ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Суббота, 21 декабря, 2024 01:36

100 дней Дмитрия Морева: глава Архангельска рассказал о первых месяцах работы


Беседовала Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото Алексея Липницкого и arhcity.ru | 15.02.2021 14:45:42
100 дней Дмитрия Морева: глава Архангельска рассказал о первых месяцах работы

Завтра, 16 февраля, Дмитрий МОРЕВ отметит примечательный рубеж: ровно 100 дней с момента его инаугурации в статусе главы Архангельска. Дата в чем-то формальная, однако именно в этот период руководитель любого крупного коллектива занят созданием команды, принимает первые, иногда спорные и трудные решения, определяет векторы развития и защищает их в публичном пространстве. В этом ключе строился наш разговор с Дмитрием Александровичем.


– Дмитрий Александрович, какие события минувших трех месяцев стали для вас главными?

– Во-первых, конечно, сам конкурс на пост главы Архангельска. Во-вторых – становление команды, состоящей сейчас и из специалистов, продолживших работать в администрации муниципалитета, и из людей, которые пришли вместе со мной и позднее – притирались, быстро-быстро входили в курс дела. Думаю, что позитивные результаты уже есть, в том числе благодаря этому активному старту.

Далее назову согласование с городской Думой второй концессии – по центральным очистным сооружениям. Отношение общественности, СМИ к ней неоднозначное, но я настаиваю на том, что мы поступаем правильно. Очистные сооружения давно в удручающем состоянии, объем стоков, попадающих в реку с уровнем концентрации веществ, которого там не должно быть, – очень существенен. Концессия – решение проблемы.

arh_ochistnie.jpg

К сожалению, собственных средств городского бюджета недостаточно, как и компетенций, даже с учетом опыта МУП «Водоканал». Я сам производственник и прекрасно это понимаю. Мы будем изобретать велосипед: какое оборудование лучше купить и как сделать, чтобы получить нужный результат с оптимальными затратами. А, например, у Росводоканала есть все необходимое, включая прекрасные примеры реализации подобных проектов в других городах – Воронеже, Оренбурге.

Вложения в очистные сооружения в Архангельске составят 5,7 млрд рублей – это очень серьезная сумма. Конечно, компания живет за счет тарифа, но первоначальные инвестиции она сделает за свой счет. Это не будет происходить так, что собрали деньги с населения – вложили. Только впоследствии и постепенно концессионер начнет средства через тариф возвращать.

Это наш шанс на то, что к середине 30-х годов сбросы в реку будут отвечать экологическим нормам – так предусмотрено новым концессионным соглашением. Если мы пойдем по этому пути, может быть, не наши дети, но внуки смогут спокойно купаться в Северной Двине. Что касается сетей, в концессионное соглашение входит и решение тех исторических проблем, когда хозфекальная канализация в городе входит в ливневую.

– Другое принципиальное и, наверное, тяжелое решение – смена подрядчика по уборке дорог. Это случилось в разгар зимы, да еще с преждевременным завершением контракта с ПДУ.

– Да, но это тоже совершенно очевидный шаг. Были большие опасения, связанные с тем, кто все же выиграет аукцион и как войдет в зиму. Но контрактные условия, качество парка Плесецкого дорожного управления не соответствовали нашим требованиям к уборке улично-дорожной сети города. Я не хочу сейчас ругать ПДУ – оно работало в рамках условий, которые были предложены, все старались настолько, насколько могли. Однако мы с тревогой смотрели в зиму, ориентируясь, в том числе, и на опыт предыдущих сезонов.

Как бы то ни было, считаю, что конкурс состоялся (напомним, что изначально его выиграло ООО «Автодороги», однако затем победителем было признано Мезенское дорожное управление. – Прим. ред.). Также не собираюсь нового подрядчика заранее хвалить, у нас и сегодня немало замечаний. Но исходя из динамики, количество замечаний снижается, а число жалоб от населения – сокращается кратно. Это уже о многом говорит.

mdy_uborka_dorog_2.jpg

Я ежедневно контролирую работу МДУ – как во время объездов города, так и по информации о выходе рабочих, машин на линии. Кстати, сейчас несложно даже с телефона зайти на сайт МДУ и посмотреть, где его техника находится. Раньше такой возможности у каждого архангелогородца не было.

И как житель города скажу: думается, за последние десять, а то и двадцать лет в Архангельск на уборку дорог еще не приходил подрядчик с подобным количеством новой техники. На примере ПДУ мы видели, что техники может быть заявлено достаточно, но возрастной и требующей ремонта. Здесь мы получили качественно другой парк. В феврале он пополнится еще одной японской новинкой – вы ее увидите. Вместе с МДУ мы работаем над тем, чтобы информацию о текущем состоянии каждой дороги – когда прошла или планируется уборка – тоже можно было посмотреть в режиме реального времени. Все вместе это внушает оптимизм.

И еще одна ключевая проблема, о которой хотелось бы сказать обязательно. Она известна на словах, но ее масштаб горожанам не очень понятен. Дома в Архангельске отмежеваны по цоколю, а между ними как будто какой-то… космический вакуум. В городе есть много «белых пятен» – формально бесхозных территорий, которые не попали ни в чью зону ответственности, содержатся постольку-поскольку. Никакой системы там, как минимум, нет.

Это негативно выделяет Архангельск среди других городов. Нетипичная история, хотя мы к ней привыкли и кажется, что так было всегда. Но повсеместно дома отмежеваны так, что зоны межевания соприкасаются и проблемы с содержанием территории сведены к минимуму.

– Буквально на днях вы заявили о договоре, который муниципалитет намерен заключать с управляющими организациями для решения проблемы. Как вы видите это взаимодействие?

– Да, недавно мы провели большую встречу с управляющими компаниями и ТСЖ, будем этот диалог продолжать. Наша задача – прежде всего разъяснить, какая практика работает в других городах, как отмежеваны участки у домов и кто за них отвечает. По закону управляющие организации обязаны содержать не только сам дом, но и прилегающую территорию. Вместе мы занимаемся сейчас установлением границ этих прилегающих территорий. Следующим шагом будет определение графика работ по их содержанию. Нужно прийти к тому, чтобы каждый житель дома знал: сегодня во столько-то придет трактор, а завтра будет ручная уборка и т. д.

blagoustroistvo_dvorov.jpg

При этом подчеркну, что мы не передаем управляющим организациям земельные участки: мы передаем право и обязанность по их содержанию. Многие УК и ТСЖ готовы идти навстречу. Мы, в свою очередь, не намерены сразу после заключения таких договоров выдвигать чрезмерные требования и грозить санкциями. Напротив: дворы, где территорию возьмут на содержание, будут иметь приоритет в части ремонта дворовых подъездов, вопросах благоустройства.

– Какие точки роста вы видите в экономике города, какие основные направления развития Архангельска намечаете с главой региона Александром ЦЫБУЛЬСКИМ?

– Если говорить глобально, основная точка роста Архангельска – наши университеты. В этом отношении вузы имеют особое значение даже в сопоставлении с перспективами лесопереработки или рыбной промышленности. САФУ и СГМУ – это самая локомотивная история, на которую в первую очередь стоит делать ставку с позиции привлечения инвестиций, федеральных средств.

Ведущая роль Архангельска в Арктике – развитие науки, создание кадрового потенциала. Примерно каждый девятый житель города – студент. Планы по развитию вузов большие, они включают открытие и расширение научно-образовательного центра, строительство новых объектов. Это главная для нас точка роста.

Продолжаются работы по созданию производственно-логистического комплекса «Архангельск» Минобороны России. Сейчас идет активная подготовка как раз логистических путей для этого комплекса, проходящих через город. Это учитывается в ходе ремонта Краснофлотского моста, в планах по расширению Окружного и Талажского шоссе, строительстве моста в Северный округ – на Кировскую улицу, выхода на Маймаксанское шоссе. Нам интересна такая стратегия повышения транспортной доступности.

region_zavod_ldk-otkritie.jpg

В конце прошлого года компания «Регион-лес» открыла пеллетное производство в округе Майская Горка, и для нее это первый этап инвестиций в лесопереработку в Архангельске. Свои планы развития есть у наших традиционных стратегических предприятий.

– В конце января вы приглашали депутатов городской Думы и регионального парламента, чтобы обсудить наполняемость бюджета Архангельска и конкретно возобновление действия закона о развитии областного центра. Что будет дальше?

