ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Отмена выборов мэров: вопрос решен?


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 26.09.2014 06:14:11

altНа сентябрьской сессии областного Собрания в первом чтении принят законопроект, одна из ключевых позиций которого — отмена всенародных выборов мэров городов и глав районов. За реформу местного самоуправления (МСУ) в таком варианте проголосовали 49 из 58 присутствовавших депутатов. Оставшиеся в меньшинстве заявили о том, что уже готовят пакет поправок к закону. В Архангельске и Новодвинске планируется проведение городских референдумов.

Утвержденный в мае 2014 года Федеральный закон №136, напомним, делегировал российским регионам право, больше похожее на обязанность: изменить «устаревшую» систему МСУ на своей территории. Рекомендация передать две трети полномочий от сельских поселений районным администрациям особых возражений не вызвала. Основная дискуссия разгорелась вокруг фактической отмены привычных выборов мэров в городах и введении должности назначаемого сити-менеджера. Это следует и из законопроекта, разработанного при решающем участии Правительства Архангельской области и вынесенного на сессию облсобрания.

Несколько месяцев «земская» реформа активно обсуждалась во всех крупных муниципальных образованиях (МО) с участием партий, избиркома, общественных организаций, СМИ. Кроме того, по отзывам депутатов, ни одна законодательная инициатива за последние лет пять, а то и десять, не привлекала столько внимания людей, никак не связанных с политикой. Однозначно за сохранение прямых выборов выступили мэр Архангельска Виктор ПАВЛЕНКО, депутаты и мэр Новодвинска Владимир БЕЛОГЛАЗОВ, городская Дума и мэр Коряжмы Валерий ЕЛЕЗОВ, с предложением пересмотреть некоторые нормы закона — мэр Котласа Андрей БРАЛЬНИН, мэр Северодвинска Михаил ГМЫРИН, депутаты Архангельской городской Думы. Однако этого оказалось недостаточно.

Если законопроект после второго чтения существенно не изменится, глав городов и районов теперь будет избирать не население, а депутаты. На примере Архангельска — городской Думы, из своего состава. Он же «автоматически» становится спикером.

«Так глава проходит двойную проверку: сначала на прямых выборах, потом — по оценке коллег, как кандидат на пост руководителя муниципального образования, - пояснил позицию правительства области заместитель губернатора по региональной политике Сергей КОВАЛЁВ. - Это уже не «золотой телец», избранный на пять лет, отозвать которого возможно лишь в исключительных случаях, а человек, который несет ответственность и перед жителями территории, и перед депутатским корпусом».

Отдельно вводится должность сити-менеджера, работающего по контракту с четкими условиями и «освобожденного» от представительских функций в пользу непосредственно хозяйственных. Как отметил на сессии Виталий ФОРТЫГИН, руководитель фракции «Единая Россия», консолидировано поддержавшей законопроект, сити-менеджер по определению не будет увлекаться самопиаром и политикой, объяснять, почему он хочет построить именно этот дом или дорогу, а только отвечать на вопрос «как?».

Претендента на должность «директора» администрации выдвигает конкурсная комиссия, утверждают и принимают решение об отзыве – депутаты МО. В состав комиссий, помимо представителей правительства области (50%), должны входить депутаты местного и регионального уровня, делегаты от общественных организаций (50%).

По словам Сергея Ковалева, такую модель местной власти используют около 5000 муниципальных образований России, а в Северо-Западном федеральном округе назначается половина глав администраций региональных столиц.

15-19 сентября архангельский «КоллЦентр24» провел социологический опрос, в котором участвовали 700 респондентов. Как сообщил заместитель губернатора, в Архангельске идею введения института сити-менеджеров поддержали 54% отвечавших, в Северодвинске — 48%, в Новодвинске — 44%.

Против законопроекта проголосовала фракция «Справедливой России» и бывший мэр Новодвинска, член партии «Патриоты России» депутат Иван ПОПОВ. Воздержались большинство коммунистов.

«Существующая модель местного самоуправления в Архангельской области и так соответствует 136-му Федеральному закону. Мы вполне могли бы обойтись перераспределением полномочий и техническими поправками в областное законодательство. Ссылаться на якобы непрофессионализм избранных руководителей муниципалитетов — все равно что ставить под сомнение качество работы всех бывших и нынешних глав МО. Например, Валерия ПИКОВСКОГО, Александра ДЕМЕНТЬЕВА, Юрия СЕРДЮКА, Михаила Гмырина, Александра БЕЛЯЕВА, - отмечает Иван Попов. - Нам говорят о том, что сейчас главу трудно снять. Ничего подобного. Например, за не исполнение в течение трех месяцев судебного решения — бумага за подписью губернатора, и глава на улице без выходного пособия. Этот закон вносит раскол не только между партиями, но и в обществе. Подоплека вопроса сводится к наличию денег в областном бюджете. И в нашей ситуации хоть сити-менеджер, хоть император — суть проблемы не меняется».
Во втором чтении законопроект будет рассматриваться на следующей, октябрьской сессии областного Собрания.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

altВиктор ПАВЛЕНКО, мэр города Архангельска:

- Наша общая позиция с депутатами всех фракций городской Думы осталась неизменной: в Архангельске необходимо сохранить прямые выборы мэра. Поправки к закону готовы. Мы также отслеживаем данные социологических исследований - более 70% архангелогородцев за прямые выборы мэра. Учитывать мнение граждан требует и ФЗ №136. Кроме того, при обозначенной авторами закона двухступенчатой системе управления на местах трудно четко разобраться, за что отвечает глава города, а за что сити-менеджер. Когда люди выбирают мэра — на нем и лежит прямая ответственность за принятые решения. Предложения о возвращении прямых выборов главы города могут вноситься до марта 2016 года (до истечения срока полномочий действующего мэра Архангельска — Прим ред.). Депутаты гордумы уже предложили провести референдум по этому вопросу.

altСтанислав ВТОРЫЙ, председатель комитета областного Собрания по законодательству и судебно-правовым вопросам:

- Замечаний правового характера к закону не имеется. Вопреки популистским заявлениям, ничьих конституционных прав он не нарушает. Говорят: два юриста – три мнения, а депутатов шестьдесят два, избирателей еще больше. Точки зрения самые разные, и ничего плохого в этом нет. Прошли времена, когда под аплодисменты одобряли все и вся. За десять лет 131-й закон о МСУ, который не учитывал в полной мере российскую ментальность, правился девяносто три раза. Наивно считать 136-й закон 94-й правкой, которая поставит все на свои места. Жизнь богаче того, что заложено в любом законе.

В то же время утверждать, что ничего менять не надо, все равно что не видеть существующего конфликта между главами районов и поселений. Не говоря уже о том, что второй десяток лет происходит у нас в областном центре: мягко говоря, это можно назвать частичной потерей управляемости. Уже нет здесь ни Николая КИСЕЛЕВА, ни Ильи МИХАЛЬЧУКА. Если мы по-прежнему считаем, что дело в межличностном конфликте — давайте назовем избирателям и самим себе день его прекращения, поскольку в заложниках оказались граждане, которые вправе претендовать на качественное оказание услуг муниципальной власти.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Реальный бизнес


Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5