Григорий ДИТЯТЕВ | 20.05.2020 18:38:26
Не так давно Игорь ГОДЗИШ подвел итоги проделанной работы за прошедшие пять лет. Поскольку Игорь ОРЛОВ, выписавший в далеком 2012 году Игорю Викторовичу «путевку» в политическую жизнь региона, а в декабре 2015-го поставивший своего министра «на город», скоропалительно ушел в отставку, вопрос о будущем нынешнего сити-менеджера областного центра также актуализировался. Так что же удалось сделать нынешнему главе Архангельска, а на что следовало бы обратить внимание?
Финансы «вертикаль» любят
Главная заслуга избранного в декабре 2015 года депутатами городской Думы сити-менеджера – это скрупулезная работа с финансовым блоком, централизация бухгалтерии муниципальных учреждений, а также внедрение передовых управленческих стандартов. Все это принесло результат: улучшается ситуация с бюджетом, растут доходы, имеется существенная экономия городских финансов.
Централизация практически полностью сняла проблему феодальной вольницы МУПов, которая являлась одним из главных недостатков городского управления в период всенародно избранных мэров. Поскольку главная задача любой избираемой власти в России – добиваться своего переизбрания, любая структура управления в таких условиях «затачивается» не столько на эффективную работу, сколько на «вирусную» отчетность и всяческую поддержку горячо любимого руководителя…
Хроническая убыточность муниципальных учреждений, постоянные выбивания новых тарифов, траншей или гарантий при общей непрозрачности и низкой эффективности трат постоянно лихорадили жизнь в городе. Действенного контроля работы этих учреждений мэрия Архангельска обеспечить либо не могла, либо не желала. Источники всех бед выискивались на областном или федеральном этажах властной «вертикали».
При Игоре Годзише результаты работы МУПов стали прозрачными и, самое главное, они теперь не на слуху. Возможно, экономические итоги могли быть поинтереснее, где-то кажется высоковатым уровень кредиторской задолженности, однако свершившаяся финансовая централизация и зависимость статуса градоначальника от воли губернатора и депутатов гордумы снимает серьезные опасения.
В полной версии 324-страничного отчета Игоря Годзиша, размещенной в Интернете, подробно обрисованы достоинства нового проектного метода управления, продвигаемого заместителем главы Даниилом ШАПОШНИКОВЫМ. Теперь бюджетная политика вырабатывается совместно финансистами, специалистами и представителями общественности, что призвано делать ее более предметной. Думает администрация и о малом, среднем бизнесе: благодаря электронным торговым площадкам городские нужды почти наполовину удовлетворяются субъектами МСП, что значительно перекрывает федеральный норматив в 15%.
Митинг – это независимость
Такое стремление финансового блока к близости с народом, как представляется, несколько опережает темпы развития городской демократии. Ни в полной, ни в короткой версии отчета Игоря Годзиша мы не найдем ответа на одну из основных претензий в адрес нынешней администрации: недопустимый отказ согласовывать митинги экопротеста на более или менее удобных площадках.Неоднократно чиновники ссылались на проведение каких-то бесконечных «праздников лыж» и тому подобных «массовых» мероприятий, в которых, как потом выяснялось, никто не участвовал...
Все это, конечно же, недопустимо, и Игорь Годзиш просто обязан был как-то отметить в своем отчете, хотя бы дать гарантии, что подобная практика в будущем не повторится. Нешуточные штрафы, задержания, негативные эмоции, незаконные ограничения в реализации гражданских конституционных прав – такой была политическая реальность ушедшего 2019 года в Архангельске. Справедливости ради стоит отметить, что нарушения имели место и в других муниципальных образованиях области, понятно, в связи с чем и кто их инициировал. Но нам ведь важно не допустить рецидив.
Как ни парадоксально, одна из основных претензий к главе – по поводу благоустройства Архангельска, грязи на улицах и тротуарах – также связана с чрезмерной зависимостью городских властей. Выбор генподрядчика в лице Плесецкого дорожного управления тоже представляется не вполне свободным.