– Да, возможность возобновления действия закона о развитии Архангельска как областного центра мы обсуждали с губернатором и правительством области, с депутатами, а также с Общественной палатой, лидерами общественного мнения – никаких препятствий нет. Но исходя из бюджетных процедур, это будет уже с 2022 года. Областной бюджет на 2021 год сверстан, в него достаточно сложно внести столь масштабные изменения.

Напомню, что по данному закону предполагается выделение Архангельску не менее 2% от собственных доходов региональной казны. В целом ее доходная часть – около 100 миллиардов рублей, собственных доходов из них – примерно половина. То есть речь идет о миллиарде рублей в год. Думаю, что до конца февраля мы соберем все предложения о том, как целесообразно будет расходовать эти поступления. Затем ключевые направления финансирования определит совместная рабочая группа. И только потом сама инициатива и перечень мероприятий поступят на рассмотрение в региональный парламент. 

Будем надеяться, что вся эта процедура будет пройдена и в 2022 году мы получим в рамках областного закона дополнительные средства. 

– А какие приоритеты их распределения видите вы?

– Первый – расселение людей из ветхого и аварийного жилья там, где в данный момент сложно или невозможно попасть в какую-либо другую программу. В центральных округах города существует огромный дефицит социальных объектов: не хватает детсадов, школ. А не хватает прежде всего потому, что нет подходящих земельных участков. Мы могли бы по этой программе предусмотреть точечное расселение ветхих домов, чтобы и этим людям помочь, и освободить территорию именно для строительства детсадов и школ. Коммерческая недвижимость на этих участках строиться не будет. Социальное жилье – еще может быть.

sro_epidemia_soc_stouka2.jpg

Второй приоритет – ремонт дворовых проездов. Мы постараемся в этом году изыскать средства совместно с правительством области, но получающейся суммы – примерно 100 млн рублей – будет недостаточно. Это лишь 10-15 километров отремонтированных дворовых проездов: много по сравнению с тем, что мы делали раньше, однако мало, если ориентироваться на реальную потребность. 

Третий – строительство спортивных объектов, как предпочтительный вариант – на условиях софинансирования с бизнесом, в рамках государственно-частного партнерства. Это хорошая история. Содержание социальных объектов требует больших средств. Совместно с инвестором можно сделать и иначе. Содержать и эксплуатировать готовый объект будет он, оставляя за муниципалитетом право бесплатно использовать этот ресурс определенное количество часов в день – чтобы ребята занимались в спортивных секциях и так далее. Сейчас, допустим, мы располагаем средствами на строительство одного ФОКа, а при таком сотрудничестве с бизнесом сможем построить три. 

Не исключаю, кстати, и в России такие примеры есть, что в будущем мы будем строить на условиях ГЧП, концессии детские сады и школы. 

Четвертое направление – благоустройство, обновление знаковых для Архангельска мест: площади Профсоюзов, набережной Северной Двины, Ломоносовского парка и других. Нацпроект «Формирование комфортной городской среды» дает городу примерно 120 млн рублей в год, но средств, конечно, недостаточно, чтобы охватить все эти территории. 

park_petr1.jpg

Направлений много – я назвал несколько, перечень мероприятий для дополнительного финансирования, надеюсь, будет гораздо шире. 

– Планируется ли в Архангельске появление новых зеленых зон? Какие территории для благо­устройства на очереди?

– Если говорить о нацпроекте, шесть общественных территорий на 2021 год определены, торги прошли. Это территории у ФОКа имени Личутина, Ломоносовского ДК, на улице 23-й Гвардейской Дивизии, улице Воскресенской (у перекрестка с проспектом Ломоносова), Никольский сквер, «треугольничек» перед АГКЦ. И семь дворов.

Кроме того, есть очень интересные идеи по территории у КЦ «Соломбала-Арт», в реализации которых поможет руководство области. 

На следующий год мы инициируем голосование по трем общественным и десяти малым территориям. 

– А малые – это какие?

– Когда идут на снос аварийные дома, ничто нам не мешает на их месте разбивать небольшие скверы – приятные, аккуратные, в шаговой доступности для жителей микрорайона.

В этом году, надеюсь, приступим к проектированию площади Профсоюзов. Объем инвестиций там очень высокий – как я уже сказал, надеемся на закон о статусе областного центра.

