Рита ИЛЬИНА. Фото dvinanews.ru, Кирилла Иодаса и Алексея Липницкого | 30.01.2023 18:20:48
С 23 по 25 января в Совете Федерации прошли Дни Архангельской области. Делегация нашего региона во главе с губернатором Александром ЦЫБУЛЬСКИМ приняла участие в заседаниях шести комитетов верхней палаты российского парламента. Как отметила на завершающем мероприятии – «Часе субъекта» – председатель Совфеда РФ Валентина МАТВИЕНКО, это позволило представителям области и показать высокий потенциал развития Поморья, и обсудить все ключевые проблемные вопросы – причём с готовыми предложениями.
Порт федерального значения
Заседание Комитета по экономической политике было посвящено повышению инвестиционной привлекательности Поморья, поддержке бизнеса и экспорта – задачах, требующих содействия федерального центра.
Как отметил заместитель председателя Правительства Архангельской области – министр экономического развития, промышленности и науки Виктор ИКОННИКОВ, наибольший вклад в ВРП нашего региона – 35% – вносит промышленный сектор, опорой которого являются лесной комплекс и северодвинские судостроительные предприятия. Второе место и доля в 10% – у транспортно-логистического сектора. Сегодня происходит смещение вектора логистики с Запада на южные и восточные направления. Однако несмотря на трудности, в 2022 году этот сектор получил новый импульс для развития.
Важность Архангельского транспортного узла показана в утверждённом Правительством РФ плане развития Северного морского пути на период до 2035 года. Повышение конкурентоспособности порта Архангельск связано с ростом контейнерных перевозок по СМП, строительством новых терминалов и подъездных путей. Свободные площадки остаются, открывается перспективная ниша для бизнеса. Рост объёмов перевалки грузов через наш морской порт в 2022 году составил 24,1% по сравнению с 2021 годом.
Однако серьёзным препятствием для развития может стать неудовлетворительное состояние мостовых переходов. Первоочередная задача – возведение моста через Кузнечиху в створе улицы Кировской.
«Этот мостовой переход позволит соединить основные площадки порта с федеральной трассой М8», – пояснил Виктор Иконников. Ориентировочная стоимость строительства – 10,6 млрд рублей.
Второй объект, на котором акцентировал внимание сенаторов заместитель председателя Правительства Архангельской области, – требующий реконструкции путепровод через железнодорожные пути в Кузнечихинском промузле. Расчётная стоимость этого проекта – 1,3 млрд рублей.
Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ:
– Сегодня в Архангельске действует 12 универсальных портовых комплексов и единственный в АЗРФ контейнерный терминал с возможностью хранения и перевалки до 75 тысяч контейнеров в год. Грузооборот порта вырос почти на 25%. Архангельский транспортный узел вошёл в план развития Севморпути до 2035 года. И мы прорабатываем вопрос строительства нового глубоководного района порта мощностью до 40 млн тонн к 2040 году.
Как пояснил Виктор Иконников, в связи с недостаточной пропускной способностью железных дорог трудности с транспортировкой продукции возникли у многих регионов. Не только в ЛПК грузоотправители переориентировались на восточные рынки и ищут альтернативные логические коридоры, один из которых – Севморпуть. К порту Архангельск будут тяготеть, в частности, бизнес Вологодской области, республик Карелия и Коми, Пермского края. Но пока действующая стоимость контейнерных перевозок заметно выше расценок железнодорожников.
«Поэтому мы просим рекомендовать Минвостокразвития РФ рассмотреть наши предложения, касающиеся господдержки регулярной транспортировки грузов по Севморпути: включить порт Архангельск в качестве пункта отправления для получения льготных тарифов на каботажные перевозки, а также расширить характеристики судов. Пока у нас на субсидию может претендовать только лихтеровоз «Севморпуть». Третье предложение в этой части – ввести субсидирование загранперевозок продукции лесопромышленного комплекса из порта Архангельск в порты Азиатско-Тихоокеанского региона», – обратился к членам Комитета СФ по экономической политике Виктор Иконников.
Кроме того, в контексте возможного роста дефицита мощностей портов Северо-Запада России заместитель председателя Правительства Архангельской области представил информацию о строительстве глубоководного района морского порта Архангельск. Для этого необходимо включить проект в госпрограмму РФ «Развитие транспортной системы».
Инициативы одобрены как рекомендации профильным федеральным ведомствам.
Преференции для бизнеса в Поморье
Также на заседании комитета делегацией Архангельской области были представлены возможные варианты усовершенствования льгот для бизнеса в нашем регионе. Конкретные предложения связаны с резидентами АЗРФ и промышленными парками.
Резидентов Арктической зоны РФ в Поморье на данный момент 153, общий объём заявленных инвестиций – более 128 млрд рублей, причём 10,5 млрд рублей уже привлечены в экономику региона. Проектами предусмотрено 6500 новых рабочих мест, 1300 из которых уже создано. Об это и шла речь на заседании комитета.
