Экспертно-аналитический центр САФУ имени М.В.Ломоносова | 04.06.2014 10:54:59
Большинство экспертов оценивают общественно-политическую ситуацию в Архангельской области как напряженную. Четверть опрошенных считает ситуацию стабильной, а почти каждый десятый назвал ее критической. Таковы результаты исследования экспертно-аналитического центра САФУ по оценке социально-экономического положения региона и перспектив его развития «Архангельская область: поиск точек роста» (начало – «БК» от 23 мая 2014 г).
Деятельность региональных органов власти и органов местного самоуправления областного центра оценивается экспертным сообществом как «скорее плохая». Количество хороших оценок («отлично» и «хорошо») не превысило 10%, тогда как неудовлетворительные («плохо» и «очень плохо») составили от 30% до 40 %.
ОЦЕНКА РАБОТЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
Около половины экспертов (от 42 до 60%) поставили всем оцениваемым властным структурам «тройку». Региональные органы власти получили чуть более высокие баллы, чем Архангельская городская Дума и особенно - мэрия города Архангельска.
Анализ результатов выявил сильную прямую взаимосвязь оценок изучаемых органов власти, за исключением пары: правительство области - мэрия областного центра. Вероятно, это связано со скрытым конфликтом между данными структурами, находящим отражение в средствах массовой информации.
Экспертам было предложено оценить по 5-балльной шкале работу правительства области по 15 направлениям развития региона. Большинство из направлений получили критическую оценку: средний балл - 2,47. Хуже всего, по мнению экспертов, обстоят дела с решением проблем жилищного и коммунального комплексов, развитием экономики региона, а также организационно-кадровой работой.
ОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Перед экспертами был поставлен вопрос «Как справляется с обязанностями губернатор области Игорь ОРЛОВ?». Его работу эксперты оценили как «скорее неудовлетворительно». Среднее значение оценки составило 2,67 по 5-балльной шкале. При этом чуть более половины опрошенных поставили главе региона оценку «3» (средне), а более трети - «плохо» или «очень плохо». На «очень хорошо» и «хорошо» оценил работу губернатора лишь каждый десятый эксперт.
В качестве основного метода исследования использовался экспертный опрос.
Всего в экспертном исследовании приняли участие 67 экспертов. 34
эксперта представляют САФУ, из них 12 – директора институтов, 19 –
заведующие кафедрами САФУ («эксперты САФУ»). 33 эксперта представляют
различные слои регионального сообщества, из них семь – депутаты
областного Собрания, пять – депутаты Архангельской городской Думы, пять –
члены Общественной палаты региона («внешние эксперты»). Среди всех экспертов – 17 докторов и 18 кандидатов наук (52,2%).
Для анализа состояния политической элиты региона экспертам было предложено оценить ведущих региональных политиков по трем параметрам, каждый параметр оценивался по 5-балльной шкале. В список для оценки были включены сенаторы и депутаты Госдумы от Архангельской области, заместители губернатора области, руководители областного Собрания и муниципалитетов самых крупных городов региона. Исходя из методики исследования, число заместителей губернатора и председателя облсобрания, внесенных в список, было ограничено. По этой же причине в списке отсутствует губернатор, поскольку высшее должностное лицо в отечественной политической системе занимает особую роль и сравнивать его с другими политическими деятелями некорректно.
Первый параметр оценки - компетентность, то есть наличие знаний и опыта, необходимых для работы в занимаемой должности. В целом, политическая элита получила «тройку» за компетентность (среднее значение – 2,96). При этом разброс оценок по данному параметру оказался небольшим (средний коэффициент вариации – 10%).
По второму параметру – публичности, то есть открытости, доступности, гласности политика, разброс оценок получился большим. Так, мэр Архангельска Виктор ПАВЛЕНКО получил в среднем 4,25 балла, а замы губернатора Алексей ГРИШКОВ и Алексей АНДРОНОВ - менее 2-х баллов.
Третий параметр - влиятельность, в первую очередь при принятии решений различными органами власти. По этому показателю политики, в целом, получили наиболее низкие оценки (среднее значение – 2,74).
Для получения сводного рейтинга региональных политиков был выведен интегральный показатель. Он рассчитан как среднее значение по трем параметрам с учетом веса (значимости) каждого показателя. При подсчете были применены следующие «весовые коэффициенты»: компетентность – 0,5; публичность – 0,2; влиятельность – 0,3.
Интегральный рейтинг политиков областного уровня возглавляют главы муниципалитетов Архангельска и Северодвинска Виктор Павленко и Михаил Гмырин. Третье и четвертое места заняли представители области в Федеральном Собрании РФ Константин Добрынин и Ольга Епифанова. Лишь один из четырех оцениваемых заместителей губернатора области вошел в первую пятерку рейтинга. При этом замыкают рейтинг заместители губернатора, отвечающие за самые приоритетные, по мнению экспертов, направления деятельности правительства — Алексей Гришков (экономика и финансы), Алексей Андронов (организационная и кадровая работа).
Интегральный рейтинг политиков областного уровня:
Таким образом, по мнению экспертов, реальный политический вес многих представителей региональной элиты явно не соответствуют их должностному статусу. Недаром ряд экспертов называют ситуацию на политическом поле региона напряженной и даже предкритической.
Анализ анкет экспертов также позволил выявить степень известности указанных региональных политиков, этот показатель косвенно характеризует не только публичную активность политика, но и уровень его профессиональных контактов. В число наиболее известных вошли Виктор Павленко, Елена Вторыгина, Ольга Епифанова, Людмила Кононова, Константин Добрынин. Причем если первые две персоны – старожилы архангельской политики, то остальные сравнительно недавно занимают видные политические посты.
Доля экспертов, затруднившихся оценить региональных политиков:
Для изучения перспектив развития политической системы региона в анкету были включены вопросы, касающиеся возможных инноваций в структуре региональных органов власти. При формулировании этих вопросов использованы публикации в СМИ и практика других субъектов РФ.
Отношение экспертов к возможному введению должности председателя правительства области оказалось неоднозначным. Примерно треть высказалась за введение данного поста в правительстве с тем, чтобы сделать губернатора фигурой политической и стратегически-ориентированной. Противников этой идеи - 55%. Вместе с тем среди экспертов-практиков и среди тех, кто хорошо осведомлен о политической ситуации в регионе, доля сторонников поста председателя правительства области заметно больше (около 40%).
Считаете ли вы целесообразным введение должности председателя правительства Архангельской области?
Большинство экспертов высказались за сокращение количества министерств в структуре правительства области. Лишь 12,7% считают, что нет необходимости вносить изменения в структуру областной исполнительной власти. Более половины экспертов считают, что необходимо значительно сократить число министерств: до 7-9 или даже 4-6. Примерно четверть опрошенных затруднились с ответом на данный вопрос.
Как вы считаете, какое количество министерств в структуре Правительства Архангельской области является оптимальным?
Эксперты поддержали идею сокращения количества депутатов областного Собрания. Только менее 20% опрошенных высказались за то, чтобы оставить без изменения структуру высшего представительного органа власти. Чуть больше последних среди внешних экспертов. Вместе с тем мнения сторонников сокращения разошлись: около 40% экспертов – за сокращение количества «партийных» депутатов, а чуть более 30% - за уменьшение и «партийных» депутатов, и «одномандатников».