Однако есть и другая сторона проблемы. Плохое состояние дорог после зимы, что было отмечено временно исполняющим обязанности губернатора Архангельской области Александром ЦЫБУЛЬСКИМ, глава города объяснял депутатам исключительно недостаточным уровнем финансирования. Но ведь дело не только в этом. Александр Цыбульский, критикуя администрацию Архангельска, имел в виду все же иное: низкое качество муниципального контроля. Асфальт по весне сходит вместе со снегом, штрафные санкции подрядчикам, по большому счету, не предъявляются, работы не переделываются.
Плюс «ТОСизация» Архангельска
Из отчета становится ясно, что проблемы с благоустройством – во многом результат устранения разного рода аварий на коммунальных сетях. «РВК-Архангельск», ТГК-2 и другие заинтересованные структуры могут вскрывать дорожное полотно без разрешений и зачастую оставляют после себя беспорядок. А контроль за их действиями тоже недостаточен. Изуродованные покрытия, видимо, демотивируют дорожников. Замкнутый круг, разрубить который могла бы передача полномочий контроля и мер административного воздействия главам городских округов. Если, конечно, их перестанут привлекать к искоренению митингов.
Вместе с ТОСами, которых в Архангельске может быть значительно больше, администрации округов способны переломить ситуацию к лучшему. Пока что финансовые объемы совместных с ТОСами проектов совсем не впечатляют – всего около 5 млн рублей.
Привычная для департамента городского хозяйства установка на организуемые свыше субботники изжила себя. Почему бы администрации не решать проблемы благоустройства города иначе – с опорой на ТОСы, которые уже вносят значительный вклад в развитие Архангельска? Наконец, почему бы не прописать в Уставе города обязанность работ по благоустройству для каждого совершеннолетнего горожанина, с правом выкупа этих работ? Пора уже отказаться от неоднозначной советской традиции и мыслить правовыми категориями.
...Что же, «пятилетка Годзиша» показала: даже самые передовые методы финансовой политики вполне способны себя раскрыть в нашем городе, если обращать внимание на формирование демократических принципов и институтов. Положительный и отрицательный опыт в Архангельске накоплен, имеются планы, складываются традиции. В конечном счете, это самое главное.
Комментарии
Мария ХАРЧЕНКО, руководитель фракции ЛДПР в Архангельской городской Думе:
- Много было сделано в 2019 году, в том числе реализованы серьезные социальные проекты по строительству детских садов, школ. Однако все достижения сегодня меркнут, так как город очень грязный. Когда жители Архангельска выходят из своих подъездов и видят весь этот ужас под ногами, то положительное, что делается в городе, отходит на второй план.
Как всегда, основные проблемы — это уборка города, пассажирские перевозки, состояние дорог — то, как они ремонтируются и как исполняются гарантийные обязательства. После резкой критики врио губернатора подвижки есть, значит, все-таки можно привести город в порядок. Давно пора вернуть институт дворников, потому что уже надоело слушать бесконечные жалобы от генподрядчика на недостаток средств для нормального содержания улиц. Никто ведь не заставлял его заключать этот контракт.
Кроме того, я считаю, что глава Архангельска должен был дать оценку неправильным действиям своих подчиненных, отказывавшихся согласовывать митинги экопротеста. Нельзя подставлять людей под штрафы, сталкивать лбами с полицией - это отталкивает горожан от власти. Тем более что протестующие в итоге оказались правы: «Шиесу» дали задний ход, будем надеяться, что окончательно.
Сергей ПОНОМАРЁВ, депутат городской Думы (фракция «Единая Россия»):
- Безусловно, позитивные итоги имеются. Прежде всего, это работа экономического блока. Значительно снизился размер задолженности по судебным решениям – с 11 до 7 млрд рублей. Радует и рост доходов города. Как член команды «Бюджет твоих возможностей» добавлю: Министерство экономического развития России отметило вовлеченность населения Архангельска в процесс формирования городского бюджета. Уже реализуется несколько инициатив горожан, в которых участие города ограничено контролем качества.
Неоднократно обращал внимание на проблемы дренажно-ливневой канализации, мостовых переходов и, конечно, на недостатки в благоустройстве города. Контракт по уборке Архангельска сегодня, по сути, не выполняется, отсутствует должный контроль, поэтому мы говорим о возможности его расторжения.
Еще хотел бы призвать подумать, стоит ли пополнять бюджет города за счет увеличения количества торговых точек, основной ассортимент которых - алкоголь? В отчете главы отмечался рост суицидов среди молодежи: уверен, что связь есть.