ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Александр Афанасьев: «Зачем тратить деньги на то, что уже делают инвесторы?»


Беседовала Рита ИЛЬИНА. Фото: Алексей Липницкий | 05.12.2014 07:51:30

Бюджет Архангельска на 2015-й и плановый период 2016-2017 годов принят в первом чтении, и вряд ли основные параметры главного финансового документа областного центра претерпят серьезные изменения. Дефицит в казне размером в полмиллиарда рублей будет погашаться за счет банковских кредитов. Против проекта бюджета на ноябрьской сессии городской Думы голосовали депутаты от КПРФ. О своем взгляде на муниципальную политику в интервью «Бизнес-классу» рассказал представитель фракции Александр АФАНАСЬЕВ.

- Александр Валерьевич, бюджет на 2015 год не одобрен фракцией КПРФ по каким-то конкретным позициям или в комплексе?

- Давайте исходить из того, что муниципальный бюджет принимается как «продолжение» областного, а региональный, в свою очередь, как «продолжение» федерального. 21 ноября депутаты от КПРФ в Госдуме, также как и от «Справедливой России», не поддержали проект бюджета страны на будущий год. «За», напомню, были 67% депутатов: от «Единой России» и ЛДПР.

Фракция КПРФ, детально рассмотрев документ, пришла к выводу, что нам предложен бюджет не развития, а стагнации. Финансируются социальные статьи, и это понятно, но о вложениях в экономику речи не идет. Проект бюджета Архангельска абсолютно такой же. Задела на перспективу мы не наблюдаем ни воочию, ни даже на бумаге. Дефицит действительно покрывается за счет займов. Из-за фактического отсутствия денег в казне исполнение муниципальных программ вплоть до сентября - октября текущего года, под данным контрольно-счетной палаты Архангельска, в среднем составляет 62,5%.

- Департамент финансов мэрии ссылается на сокращение межбюджетных трансфертов: на ноябрьской сессии городской Думы прозвучала информация о том, что в 2016 году Архангельск может недополучить по этому направлению около 2 млрд рублей.

- Оба бюджета исполняются со значительным дефицитом. При этом негативные финансовые явления сопровождаются неполным взаимопониманием между муниципалитетом и правительством региона. Если бы город и область работали в унисон, последствия денежного разрыва можно было бы нивелировать.

- Может быть, реформа системы местного самоуправления - отмена прямых выборов мэра и введение института сити-менеджера — сведет на нет эту проблему?

- Ни эта, ни другие реформы не будут иметь должного эффекта, поскольку реализуются в рамках буржуазно-либерального курса, продвигаемого партией власти. В Архангельске, как и по всей стране, мы наблюдаем деиндустриализацию и выращивание общества потребления. У социума нет будущего, если оно не занимается производством. Сейчас экономическая жизнь города опирается на сферы обслуживания и торговли, а раз так — разговоры об инновационном, инженерном, техническом, интеллектуальном потенциале не более чем пустой звук.

Кто-то из этих соображений и идет в политику. Наши ряды пополняют молодые толковые ребята с высшим образованием, и зачастую не с одним: они пытаются заявить о себе на рынке труда, но видят, что их специальность не востребована либо за нее не получить зарплату, на которую можно прокормить семью в самой номинально богатой стране мира.

В Госдуме фракция КПРФ уже насчитывает 92 депутата (20,44% мандатов). На ближайших выборах, судя по результатам социологических опросов, мы могли бы увеличить свое представительство в нижней палате парламента и вместе с другими партиями лишить «Единую Россию» конституционного большинства. Ничего революционного в этом нет, просто желание наладить нормальный диалог. Представители оппозиционных партий стали побеждать на выборах мэров крупных городов: один из примеров - мэр Новосибирска Анатолий Локоть.

Однако избирательное законодательство регулярно корректируется для того, чтобы отсекать наиболее серьезных конкурентов. 2014 год ознаменовался возвращением к формированию полной вертикали власти и ликвидацией доли муниципальной независимости городов. Введение института сити-менеджера, наверное, гарантирует нам, что человек, занимающий эту должность, будет более удобен с позиции управляемости, подотчетности. Экономическая и социальная ситуация в городе от этих перестановок лучше не станет.

- Но есть еще такая политическая фигура, как глава муниципального образования — спикер городской Думы.

- Начнем опять с федерального уровня: Госдума действительно воздействует на исполнительную власть? Областное Собрание депутатов влияет на решения, принимаемые губернатором и правительством региона? Между мэрией и депутатами городской Думы отношения конструктивные, но они, к сожалению, не всегда воплощаются во что-то практическое. Порой дело ограничивается проведением семинаров, встреч, заседаний рабочих групп и постоянных комиссий.

- Приходится исходить из предложенной ситуации: вы обладаете правом высказать свое мнение на сессии, прекрасно зная, что численное преимущество при голосовании будет не на вашей стороне. Так стоит ли ломать копья? И почему сейчас, как и год назад, вами уже при первом чтении проекта бюджета вновь поднимаются вопросы, касающиеся расходов на СМИ и строительства в Архангельске крематория?

