ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Суббота, 21 декабря, 2024 05:07

В своей тарелке: пять советов по развитию регионального гастротуризма от международного эксперта


Записала Ирина ФОКИНА | 04.08.2018 16:53:18
В своей тарелке: пять советов по развитию регионального гастротуризма от международного эксперта

Между двумя крупными летними фуд-фестивалями – Устьянской ссыпчиной и «Бараньим воскресенье» в Каргополе – Архангельская область включилась в проект «Гастрономическая карта России». Трескоеды и шанежники – так чаще все характеризуют архангелогородцев в специальных изданиях по «вкусной» составляющей туристических проектов. На что еще можно делать ставку в развитии гастрономического туризма в регионе? Свои рекомендации предпринимателям дал побывавший в июле в Архангельске по приглашению портала dvinatoday.ru вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России по международным связям и гастрономическому туризму Леонид ГЕЛИБТЕРМАН.


Совет 1: разработать план

В Архангельской области проводится несколько гастрономических фестивалей: «Баранье воскресенье» в Каргополе, «#ПРО_ЕДУ» и «Помор Этнофуд» в Архангельске, «Молочная река – картофельные берега» в Холмогорском районе, Устьянская ссыпчина. Но далеко не все из них могут похвастаться регулярностью и большим количеством посетителей.

Для того чтобы фуд-мероприятия из «редких вспышек в ночи» превратились в стабильную платформу для развития, Архангельской области необходим развернутый план действий, с помощью которых можно заработать на гастрономическом туризме.

В частности, необходимо определить, какие фестивали оставить локальными, а какие «раскручивать по-взрослому» и делать из них события международного уровня, на которые туристы будут готовы приехать из других городов и даже стран.

Неисчерпаемым ресурсом в этом плане может стать сотрудничество с городами-побратимами, которых у Архангельска двенадцать. Участники из стран с развитой гастрономической культурой могут помочь региону заявить о себе как о месте, которое обязательно стоит включить в туристический маршрут.

Совет 2: чтить гастрономическую историю региона

Уже давно за архангелогородцами закрепилась слава трескоедов и шанежников, однако в истории региона существует множество других интересных фактов, которые можно использовать для привлечения современных туристов.
Отельерам и рестораторам стоит обратиться за помощью к носителям кулинарных традиций Поморья, чтобы узнать, например, что во второй половине XIX века в Пинегу был сослан дворянин Владислав Антонович Клечковский, который открыл первый в губернии бульоноваренный завод. Местные эту затею не оценили, однако предпринимателю удалось наладить сбыт рыбного сухого концентрата в Москву и Варшаву.

Ни одному туристу не придет в голову, что именно жители Архангельской губернии первыми испытывали на своих желудках заморские продукты, ведь именно сюда приходили иностранные суда. Поэтому среди местных напитков можно было обнаружить кофе по-мезенски и квас из ржаной муки и исландского мха. К сожалению, сегодня об этом мало кто помнит, хотя подобные угощения способны привлечь не только туристов, но и жителей региона.

Совет 3: «раскрутить» Ломоносова по полной

Реализуя стратегию развития фуд-туризма, нужно обязательно использовать имена знаменитых земляков. Например, Михаил Васильевич Ломоносов очень любил пиво, однако гастрономическое «наследие» выдающегося ученого в Архангельской области никак не используется.

Еще одна удивительная личность, о которой, к счастью, помнят, – уроженец Каргополя Александр Андреевич Баранов, вошедший в историю как главный правитель русских поселений в Северной Америке и основатель форта Росс. Как сегодня отмечают американские исследователи, именно благодаря эмигрантам из России в Калифорнии получило развитие виноделие.

Совет 4: забыть о тоске с треской

Астрахань мы ассоциируем с арбузами, Вологду – с маслом, сыр грюйер – с одноименным округом Швейцарии. О каком продукте подумает турист при упоминании Архангельской области?

«Вы уверены, что население России ассоциирует треску с Архангельском? Местная рыба по известности уступает астраханской и мурманской, зато «треска, доска и тоска» уже стали брендом, который не очень-то хорошо сказывается на имидже региона, – рассуждает Леонид Гелибтерман. – Перед тем как к вам приехать, я как опытный турист читаю «Википедию» и узнаю, что Архангельская область – самая лесистая территория страны. Поэтому я жду грибов, о которых так много слышал. Прихожу в ресторан, а мне говорят: «Блюд с местными грибами нет». Почему? Неурожай или отсутствие сертифицированной продукции – это не ответ для меня как для клиента».

Чтобы успешно конкурировать в сегменте фуд-туризма с другими регионами России, необходимо создавать и «раскручивать» локальные гастрономические бренды и продукты, которые способны вызывать мгновенные ассоциации с территорией.

«Когда я впервые побывал в Архангельской области, я попробовал соки из Устьян, – рассказал Леонид Гелибтерман. – Мне они очень понравились, и я спросил, где могу их купить. Производитель сказал, что в Москве, в каком-то одном месте и то не каждый день. На вопрос почему услышал: «У нас и так все хорошо». Но я все же решил привезти эту продукцию на российскую гастрономическую неделю в Испании. Там все были в восторге, спрашивали, как купить. Никак. Об этом и разговор: дистанция между производителями, реальными и очень классными, и предприятиями сферы туризма огромная».

Совет 5: сделать сувениры узнаваемыми

Важной экономической составляющей гастрономического туризма являются сувениры: они должны быть связанными с регионом, вкусными, иметь яркую, практичную и эргономичную упаковку.

«В прошлый раз из Архангельска в качестве сувенира я увез трехлитровую стеклянную банку с рыжиками, – вспоминает Леонид Гелибтерман. – Ох и намаялся я с этой банкой! Важно также, чтобы гастрономический сувенир был тиражируемым, защищенным с точки зрения авторских прав и, как карточка города, доступным везде».

Для узнаваемости местных сувениров можно разработать стандартную упаковку и другую промо-продукцию. И продавать их не только в специальных магазинах, но и в отелях и ресторанах, ведь у деловых туристов редко остается время на покупки.

Прямая речь

Леонид ГЕЛИБТЕРМАН, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России по международным связям и гастрономическому туризму, член экспертного совета по гастрономическому туризму Всемирной туристской организации ООН:

– У меня есть личный рейтинг регионов, которые в своем развитии сделали ставку на гастрономический туризм: Алтайский и Краснодарский края, Владимирская и Тверская области, Татарстан, Якутия, Бурятия, Калининград, Санкт-Петербург и Ярославль.

У Калининградской области в отличие от Архангельской шансы найти что-то исторически-гастрономическое стремятся к нулю, от кулинарных традиций Саксонии и Восточной Пруссии тоже почти ничего не осталось. Но регион хочет развиваться в этом направлении. И вот что они придумали: во-первых, стали развивать индустрию уличной еды, во-вторых, как пограничная территория заняли позицию гастрономической витрины России в Европе.

В прошлом году мы провели там первый международный фестиваль уличной еды, который за два дня собрал порядка 50 тысяч человек. Это в плохую погоду, без алкоголя, в российских реалиях со всеми нашими СанПиНами, властями и прочими историями. Люди просто договорились и организовали событие, даже без помощи местной администрации.

Очень важно, что там работает общественная организация «Среда», которая представляет ресторанный бизнес, производителей и отельеров. Именно она занимается проведением гастрономических мероприятий и взаимодействием с властью. Такое же сообщество может получиться у предпринимателей Архангельской области, но для этого необходимо действительно объединить усилия внутри рынка.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей