Герман КУЗНЕЧИХИН. Фото dvinanews.ru | 06.02.2023 10:52:49
23-25 января в Совфеде проходили Дни Архангельской области. А предыдущие состоялись почти шесть лет назад – в 2017 году. И тогда, и сейчас фиксировались как проблемы, так и достижения региона, ставились конкретные задачи. Практически все начинания областных властей получили одобрение сенаторов. В феврале должно выйти итоговое постановление Совета Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития Архангельской области» – документ, имеющий обязывающую силу для профильных федеральных министерств. А что удалось реализовать из аналогичного постановления 2017 года? И что так и осталось без движения?
Вызовы изменились
Заслуживает внимания перечень проблем Архангельской области, которые выделялись тогда сенаторами. Он заметно отличается от того, что прозвучало сейчас: в 2017 году внимание фиксировали на повышенных расходах, связанных с особыми условиями хозяйствования на северных территориях, недостаточном уровне развитости транзитного транспортного потенциала, малой степени разведки запасов полезных ископаемых, низком уровне использования расчётной лесосеки, превышении темпов роста расходов консолидированного бюджета Архангельской области над темпами роста его доходов, а также на высоком объёме государственного долга региона.
Спустя восемь лет проблемы Поморья видятся уже совершенно по-новому: отмечается необходимость ускорения переселения жителей из ветхого и аварийного жилья, инфраструктурного развития региона, проблема общественного транспорта в областном центре. Какие‑то болевые точки отошли на задний план в связи с резко изменившимися условиями хозяйствования. К примеру, уровень госдолга в Архангельской области, как и в других регионах России, из-за пандемии подрос. Новые сложности принёс жёсткий режим санкций, введённый в Европе, – сенаторы отметили необходимость поддержки пострадавшего по этой причине регионального лесопромышленного комплекса.
Признали необходимым во время презентации Поморья в Сенате создание в Северодвинске ресурсного центра по подготовке будущих корабелов на базе техникума судостроения и машиностроения. Это предложение, как и инициатива Правительства Архангельской области по комплексной модернизации образовательного учреждения, скорее всего, найдёт отражение в итоговом новом постановлении Совета Федерации. Современные перспективы Архангельской области сегодня по-новому связаны с Северным морским путём: логистические проблемы, возникшие из-за резко возросших объёмов перевозки грузов в восточном направлении, требуют развития Архангельского транспортного узла. Но вот будет ли осуществлено давно планировавшееся строительство глубоководного района морского порта?
Опасность сверхидей
Без преувеличения, центральное место в принятом в июне 2017 года постановлении отводилось строительству «Белкомура» – железной дороги, призванной соединить Сыктывкар и Карпогоры и следовать далее в Пермский край. Четырежды упоминается «Белкомур» в том постановлении. Следует отметить, что рекомендация Правительству РФ о заключении меморандума между Россией и Китаем по поводу строительства «Белкомура» была исполнена. В постановлении прописывалась и «возможность финансирования мероприятий по строительству глубоководного района морского порта Архангельск», но в связи с привязкой к возведению железнодорожной ветки возможности эти так и не обозначились…
По иронии судьбы под занавес уходящего года, 26 декабря, как сообщили СМИ Республики Коми, межрегиональная компания «Белкомур» получила статус недействующей организации, находящейся в стадии ликвидации. Получается, «припарка» постановления Совета Федерации мегапроекту, который «пробивали» совместно несколько регионов, не помогла.
История с «Белкомуром» весьма поучительна: на региональном уровне экономистам во власти крайне опасно делать ставки на реализацию тех или иных прожектов, требующих значительных федеральных средств. Поморские «фильмы ужасов» – они же все про экономику: это и призрак «Белкомура» с его серебряными костылями, и загадочная атомная электростанция в Рикасихе, возводить каковую намеревались параллельно с магистральным газопроводом в Архангельск.
В начале финансово тучных «нулевых» эти громокипящие начинания скрывали неприглядную экономическую реальность, прежде всего – внезапные закрытия крупных предприятий ЛПК. Эти идеи фикс выставляли Поморье в довольно‑таки неприглядном свете и серьёзно препятствовали экономическому развитию. Не «Белкомур» ли ответственен за неожиданное развёртывание последнего меганачинания – строительства мусорного полигона в Ленском районе? Не был ли Шиес разменной монетой в переговорах областного правительства с руководством РЖД по поводу «Белкомура»? Как известно, железнодорожники довольно скептически оценивали экономическую эффективность этого проекта.
Что удалось и не очень
Несмотря на «проблему «Белкомура», в целом следует отметить достаточно высокий уровень реализации принятого тогда Советом Федерации постановления. Так, рекомендация правительству внести изменения в законодательство, чтобы квоты на вылов водных биологических ресурсов предоставлялись тем, кто реализует инвестпроекты в области рыболовства, реализовалась в форме соответствующего постановления от 29 мая 2017 года № 648. В сентябре 2018 года завершилось строительство здания начальной школы в Красноборске, которое начали возводить ещё в 2016‑м. В состав сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации в июле 2020 года вошли территории Пинежского и Лешуконского районов. Идея определить Архангельскую область в качестве площадки для реализации пилотного проекта по оказанию медико-социальной помощи с применением экзоскелетных конструкций тоже восходит к тому давнему постановлению Совета Федерации. Так что сомневаться в действенности решения сенаторов не приходится.
Однако ложку дёгтя привнёс не только «Белкомур». Остались нереализованными планы по строительству больницы на 15 коек с поликлиникой на 100 посещений в смену в Обозерском и больницы на 45 коек в посёлке Березник. А ведь эти объекты были заложены в государственную программу «Развитие здравоохранения Архангельской области» ещё в 2012 году! Больницу в Березнике жители ждут уже 30 лет – об этом не так давно говорил на открытии поселковых водоочистных сооружений губернатор Александр Цыбульский.
И, конечно же, огорчает невнимание «Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства» к вопросам разработки системы компенсационных мер в целях снижения финансовой нагрузки на субъекты МСП Архангельской области. Сенаторы предписывали корпорации сделать это ещё шесть лет назад. Было бы правильно эти вопросы не упустить, вновь обратить на них внимание и добиваться исполнения.