Есть задумки у нового специалиста по озеленению Архангельска Ларисы ПАНФИЛОВОЙ. Предприниматели готовы подключаться и помогать. И не стоит забывать о долгах застройщиков в рамках компенсационного озеленения: 1734 таких долга сейчас – то есть столько деревьев и кустарников взамен сведенных бизнес должен в городе бесплатно высадить. Но ему нужно сказать: где, что и как. 

– Дмитрий Александрович, в продолжение темы благоустройства: вопрос об арт-объектах. Вам нравятся муравьи в Молодежном сквере, фигуры Седова, Лейцингера на набережной?

– Нравятся. И муравьи, и арт-объекты, которые «Тайбола» сделала, и военные памятники. Другое дело, что в силу недостатка, или фантазии, или возможностей они сконцентрированы на центральной набережной. Наверное, стоит вспомнить и про другие места. Ну и материал – когда речь о деревянных фигурах – сам по себе недолговечный. Как человек практичного склада, не могу не думать о временности таких арт-объектов. Значит, будут предложены другие.

– Острова в черте Архангельска – это и изюминка, и постоянные сложности: с попаданием, сохранением систем жизнеобеспечения, местного транспорта, бизнеса, хотя бы минимального набора услуг для населения... На какие пути решения этих проблем опираетесь вы?

– В целом проблемы, существующие на островах, немногим отличаются от тех, которые есть в других округах города, на «материке»: состояние дорог третьей категории, линий электроосвещения, ветхое жилье... Поэтому и решения планируются не отдельно, а по тем же направлениям и программам. Но цена, конечно, получается выше.

pereprava_buksir_2019-3.jpg

В конце прошлого года при губернаторе была создана рабочая группа с возвращением к вопросу о проектировании, создании и приобретении судов ледового класса. К сожалению, у Архангельска был не очень хороший опыт с судами из Татарстана. Сейчас разрабатывается техническое задание на нужные суда, и наилучшим вариантом было бы сделать их здесь, на «Красной кузнице» – есть и готовность, и понимание задачи, и необходимый уровень компетенций. Это решение позволит нам не переживать по поводу транспортного сообщения с островами в распутницу.

К идее с канатной дорогой я отношусь настороженно.

Программа поддержки предпринимателей на островных территориях есть и работает, хотя не скажу, что она снимает все вопросы.

– Реформа системы обращения с ТКО тяжело идет во всех городах и районах области, интересы регионального оператора и местных перевозчиков разнятся, идут суды, тариф оспаривается, как быть с полигонами – ясности нет. Есть ли перспективы для изменений к лучшему? 

– Проблем в этой сфере еще много, быстро их не решить, но определенную положительную динамику я вижу. Объезжая округа города, отмечаю, что сейчас нет такого количества переполненных контейнеров, как это было раньше. Логистика выстроена, главы всех округов говорят о том, что нареканий к регоператору и перевозчикам становится значительно меньше. У нас есть общий чат с «ЭкоИнтегратором», куда скидываются проблемные адреса и фотографии заполненных контейнеров. И так постепенно мы эту работу отлаживаем.

Остаются проблемы с островными территориями, полигоном, обустройством и содержанием контейнерных площадок. С обновлением контейнерного парка были некрасивые ситуации. Но в прошлом году оператор заменил в городе свыше 2100 контейнеров, на средства городского бюджета создано около 114 контейнерных площадок.

Конечно, нужно приходить к единой типовой конструкции. В обязанности регионального оператора это, как вы знаете, не входит. Необходимое количество контейнеров определяют управляющие организации, они и должны заключать договор с компанией-оператором, однако так происходит не всегда. Поэтому и возникают ситуации, когда контейнеры во дворе непонятно кому принадлежат или находятся на «ничьей» земле, о чем мы уже говорили. Однако я думаю, что постепенно этот вопрос мы тоже будем решать.

– Дмитрий Александрович, всех вопросов в интервью не охватить, расскажите в завершение, как получается сочетать плотный график и желание провести больше времени с семьей?

– У меня двое детей, сын и дочь, оба увлекаются спортом. В выходные дни, когда погода позволяет, гуляем, летом часто катаемся на велосипедах, самокатах. Я рассказываю о городе, интересных местах и попутно смотрю, все ли в округах в порядке. С долей юмора вам отвечаю, но примерно так дела и обстоят. Получается сочетать – встречаю понимание.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей