ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Среда, 20 ноября, 2024 06:48

Алексей Ермаков: «У нас есть предложения для улучшения жизни людей в Поморье»


Беседовала Рита ИЛЬИНА. Фото Алексея Липницкого | 07.07.2022 17:39:35
Алексей Ермаков: «У нас есть предложения для улучшения жизни людей в Поморье»

Более двух лет назад, 10 марта 2020 года, была зарегистрирована новая некоммерческая организация – Архангельское региональное общественное движение поддержки гражданских инициатив «Мы здесь живём!» Возглавляет эту организацию Алексей ЕРМАКОВ – человек, хорошо известный в Архангельской области по многолетней работе в качестве главного федерального инспектора. Алексей Алексеевич рассказал «Бизнес-классу» о том, какие направления деятельности общественники считают приоритетными и на что в первую очередь хотели бы обратить внимание.


АРОД ПГИ «Мы здесь живём!» обладает широким спектром полномочий: это поддержка прямого диалога между населением Архангельской области и органами государственной власти, местного самоуправления, информирование людей о работе власти в интересах северян, достижении результатов, утвержденных в программах и стратегических документах, мониторинг и гражданский контроль исполнения законов и т. д. Поэтому и наш разговор касался предметов самых разных – от политики до совершенно конкретных проблем городов Поморья.

– Алексей Алексеевич, федеральные СМИ недавно сообщили о том, что партия «Единая Россия» планирует к 2024 году расширить свою мобилизационную базу к будущим президентским выборам с 25 до 30 млн жителей нашей страны. Планка, с учетом численности населения России, могла бы быть и выше, но все же: как вы считаете, за счет чего этого можно достичь?

– Сегодня ясно одно: на всех уровнях власти должны быть профессионалы – организаторы, экономисты и хозяйственники. Они обязаны повысить, поднять, усилить – как хотите назовите – финансово-экономическую базу, обеспечить социально-экономическое развитие подведомственной территории в целях роста производства, создания рабочих мест и укрепления благосостояния людей. В этом и только в этом заключается политика всех уровней исполнительной и представительной власти в центре и на местах.

– Какие отрасли экономики Архангельской области, на ваш взгляд, сегодня недооценены?

– Я бы в числе первых назвал сельское хозяйство. 13 июля 2020 года Президент России подписал Федеральный закон № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации». Весь вопрос в том, как мы используем эти возможности. От полуострова Рыбачий до Чукотки только две области – Мурманская и Архангельская – имеют железную и автомобильные дороги к морским и воздушным портам со складской инфраструктурой. И при этом от п-ва Рыбачий до Чукотки лишь Архангельская область, при наличии вышеуказанной инфраструктуры, имеет неоспоримое преимущество – сельское хозяйство, в котором работают более 230 тысяч человек, 60 сельхозорганизаций, 100 крестьянских фермерских хозяйств и 150 тысяч личных подсобных. По крайней мере, так указано на официальных сайтах.

Продукция села и даже знаменитые «холмогорки» Архангельской области всегда были в Арктике, вплоть до острова Виктория. Овощи доставляли буквально с поля на корабль, что гарантировало лучшее качество и более долгий срок хранения продукции. Прессованное сено для коров, как и все остальное, грузилось в порту Бакарица. Корабли СМП и красавец ледового класса «Михаил Сомов» спокойно добирались до точек с необорудованными местами разгрузки…

Да, с начала двухтысячных объемы поставок уменьшились – сократилось количество потребителей, были оставлены многие позиции в Заполярье, на Новой Земле» и Земле Франца-Иосифа. Однако сегодня на острове Земля Александры вместо двух казарм погранзаставы и радиолокационной роты, «обернутых» в рубероид, чтобы не очень продувало, стоит прекрасный «трилистник»! О таком в начале 90-х мы могли только мечтать. Белушка и Рогачёво ожили, оживут и остальные точки.

Новая Земля и Земля Франца-Иосифа относятся к Архангельской области, девять муниципальных образований нашего региона отнесены к Арктической зоне РФ Федеральным законом № 193. Уже два года прошло с тех пор, как он вступил в силу. Архангельская область стала поставщиков сельхозпродукции в Арктику?

