ИЛИМ-ПАЛП_2020
Макси

Бюджет растерявшихся


Андрей Марков. Фото Depositphotos.com | 24.11.2020 08:45:42
Бюджет растерявшихся

Ноябрь – месяц обсуждения бюджетов будущего года. На сотнях страниц убористого текста представляются материалы о социально экономическом развитии, формировании доходов и расходов бюджетов разных уровней. Разобраться и проанализировать такие массивы данных гражданам трудно, а официальная аналитика доверия не внушает.


На днях эта тема обсуждалась в АНО «Центр «Эксперт». Говорилось о конкретных статьях и цифрах, но больше – о бюджетной политике, сложившихся трендах, в рамках которых идет бюджетный процесс, их влиянии на развитие области. Учитываются ли интересы северян при формировании и утверждении областного бюджета? 

Если сравнивать проект 2021 года с проектом года текущего, обнаружится, что рост баланса областных бюджетов последних лет подменился падением. Денег планируется израсходовать меньше: 106,7 млрд рублей вместо 110,2 млрд. Собственные доходы области запланированы в сумме 63,3 млрд рублей, они упали на 300 млн.

Но денег в стране не стало меньше. Наоборот, ЦБ России отчитался, что агрегат М2, включающий в себя всю сумму наличных денег в обращении, остатки средств на всех видах счетов всех физических и юридических лиц, вырос за 9 месяцев этого года с 51,6 трлн рублей до 56 трлн. А ВВП уменьшится к году прошлому со 110 трлн рублей до 96–98 трлн. То есть количество рублей в обороте становится больше, цена рубля падает, инфляция растет! 

Почему же баланс областного бюджета в номинальных рублях становится меньше? Почему на душу населения он один из самых низких в стране? Ответ напрашивается сам собой: политическая слабость и робость первых лиц области в отстаивании интересов Поморья в Москве.

«Если собственные доходы падают, инфляцию должны компенсировать авторы инфляции», – отмечает эксперт Сергей ЛАРИОНОВ. И действительно, сокращение расходов на здравоохранение северян в 2021 году составит 4,8 млрд рублей к уточненному плану 2020 года. В том числе чисто областное финансирование содержания подведомственных учреждений здравоохранения сокращено с 7,9 млрд рублей до 5,2 млрд, а финансирование предоставления бесплатных лекарств отдельным категориям болеющих граждан сокращено на 100 млн рублей. Может, вместо увеличения расходов на ремонт дорог в Архангельске перед сентябрьскими выборами надо было добиваться сохранения федеральных субсидий и субвенций в социальной сфере на уровне 2020 года

churakov_aa_2020.jpgПо мнению участвовавшего в разговоре Андрея ЧУРАКОВА, мы имеем дело с «бюджетом, сформированным растерянными людьми»: «Они перед выборами многое пообещали, а осенью огорошили реалиями российской бюджетной политики. Если ты в Москве не «в авторитете», то и в очереди за субвенциями стоишь в конце», – считает Андрей Чураков.

ivanov_ap_2005.jpgКак отметил эксперт Александр ИВАНОВ, мы не знаем, как финансисты защищали областные расходы в Минфине РФ и что обещано по федеральным бюджетным трансфертам и бюджетному кредитованию: «А бюджетную политику действительно надо менять. Она должна быть открытой, прозрачной и честной. Если бы губернатор открыто рассказал, откуда деньги на предвыборные ремонты дорог и благоустройство и чего нам всем это будет стоить, как образовался огромный рост государственного долга области в этом году, то сегодня мы обсуждали бы не его огрехи, а работу по развитию качества жизни северян», – считает Александр Петрович. 

Одним из тупиковых управленческих трендов Александр Иванов назвал сложившийся «программно-целевой» метод управления областным бюджетом. Смысл программирования утратился после объединения в государственной программе нескольких видов финансирования и уровней управления. Объединять это можно только гражданско-правовыми договорами, предусматривающими финансовую ответственность сторон за неисполнение, программа в виде правового акта здесь не действует. 

Целевой принцип исчез после объединения в госпрограммах нескольких целей, достижение которых зачастую противоречит друг другу. Например, инвестиционных целей и целей текущего содержания или целей реализации социальных услуг. «Пока областные государственные программы формируются и исполняются в действующих методиках, стоит забыть о качестве и эффективности управления областью», – подчеркнул Александр Иванов.

shevelev_yv_2020.jpgКандидат экономических наук Юрий ШЕВЕЛЕВ обратил внимание участников дискуссии на экономическую составляющую бюджета. 

«Сегодня в областное Собрание вносится бюджет расходов с подтянутыми под него доходами и заимствованиями. Никаких перспектив не видно даже между строк. Экономика региона, базирующаяся на традиционных отраслях, будет, к сожалению, замедлять свой ход. Это еще раз подчеркивает растерянность областного руководства, столкнувшегося с непредсказуемостью социально-экономической ситуации в регионе. Общеэкономическая картина и положение с формированием бюджетов всех уровней понятны давно. В условиях почти 50% покрытия расходов бюджета заемными средствами регион утрачивает перспективы экономического роста. Исполнение национальных проектов за счет федеральных субвенций в виде строительства школ, больниц, ремонта дорог – это не инвестиции, это исполнение социальных обязательств. Промышленные предприятия области в следующем году еще сохранят свой экономический status quo, но каких-либо серьезных инвесторов на областном горизонте не видно», – отмечает Юрий Шевелев.

По мнению Юрия Валерьяновича, в условиях, когда бюджет обременен огромным государственным долгом, а частники не готовы рисковать, развитие экономики области было бы возможно за счет создания квазигосударственной компании, которая возьмет на себя привлечение средств на финансирование экономически состоятельных проектов. 

«При этом эффективность проектов будет подтверждаться не отчетами чиновников, а участием в них частного капитала. Результат работы такой компании должен быть прост, прозрачен, а главное – измерим. В первую очередь, это создание новых рабочих мест и налоговая отдача, а во-вторых – прибыль. Залог успеха работы такой компании – ее статус и профессионализм команды, ведь в конечном итоге деньги дают под людей, а не под вывеску», – добавил эксперт.

Эксперты отметили, что попытки создания таких компаний были и ранее («Инвестиционная компания «Архангельск», фонд строительства глубоководного порта, АО «Корпорация развития Архангельской области»), но, к сожалению, оказались безуспешными. Управляли этими компаниями либо безграмотно, либо в интересах отдельных лиц.

Видимо, так, в растерянности, без должной федеральной поддержки, без толковых специалистов, способных организовать адекватное времени и задачам управление областью, будет идти становление новой областной власти. Качественное становление прошлой так и не состоялось.





Возврат к списку

Тест-драйв «БК»

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2021 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей