, причем с номером 1, вытянула КПРФ. Второй – партия «Зеленые» и тоже с номером 2! После таких совпадений глава ЦИК РФ Элла ПАМФИЛОВА предложила снова прокрутить барабан, и эта интересная прямая последовательность прервалась.
Существует такое мнение, что первое и последнее места в бюллетене зачастую выигрышные, так как всегда есть избиратели, не очень-то политически искушенные, которые ставят отметки по наитию. Хотя Элла Памфилова об этом «веровании» отозвалась скептически, можно сказать, что КПРФ и Партии пенсионеров немного повезло.
Напомним, всего бюллетеней будет два: один – с эмблемами и списком названий партий, второй – с перечнем кандидатов-одномандатников, здесь действует алфавитный порядок.
Больше шести не собраться
Распределение эфирного времени на телевидении и радио происходило также по принципу жеребьевки: строго в алфавитном порядке кандидаты и представители партий выбирали себе оппонентов. Кандидат от СРЗП Ирина ЧИРКОВА выбирала последней, и пакет с именем Еленой ВТОРЫГИНОЙ («Единая Россия») «ушел» от нее буквально в последний момент. Оппонентом Ирины Александровны на теледебатах стала партия «Новые люди» и Роман НОВИКОВ, а на радио – представитель «Яблока» Александр КОЗЕНКОВ. Эмоции уже вылились на страницы соцсетей, но, как представляется, иного варианта распределения времени у руководства телерадиокомпании банально не было.
«В студии мы можем разместить пять, максимум шесть кандидатов, – охотно разъяснил ситуацию генеральный директор «Поморья» Сергей НИКОЛАЕВ. – Но ведь у нас их 10, а партий и вовсе 14. И как нам быть со временем, если участников много, как иначе его делить?»
Порядок дебатов между партиями будет таким. На телеканале «Россия 1» для дискуссий отводится 10 минут и на агитационные ролики тоже 10 минут. Такой же хронометраж на радио. На «России 24» – 8 и 8 минут соответственно. А кандидаты по одномандатным округам будут спорить в парах по более скудной временной норме: 7 минут на «России 1» и на радио (столько же отводится на ролики), по 5,5 минуты – на «России 24». Возможно, роликами можно было бы и пожертвовать, так как они редко получаются удобозримыми.
Но в любом случае провести полноценные дебаты всех участников выборов одновременно сейчас нереально. Впрочем, сложились и очень интересные пары: второму кандидату от СРЗП Олегу ЧЕРНЕНКО, к примеру, удастся подискутировать с представителем «Единой России» Александром СПИРИДОНОВЫМ.
Был интересен вопрос о возможности организации полемики в соцсетях, на платформах типа ZOOM. Но здесь, по словам председателя избирательной комиссии Архангельской области Андрея КОНТИЕВСКОГО, во-первых, требуется фиксация дебатов в избиркоме, а во-вторых, возникает целый ряд неясностей. Что делать, если оппонент не придет, не примет участия в дебатах? Можно ли их в таком случае проводить по принципу телевидения, с передачей времени оппонентам? Как быть с критикой партий, кандидатов, с учетом всех требований к агитационным материалам?
Однако, как представляется, эти выборы могут подсказать какое-то современное оптимальное решение. Ведь Интернет, социальные сети становятся в наше время основным средством коммуникации – будущее за ними.