А кроме Заполярья и Арктики, в Архангельской области есть другие крупные потребители овощей, мяса, молока, в том числе армейские и флотские части на материке. Неужели наша продукция дороже, чем продукция из других регионов? Представляется, что, с учетом транспортной составляющей, дешевле и требуемого качества.

И еще немного о нашем селе. По данным Росстата на 2020 год, общая площадь сельхозугодий в Архангельской области составляла 630,9 тысячи га, в том числе 275,6 тысячи га пашни, 97,6 тысячи га пастбищ, 247,7 тысячи га сенокосов и 8,2 тысячи га многолетних насаждений. Еще 1,8 тысячи га – это залежь, давно не обрабатываемая пахотная земля. А по обобщенным данным органов местного самоуправления, по назначению не использовалось 74% сельхозугодий. Вот ситуация, которую надо менять.

Приведу и пример, когда, предоставляя компании преференции резидента Арктической зоны РФ, Архангельская область мало что получает взамен. Еще в 2016 году правительство области и АО «Первая горнорудная компания» заключили соглашение о сотрудничестве в разработке месторождения «Павловское» на Новой Земле. В июне 2020 года на лицензионный участок доставили работников, оборудование, развернули вахтовые комплексы. Интересно, что поставила, на договорной основе или по результатам тендера, Архангельская область своим партнерам – ну, скажем на зимовку 2020–2021 годов? И в каких тендерах мы участвовали к навигации 2022 года, зимовке 2022–2023?

– За последние годы Архангельская область потеряла немало крупных, в том числе градообразующих предприятий. Как вы думаете, сделаны ли выводы?

– В 2011–2019 годах обанкротились Соломбальский ЦБК, Соломбальский ЛДК, Устьянский ликеро-водочный завод, птицефабрика в Няндоме, Вельская птицефабрика, в сентябре 2014 года был остановлен Савинский цементный завод… Практически ежегодно бюджет Архангельской области терял от 3 до 5 миллиардов рублей налоговых поступлений. При этом на просьбы профсоюзов, работников предприятий провести проверки на преднамеренность банкротств власть не отреагировала. В сентябре 2015 года избиратели ответили самой низкой в России явкой на выборы губернатора Архангельской области. Возможно, это стало еще одной причиной невыдвижения И. А. Орлова на новый срок.

Фиктивные, преднамеренные банкротства предприятий и учреждений готовятся заранее. Однако в законодательной базе это по-прежнему почему-то называется «спором хозяйствующих субъектов». На самом деле это «спор» трёх-пяти человек – владельцев бизнеса и/или пакетов акций. Эти «хозяйствующие субъекты» по своей неграмотности или, тем более, по злому умыслу не должны создавать проблем работающим гражданам России. Видимо, необходимы поправки, дополнения в Федеральный закон с 20-летним «стажем» – «О несостоятельности (банкротстве)» № 127–ФЗ от 26 октября 2002 года. И, чтобы не повторялось прошлых ошибок, Архангельская область могла бы стать автором такого рода законодательной инициативы.

– Какие проблемы городов Поморья вы считаете наиболее актуальными? В отношении Архангельска чаще всего называют состояние и содержание жилого фонда, инженерных систем и коммуникаций.

– Если говорить о проблемах содержания многоквартирных домов, то зачастую мы или не вникаем в нюансы законодательных норм, или не умеем их применять. Ответственность за состояние дел в ЖКК несут на самом деле всего две категории собственников. Первая – физические лица, объединенные в ТСЖ и ЖСК. Вторая – муниципальная власть, а это управляющий собственник и юридическое лицо.

К примеру, администрация города Архангельска – собственник более трети квартир, в основном аварийных, половины коммунальной инфраструктуры и большей части дворовых территорий вместе с дорогами, тротуарами и местами хранения бытовых отходов.

Эти собственники избрали, наняли (учредили) соответствующие обеспечивающие организации, и они должны с ними взаимодействовать. Право лишения лицензии недобросовестных управляющих компаний в законодательстве прописано. Однако нет практики применения механизма для решения надзорных, контрольных и судебных вопросов между заинтересованными сторонами. Власть, исполнительная и законодательная, это поле не создала. «Зато» есть бесконечная карусель жалоб, заявлений, взаимных упреков и отписок чиновников, контролирующих и лицензирующих органов и, мягко говоря, раздражение людей – избирателей.

Еще одна интересная норма – относительно новая статья 161.1 Жилищного кодекса РФ. В ней прописаны основные функции председателей советов многоквартирных домов, вплоть до оплаты их труда. В Архангельске около 4000 многоквартирных домов. Понятие «совет» предполагает, что он состоит, скажем, из трех-пяти человек. Значит, в областном центре требуется где-то найти 12 000–20 000 активистов в ЖКХ! Округов в городе девять, то есть каждому главе округа, чтобы просто выслушать одного председателя совета МКД в день и посмотреть состояние дел на месте, требуется дней больше, чем их есть в году.

Однако федеральная норма действует, и надо ее исполнять. Как представляется, чтобы она действительно работала, председатели советов многоквартирных домов должны быть наделены правом общественного контроля и совещательного голоса в строительных и инфраструктурных организациях, связанных с жилищно-коммунальным комплексом.

– К основным полномочиям АРОД ПГИ «Мы здесь живём!» относятся поддержка прямого диалога между населением Архангельской области и органами государственной власти, а также участие в установленном порядке в выборах, референдумах, опросах, проводимых на территории региона. Как вам видится проблематика этого диалога?

– Порога явки избирателей на выборы нет, и отменен он не от хорошей жизни. Избиратели голосовать не приходят. А повторные выборы дорого стоят бюджетам всех уровней – это деньги, которые нужно было бы направить на строительство водопроводов, дорог, школ и т. д. В результате, раз нет порога явки, из 800 тысяч избирателей голосует, скажем, пять тысяч. Они, наверное, знают, зачем приходили на участки. А не пришедшим голосовать нечего потом и голосить: «Мы не голосовали»! Вы проголосовали своим неголосованием.

Попробуйте отменить явку покупателей в магазин, в котором объявлена скидка на все товары, скажем, хотя бы на 15%. Это о том, что избирателям нужны предложения, от которых невозможно отказаться, которые, в крайнем случае, им будут интересны.

Сегодня «капитанов» бизнеса, собственников и акционеров, назначенных ими директоров и начальников предприятий и учреждений, в которых избиратели работают, не волнует, как коррелирует выдаваемая ими зарплата с ценами в торговле, медицине, ЖКХ… В свою очередь, избиратели виновниками своих финансово-экономических неурядиц считают власть, которая, по их убеждению, должна знать все о зарплатах, ценах, жилищно-бытовых условиях, обучении и воспитании детей, возможностях для отдыха и пр. Представляется, что в мыслях избирателей все логично. Они вправе требовать от власти установления между собственниками и работающими приемлемого для них – работающих – союза.

Однако власть не принимает участия в формировании фонда заработной платы в негосударственных предприятиях, хотя может и должна помочь собственникам, акционерам, директорам и начальникам увидеть в себе ответственных за экономические и социальные условия жизни людей. А главный ответственный за социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации, благоприятную социальную, следовательно, общественно-политическую обстановку в обществе – избранный народом губернатор. У нас есть предложения для улучшения жизни людей в Архангельской области, мы готовы их обсуждать, совершенствовать и совместно двигаться к их реализации.

Справка «БК»

Алексей Алексеевич ЕРМАКОВ родился 19 сентября 1949 года в г. Щурово (ныне г. Коломна) Московской области.

В 1972 году окончил Красноярское радиотехническое училище Войск ПВО. В 1981 году – Ленинградское высшее военно-политическое училище ПВО. В 1990 году – Военно-политическую академию имени В. И. Ленина.

С мая 1968 года по октябрь 2000 года Алексей Ермаков находился на воинской службе, с 1972 по 1978 год – в Мурманской, а затем в Архангельской области, включая Новую Землю и Землю Франца Иосифа. С 31 июля 1997 года по октябрь 2000 года являлся советником главы администрации Архангельской области по вопросам ГО и ЧС, взаимодействию с Вооруженными силами РФ.

16 октября 2000 года уволен из Вооруженных сил РФ по достижении предельного возраста пребывания на военной службе в звании полковника.

С 17 октября 2000 года по 5 октября 2011 года Алексей Ермаков работал главным федеральным инспектором Архангельской области аппарата полпреда Президента России в Северо-Западном федеральном округе. Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

Алексей Ермаков имеет 14 медалей, среди которых: медаль «За воинскую доблесть», медаль «За боевые заслуги», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени Русской православной церкви.

Y_izbrannoe.jpg





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей