Кирилл ФЕЛЬДМАН | 16.12.2021 16:07:46
Недавно в России тихо прошла перепись населения. Мероприятие государственной важности как-то затерялось на фоне предшествовавших выборов и параллельной борьбы то ли с коронавирусом, то ли за вакцинацию. И это несмотря на усилия властей объяснить, как эта самая перепись важна.
Зачем перепись нужна, да и нужна ли она вообще – тут, как говорится, есть разные мнения. Например, официальный портал мэра и Правительства Москвы разъясняет, что перепись населения – самый эффективный и зачастую единственный способ определить, сколько в стране жителей, какие проблемы у них есть. На основе этой информации формируется социальная политика государства. Данные переписи позволяют проанализировать текущие нужды граждан и спрогнозировать, в чем россияне будут нуждаться в будущем. А точные сведения о численности населения дадут возможность… скорректировать размер выплат, например материнского капитала.
Может быть, оно все и так. Может быть, и в самом деле без переписи наше государство не знает, сколько у него граждан и в чем они нуждаются. Может быть, благодаря переписи и мы все узнаем, что нам потребуется в будущем. По крайней мере, в Москве, раз уже это тамошняя власть обещает. Но как размер материнского капитала зависит от численности населения, лучше не думать, все равно ничего хорошего в голову не приходит.
А вот еще один посыл: актуальная информация о том, кто и как живет в стране, поможет сформировать стратегические планы развития регионов и государства в целом. Прекрасно! Тем более что такие стратегии уже есть. Например, «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная правительством 13 февраля 2019 года.
Правда, для Архангельской области этот документ не сулит ничего хорошего: на территории России выделяются 20 крупных экономических центров, которые обеспечат вклад в экономический рост страны более 1% ежегодно. Это крупнейшие города и городские агломерации, среди которых, разумеется, столица равных себе не знает.
Нам в этом калашном ряду места нет: Архангельск попал в список субъектов Федерации, которые должны обеспечить более скромный вклад в экономический рост России – от 0,2% до 1% ежегодно. Впрочем, мы не аутсайдеры: от Абакана и Брянска, Костромы и Магадана, Смоленска и близкого нам Нарьян-Мара даже 0,2% не ждут. Условий для формирования научно-образовательных центров мирового уровня у нас, по мнению авторов стратегии, не сложилось. Единственное, в чем повезло, по крайней мере, на первый взгляд: несколько муниципальных образований попали в Арктическую зону. В соответствии с указом президента это Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Приморский, Мезенский и Онежский районы, ну и Новая Земля, конечно.
С момента утверждения стратегии прошло без малого три года – половина срока, на который она рассчитана. Говорить об экономических успехах не приходится: злокозненный вирус, локдауны по всему миру, обвал цен на нефть, которые до сих пор не восстановились до конца…
Давайте посмотрим на демографию. Только за прошлый год население Архангельской области, без учета Ненецкого автономного округа, сократилось на девять с лишним тысяч жителей. Примерно 2,2 тысячи приходятся на выехавших за пределы Поморья, остальные потери – почти 7,3 тысячи – за счет преобладания смертности над рождаемостью. Коронавирус, конечно, свой вклад внес, но его преувеличивать не надо: за 2020 год, по данным оперштаба, в области скончались 443 человека.
В самом Архангельске ситуация не лучше: из жизни в прошлом году ушли 4564 горожанина, и 2653 новорожденных эти потери не компенсируют. Миграционное сокращение составило всего 84 человека, но небольшой эта цифра кажется только на первый взгляд: за ней – отъезд 1209 архангелогородцев в другие города и веси. Переселились в столицу 1125 жителей области. Кто забыл, к середине 1980-х жителями Архангельска считались 416 тысяч человек. Сейчас – чуть меньше 349 тысяч. Учитывая, что самое резкое сокращение численности пришлось на 1990-е, когда многие уезжали с Севера из-за изменений в структуре экономики, прошлый год можно считать одним из самых драматичных.
На самом деле приведенные выше данные беспристрастной статистики показывают вполне типичную ситуацию. Если говорить об естественной динамике, наши показатели укладываются в общероссийские: умирает в последние годы больше, чем рождается. Несмотря на программу материнского капитала и прочие усилия властей.
Если говорить о миграционных процессах, то они протекают в полном соответствии со стадиальной концепцией урбанизации. Не вдаваясь в подробности: по мере развития промышленности и строительства люди перемещаются из сельской местности в города, и лишь потом, когда развиваются коммуникации и инфраструктура, когда образ жизни на селе становится практически неотличим от городского, начинается обратный процесс. Концепция эта была разработана еще в начале 60-х годов прошлого века американским ученым Дж. Джиббсом. Процессы урбанизации, которые тогда и сейчас происходят во всем мире, в нее укладываются, а различия между странами в стадиях урбанизации соответствуют различиям в уровне экономического развития.
Взывать к преданности малой родине вряд ли стоит: жить и растить детей в хороших условиях – желание нормальное, естественное. Смысл разумных государственных регулятивных усилий как раз и состоит в том, чтобы создавать такие условия, а не вынуждать людей их искать, перебираясь в «перспективные города и мегаполисы».
С этой точки зрения польза от концепции пространственного развития в лучшем случае никакая. Этот пышный документ лишь закрепляет происходящие процессы, вместо того чтобы изменять их адекватными инструментами государственного управления. Стратегия пространственного развития РФ подверглась резкой критике независимых экономистов сразу после появления на свет, хотя и родилась она не в понедельник. Возможно, сработало проклятие 13-го числа.
Заложенный в эту стратегию целевой показатель среднегодового темпа роста валового регионального продукта субъектов РФ – 3,7%, а мировая экономика безо всякой глобальной стратегии инерционно растет темпами около 3% в год. Руководитель Центра стратегических исследований МГУ Владимир Квинт в одном из интервью тогда недоумевал: «стоило ли вообще городить огород?»
Хорошо, раз уж документ слаб как стратегия, может быть, от него есть какая-то другая польза? Эврика! В VIII разделе «Механизмы реализации стратегии» читаем: «Стратегия предусматривает разработку (корректировку) механизмов социально-экономического развития геостратегических территорий Российской Федерации посредством… субсидирования организаций воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажирам, проживающим в … Арктической зоне Российской Федерации, по маршрутам из указанных территорий на другие территории Российской Федерации и в обратном направлении».
В нашем случае субсидии должны отразиться на цене авиабилетов для жителей тех самых муниципальных образований, указанных президентом: Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Приморского, Мезенского и Онежского районов, Новой Земли. Ну почему же тогда авиабилет от Архангельска до Москвы стоит дороже, чем от Москвы до Челябинска, хотя вторая трасса почти в два раза длиннее первой? Что, за почти три года механизм так и не разработали?
Это для формирования таких стратегических планов мы тратим изрядные средства на проведение регулярных переписей населения?