ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Маркетинговая стратегия для власти: управлять можно тем, что управляется


Александр ИВАНОВ, эксперт «БК» | 03.02.2017 20:33:59
Маркетинговая стратегия для власти: управлять можно тем, что управляется

Не так давно по заказу одной торговой компании разрабатывали для нее стратегию развития. Все как положено: определение миссии, цели, задачи, анализ внешней среды, ресурсов и так далее. Дошли до маркетинговой стратегии, спорим, и тут осторожный коллега начинает нас «опускать на землю». Говорит: «Управлять можно только тем, что управляется, а то, о чем вы говорите, – чужое». Действительно, компания не управляла тем, о чем шла речь, проект поправили. Заказчику нужна реальная стратегия, за пустое он не заплатит…


Это вам не разработка областных, отраслевых, муниципальных и других новомодных стратегий, оплачиваемых бюджетом. Там, действительно, чем красивее слайды, тем лучше! Тем более я как-то ни разу не видел подведения итогов или анализа последствий исполнения всех этих планов и программ. Вместо пуб­личного отчета о том, что получилось, а что нет, всегда появляется следующая «стратегия».

Даже в восьмидесятые годы прошлого века, когда практически все ресурсы были в руках государства, планы и программы власти «буксовали» повсеместно. Помню, как из года в год вставляли мы в план социально-экономического развития Соломбалы окончание строительства кинотеатра. До недавних пор он, правда уже в виде частного многоэтажного торгового центра, стоит недостроенный напротив Соломбальского РОВД.

Сегодня у региональной власти, да и у городской, амбиции остались, а ресурсов и компетенций совсем мало. Амбиции толкают стратегии прописывать широко, «залезая» в частную экономику, общественные отношения и гражданские полномочия, а ресурсная слабость и невозможность тотального администрирования заставляют поджимать хвостик ко времени подведения итогов.

Стратегическое планирование и управление как отрасль выросло в бизнесе в середине прошлого века и только теперь начинает осваиваться в региональных и муниципальных управляющих структурах. Чем власть управляет? Бюджетом, государственной и муниципальной собственностью, в том числе земельной, подведомственными юридическими лицами и институтами, процессами администрирования и нормированием. Иные ресурсы либо слабоваты (интеллектуальные, социально-культурные), либо чужие. Бюджетами и госсобственностью, учреждениями и администрированием управление такими территориями и социумами, как область или многотысячный город, реализовать трудно. Вместе с тем основной властный ресурс – нормативно-правовое регулирование – используется крайне неумело.

Корифей науки управления, доктор экономических наук Александр Гапоненко предложил в качестве концепции современной региональной стратегии региональный маркетинг. Суть предложения – в продвижении региона на федеральном уровне как производителя качественного и востребованного управленческого продукта. Область не только организатор площадок для успешного инвестирования или развития туризма, но и генератор толковых управленческих решений, создатель успешной нормативной правовой базы, возможной к тиражированию по всей России.

В начале века Архангельск стал первым городом в стране, где весь пассажирский транспорт стал частным. В инициативном порядке были сделаны пакеты нормативно-правовых актов, позволяющих грамотно организовать перевозки в режиме аренды бизнесом автобусных маршрутов. Только через пятнадцать лет федеральное законодательство «догоняет» эту идеологию управления в отрасли. Наша область могла бы быть автором общероссийской модели управления пассажирскими перевозками, но этого не произошло. Архангельск – первый город в России, где весь жилищный фонд перешел под управление частных компаний. И вновь системы договорных отношений, разработанные в то время, не были восприняты властью, и мы утратили первенство. Можно осуждать эти примеры, поминать Чубайса, гнать частника из экономики, однако цена билета на автобус и месячная плата за жилищные услуги (не коммунальные!) в северном Архангельске одни из самых низких.

Сегодня мы упускаем возможное лидерство, а значит, и стратегическое преимущество региона в вопросах обращения с производственными и бытовыми отходами. У нас опять разработана инновационная управленческая модель создания и деятельности регионального оператора, но она снова никому во власти не нужна.

Может, и невелика слава быть лучшим «золотарём», только сами-то мы где?..






Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Реальный бизнес


Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5