Александр ИВАНОВ, эксперт «БК» | 14.12.2018 22:40:06
Сто двадцать один год назад, в январе 1897 года, была проведена первая всеобщая перепись населения Российской империи. Административный и фискальный учет населения Руси вели и ранее, но всеобщая перепись с единым бланком, с переписными комиссиями, специально обученными переписчиками, проводилась впервые. Важность события и воспитание не позволили императору Николаю II покривить душой, и в графе «занятие, ремесло, промысел, должность или служба» он собственноручно написал: «Хозяин земли Русской».
Минул век, переписи стали регулярными, но их формат и суть сохранились, сохранились даже способы обработки данных, только техника поменялась, сохранились и некоторые из видов занятий и промыслов, должности и служба. Изменились лишь люди, замещающие государственные и муниципальные посты. Они не напишут «хозяин земли области», «хозяин земли города». Постесняются… Но ведут себя, как императоры.
Не так давно, в пору всеобщей государственной собственности, государство обязывало хозяйствующие субъекты – предприятия и организации – убирать скверы и тротуары, дворы и дороги в микрорайонах, где располагались жилые дома предприятий. Заодно и частники должны были «под скребок» чистить тротуары вдоль своих заборов. Эти не разграниченные государственные земли с дорогами, тротуарами, скверами и спортплощадками назвали «прилегающими территориями» и ввели партийную и административную ответственность за их содержание.
Времена изменились, появились иные собственники участков, зданий и сооружений, гражданское законодательство обязало их содержать и убирать свою землю и тротуары, и это справедливо. Но как быть с государственными и муниципальными землями, в том числе с землями общего пользования – дорогами, внутриквартальными проездами и тротуарами, скверами, дворами многоквартирных домов и контейнерными площадками?
Наши «хозяева земли» толком наладить уборку не сумели, землю под пятью тысячами многоквартирных домов Архангельска формировать и отводить в собственность жильцов не захотели, поэтому решили силой заставить собственников соседних домов и участков содержать и убирать государственные и муниципальные земли общего пользования, назвав их по привычке «прилегающими территориями».
На декабрьскую сессию Архангельской городской Думы глава города за подписью своего заместителя внес проект решения, которым в Правила благоустройства муниципального образования вносятся изменения и дополнения, связанные с появлением нового, отсутствующего в федеральном земельном и градостроительном законодательстве статуса земельных участков. «Прилегающие территории» – это государственные и муниципальные земли общего пользования, которые будут отмеряться от стен домов и сооружений, от границ участков собственников земли и под административную ответственность передаваться (без отвода или иного официального владения) частным лицам – собственникам зданий и земельных участков – для уборки и содержания.
Вроде бы мелочь, собственники в очередной раз стерпят. Ведь терпим же мы ситуацию, когда по нашим жалобам штрафуют управляющие компании, а штрафы гасятся из наших средств, выплачиваемых на содержание нашего же общего имущества. Угнетает возрастающее управленческое невежество «хозяев».
Проект городского решения имеет свою историю. В декабре 2017 года Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дополнился новым положением о том, что «Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий». В конце апреля этого года областным законом отмерили десятки метров таких «прилегающих территорий» собственникам зданий и земель, к которым примыкают земли общего пользования. К декабрю и городские власти созрели для введения нового порядка содержания и уборки земель общего пользования.
Не буду приводить положения проекта решения с перечнем форматов прилегающих территорий, включающих тротуары и проезды, контейнерные площадки и спортивные сооружения. Важнее иное – такой подход разделил собственников. Владельцы помещений в многоквартирных домах не будут тратиться на прилегающие территории, поскольку земельные участки под их домами, как правило, им не принадлежат, а владельцы коттеджей, отдельно стоящих магазинов, спортплощадок, киосков и т.д. – будут. То есть можно заставить собственника отдельно стоящего магазина чистить и ремонтировать тротуары, а собственников магазинов в многоквартирных домах – нет! Это скажется и на капитализации квадратного метра помещений, и на арендной плате.
Вводимая государственной и муниципальной властью несправедливая нагрузка на некоторых собственников – серьезное экономическое и социальное противоречие. Сгладить его можно только осторожными, продуманными решениями. В регионах и городах, где поняли эту проблему новаций федерального законодательства, начали с составления довольно мягкого перечня работ по уборке прилегающих территорий, определения границ этих территорий (как правило, до 5 метров) и договорного порядка привлечения собственников к уборке и содержанию земель общего пользования.
В нашей области и городе «хозяева» этого не поняли! Во дворах многоквартирных домов Архангельска земли общего пользования так и останутся «ничьими»: содержать и убирать их опять никто не будет! Более того, такое решения «убивает» желание получать землю под многоквартирными домами в общую долевую собственность, а тех, кто уже стал собственником таких участков, ставит в глупое положение.
Такими управленческими ошибками региональные и муниципальные «хозяева земли» накапливают негативный потенциал отношения к себе. Добивает фраза в пояснительной записке: «Проект решения одобрен участниками публичных слушаний…».
Что за публика слушает такие проекты решений наших «хозяев»?
Рассмотрение вопроса перенесено на 20 декабря.