- Появление фракции КПРФ в городской Думе — уже плюс, свежее мнение по всем вопросам, не только по финансовым. Конечно, мы понимаем, что технически бюджет пройдет: голосов «Единой России» хватит. Но у всех депутатов есть возможность предложить ко второму чтению свои поправки.

Газета, которая выходит на средства муниципалитета, сама по себе неплохая, но это не та статья расходов, которая должна быть в приоритете. Что касается крематория, его уже строит коммерческая фирма - на собственные средства, в Приморском районе. Мощностей вполне достаточно для нужд Архангельска, Северодвинска и Новодвинска. Так зачем тратить бюджетные деньги на то, что и без нас отлично делают частные инвесторы? Следует с ними выстраивать сотрудничество. Да, вопросы захоронения, в том числе людей, у которых нет родных и близких, входят в компетенцию города, но в России повсеместно по муниципальным контрактам работают крематории, принадлежащие коммерческим предприятиям, и я не вижу в этом никакой проблемы.

- Вы говорите о деиндустриализации города, закрытии производств, нехватке рабочих мест с соответствующей ценам зарплатой, почему тогда в Архангельске такая дорогая недвижимость? И какова, по вашему мнению, объективная цена квадратного метра жилья в городе в сопоставлении с уровнем жизни?

- Я сам являюсь участником строительного рынка в качестве индивидуального предпринимателям, но для меня тоже загадка: как формируется эта стоимость? Возможно, велика роль психологических составляющих, раз потребитель сам поддерживает такие цены, бежит в банк и лезет в ипотеку. Наш коллега депутат Дмитрий АКИШЕВ по этому поводу точно подметил: «Не строится социальное жилье, взлетает цена на коммерческое». Приведу пример по Котласу: цена на квадратный метр жилья на первичном рынке там около 40 тысяч рублей за квадратный метр.

- Но многоэтажки в Архангельске строятся. На ноябрьской сессии городской Думы были внесены изменения в правила землепользования и застройки города, в частности для ЖК «Империал» на пересечении пр. Обводный канал и ул. Воскресенской. Предположу, что инвестор уверен: квартиры найдут покупателя. Фракция КПРФ голосовала против и этого решения. Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу перспектив проекта и его архитектурных нюансов.

- У крупной компании, уверенно занимающей свою нишу, имеются свободные средства. В нынешней экономической ситуации их, как ни крути, выгоднее «превратить» в железобетон: забитые сваи гораздо более надежное вложение, чем сбережения в национальной валюте. Даже если квартиры сразу не будут проданы, этот проект обладает самым высоким процентом потенциальной капитализации.

Что касается архитектуры, с одной стороны, хорошо, что город под покровительством архангела Михаила стремится ввысь. С другой, согласитесь, заметен диссонанс между сложившейся архитектурой города и многочисленными инородными торгово-развлекательными комплексами.

- Фракция КПРФ голосовала и против изменений в порядке расчета налога на имущество физических лиц. Ставки представляются вам завышенными?

- Суть даже не в ставках: федеральный закон, который привел к этим изменениям, не обязывал муниципальные власти повышать налог именно сейчас, можно было сделать это и в 2015-м, и в 2016 году. Сохранялась возможность остаться в старой системе, новую вводить постепенно. С определением кадастровой стоимости земли мы уже столкнулись с чередой исков — как от предпринимателей, так и от частных лиц, потеряли на этом в доходах бюджета. Полагаю, нечто подобное произойдет и с кадастровой оценкой квартир, дач, гаражей и т. д.: недовольных будет масса. Сама методика расчета непрозрачна, да и не время сейчас, с учетом прогрессирующей девальвации рубля, народ нагружать. Решение принято впопыхах. Это называется «уважаемые граждане, не хотели бы вы оплатить издержки нашего мудрого правления?». Социально-экономические проблемы страны решаются за счет граждан — все остальное детали.

- А какие могут быть источники пополнения казны, помимо повышения налогов с физических лиц и межбюджетных трансфертов? По мнению Сергея Малиновского, председателя постоянной комиссии Архангельской городской Думы по финансам и бюджету, такой ресурс, как интересная для бизнеса недвижимость, практически исчерпал себя. Городская земля находится в управлении области. Насколько рациональным видится вам решение вернуть эти полномочия муниципалитету?

- Во-первых, если неналоговая часть доходов бюджета сокращается, эффективность использования муниципального имущества оставляет желать лучшего. Во-вторых, да — к сожалению, вы правы: из источников пополнения бюджета остались только земля, сферы розницы и услуг как генераторов рабочих мест. «Двойная» подведомственность земли неудобна для застройщиков и других пользователей: данное решение было принято совершенно в другой политической ситуации, и пересмотреть его можно.

Кроме того, почему-то мы совсем забыли о такой возможности, как продвижение совместных проектов муниципалитета, коммерческих структур и горожан, приносящих доход в казну и интересных для всех. У нас почему то все МУПы либо в долгах, либо не приносят прибыли. Если мэрия готова к переменам, то помощь будет — в этом я уверен. А точек приложения сил очень много – транспорт, ЖКХ, земля, торговля: в любой сфере можно наладить эффективную деятельность.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5