По словам Виктора Иконникова, сложно идёт процесс возмещения резидентам АЗРФ страховых взносов при создании рабочих мест, хотя Архангельская область находится в лидерах по объёмам предоставления таких субсидий. Более эффективным вариантом стала бы фиксированная ставка.
«Транслируя мнение самих предпринимателей, предприятий, мы предлагаем рассмотреть возможность закрепления пониженной ставки по страховым взносам в размере 7,6% для резидентов АЗРФ, без необходимости подачи документов на предоставление субсидии», – пояснил Виктор Иконников.
Промышленных парков в Архангельской области сейчас создаётся три. Два из них – проекты частных инвесторов: это портово-промышленный комплекс «Талаги» и портово-индустриальный парк «Онега». Комплекс «Талаги» ориентирован на производство железобетонных изделий, судостроение и судоремонт. Парк «Онега» – на создание портовой инфраструктуры со своими местами хранения и накопления грузов, контейнерным терминалом и т. д., а также на развитие аквакультуры и производство кормов для рыб.
Третий проект – государственный промышленный парк в Архангельске, который соберёт резидентов, занимающихся глубокой переработкой древесины, изготовлением металлоконструкций и неметаллической минеральной продукции, упаковки.
Промышленные и технопарки должны обеспечить кооперацию малого и среднего бизнеса с крупными предприятиями региона. Направление перспективное, однако пока Поморье не входит в перечень регионов для получения целевых субсидий.
«Включение Архангельской области в перечень регионов России, претендующих на получение субсидии из федерального бюджета на создание промышленных парков и технопарков, позволит поддержать производственные проекты предпринимателей», – уверен Виктор Иконников.
Эти инициативы также получили одобрение сенаторов.
Расселение «аварийки»: завершить начатое
Представители Архангельской области приняли участие в заседании Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, где главной темой стало расселение ветхого и аварийного жилья в нашем регионе.
Только за 2022 год в Архангельской области было введено в эксплуатацию 426 тысяч квадратных метров жилья. По сравнению с показателями 2019 года темпы жилищного строительства выросли на 29%. Сейчас в регионе строится ещё 125 домов.
При этом, как напомнил на заседании комитета председатель Правительства Архангельской области Алексей АЛСУФЬЕВ, по состоянию на 1 января 2023 года в нашем регионе признаны аварийными 4874 дома общей площадью более 1,1 млн кв. м. Текущую программу переселения – для домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года – Поморье планирует выполнить досрочно: в сентябре 2024‑го. К этому сроку будет расселено 246 тысяч кв. м «аварийки». При этом более 900 тысяч кв. м жилья, уже признанного аварийным, пока не входят в действующую программу и будут расселяться после 2024 года.
Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ:
– Мы уверены, что дополнительные средства региону будут выделены, тем более мы неоднократно с Правительством России и Фондом развития территорий этот вопрос обсуждали и везде получали гарантии, что разница стоимости квадратного метра будет компенсирована. К сентябрю 2024 года действующая программа переселения будет выполнена, и никаких сомнений это не вызывает.
Среди домов, не попавших в программу, есть и такие, которые уже имеют угрозу обрушения. За последние четыре года в Архангельске сошли со свай 23 деревянных дома, свыше 100 – в зоне риска. После обращения губернатора Александра Цыбульского к Президенту РФ Владимиру ПУТИНУ из резервного фонда Правительства РФ на срочное переселение людей из таких домов или выкуп жилья было направлено около полумиллиарда рублей. Однако, как подчеркнул Алексей Алсуфьев, реальная потребность гораздо выше: на 2023-2024 годы она составляет 3,85 млрд рублей. Заявки на эту сумму регионом поданы.
Кроме того, на федеральном уровне уже принято решение о выделении 70 млрд рублей на расселение аварийных домов, признанных таковыми с 1 января 2017‑го до 1 января 2022 года. На эти средства могут претендовать все регионы, которые завершили первый этап программы.
Другая проблема – разница между стоимостью квадратного метра нового жилья по программе и его сегодняшней нормативной стоимостью: 53 тысячи рублей против 90,5 тысячи. В связи с этим представители региона обратились к сенаторам с инициативой о выделении дополнительных средств на компенсацию этой разницы.
Как отметил руководитель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей ШЕВЧЕНКО, «все вопросы, поставленные делегацией Поморья, обоснованны и актуальны». «Более того, я считаю, что в Архангельской области сложилась особенная ситуация: речь идёт о безопасном проживании людей», – подчеркнул сенатор.
Предложения Архангельской области вошли в проект итогового постановления Совфеда.
Также в эти дни в Совете Федерации обсуждались меры поддержки лесопромышленного комплекса Поморья, проекты в сфере связи, образования и спорта, развития ИТ-технологий, вопросы модернизации коммунальной инфраструктуры, завершение строительства и оснащение объектов здравоохранения.
Прямая речь
Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ, губернатор Архангельской области:
– По итогам 2022 года в социально-экономическом развитии Архангельская область сохраняла устойчивые позиции. Консолидированный бюджет области по налоговым и неналоговым доходам исполнен в сумме 102,5 миллиарда рублей. Мы превысили плановый показатель на 12%. Однако начиная с июля поступления по налогу на прибыль ежемесячно снижались. В основном это касается предприятий ЛПК и финансовой сферы.
Лесной комплекс Архангельской области, несмотря на свою развитость, как и весь ЛПК Северо-Запада, был ориентирован на европейские рынки, которые в один момент оказались недоступными. Уверен, что те меры, которые мы предлагаем и которые были одобрены профильным комитетом Совета Федерации, носят действенный характер и помогут сгладить проблемы, возникшие у наших предприятий.
Ключевыми отраслями для нас, кроме лесного комплекса, являются судостроение, судоремонт, освоение недр. В 2022 году по всем этим направлениям была положительная динамика. Больше всего мы приросли в судоремонте – почти на 60%. Это тоже естественный ответ на западные санкции, поскольку многие европейские порты перестали принимать российские корабли. Запись на плановый ремонт судов у нас идёт уже на 2025 год. В связи с этим особую актуальность приобретает развитие Архангельского транспортного узла, строительство нового глубоководного района порта.
Сегодня как никогда важным становится встраивание научно-образовательной среды в общую систему развития региона. Думаю, что у нас есть всё, чтобы претендовать на статус флагмана в сфере науки в Арктической зоне России. Ключевым решением 2022 года стало создание в Архангельске межвузовского кампуса международного уровня «Арктическая звезда».
Интеграция науки во все сферы жизни, значительное расширение транспортно-логистических компетенций, гибкая структурная трансформация промышленного потенциала региона – это направления, которые на ближайшие десятилетия обеспечат устойчивое развитие Архангельской области.
Валентина МАТВИЕНКО, председатель Совета Федерации РФ:
– Прежде всего хочу поблагодарить представителей Архангельской области за тщательную подготовку к Дням субъекта, содержательные доклады, предметную работу в шести наших комитетах, что позволило обсудить основные важные для региона проблемы.
Архангельская область обладает мощным промышленным и инвестиционным потенциалом. Уже сейчас на ваш регион приходится треть всех инвестиционных проектов, реализуемых в Арктической зоне РФ. Это говорит о том, что руководство Архангельской области хорошо знает сильные стороны региона и грамотно использует его конкурентные преимущества для эффективного социально-экономического развития территории. Хочу объективно сказать, что приход нового губернатора, имеющего большой федеральный опыт, поддержку на федеральном уровне, губернатора, которому готовы помогать, – это тоже теперь ваше конкурентное преимущество.
Большие перспективы Поморья сегодня связаны с Севморпутём: это и развитие Архангельского транспортного узла, и строительство глубоководного района морского порта. В то же время в сегодняшних условиях ряд отраслей, в том числе лесоперерабатывающая промышленность, не по вине региона, конечно, оказалась в уязвимом положении. Нужно всем вместе искать выходы из этой ситуации. Владимир Владимирович Путин недавно подчеркнул, что лесной отрасли необходимо придать импульс развития через углубление переработки сырья и пиломатериалов на территории России. Эта задача не решается по щелчку пальцев, но у Архангельской области есть все возможности занять освободившиеся после ухода западных компаний ниши на внутреннем рынке.
К Дням субъекта в Совфеде готовится не только сам субъект: сенаторы обстоятельно анализируют социально-экономическое развитие конкретного региона, то, как решаются социальные вопросы, что происходит в сферах образования, здравоохранения и каково в целом настроение у населения. И вот к каким выводам мы пришли.
С точки зрения состояния дорожной сети, коммунальной инфраструктуры, ЖКХ проблемы остаются. Настораживает и по-прежнему большой объём ветхого и аварийного жилья. Архангельск позиционирует себя как столица Арктики, однако ему пока не хватает всего, что относится к комфортной, благоустроенной городской среде. Обратите также внимание на общественный транспорт – об этом много пишут люди в соцсетях.
В то же время сделано много. Есть хорошая динамика, движение вперёд, какую сферу ни возьми. Так, темпы расселения ветхого и аварийного жилья только в прошлом году ускорились в два раза. Больше внимания стало уделяться дорогам. Я хочу, чтобы и в итоговом постановлении это было отражено: через два, максимум через три года Архангельск должен стать столицей Арктики во всех отношениях.
Главное, что у руководства области есть видение перспектив, программа развития. Мы нацелены на то, чтобы в итоговое постановление Совета Федерации по Дням Архангельской области вошли все необходимые и, главное, реально исполнимые меры поддержки региона.