ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Вторник, 4 февраля, 2025 12:42

О бедном туризме замолвите слово


Кирилл ФЕЛЬДМАН | 04.02.2025 07:55:33
О бедном туризме замолвите слово

В минувшие выходные уже начался февраль, а кажется, что ещё вчера праздновали Новый год. И ничего не поделаешь: праздники закончились. И итоги новогоднего туристического блиц-сезона тоже давно подведены. Правда, для Архангельска и его окрестностей итоги эти какие‑то невразумительные и оттого не слишком и радостные.


Оптимистично выглядят разве что Малые Корелы, но этого и следовало ожидать. Здесь все чётко: нынче на новогодних каникулах приняли свыше 23 тысяч экскурсантов, что в полтора с лишним раза больше АППГ – аналогичного периода прошлого года.

«Аналогичный период прошлого года» – не просто скучный статистический термин, но обязательный фундамент для оценки любых изменений, положительных или отрицательных. Без него никакие цифры динамику не иллюстрируют. Вот, например, архангельский градоначальник в прямом эфире телеканала РБК заявил, что «последние годы мы фиксируем рост туристического потока минимум на 20% именно в это время». А рост по сравнению с чем? С июньским бумом, когда со всей страны едут на белые ночи? Или с межсезоньем, при воспоминании о котором в памяти почему‑то всплывает гоголевское «Числа не помню. Месяца тоже не было. Было чорт знает что такое»? А как изменился «туристический поток» в январе 2025‑го по сравнению с январем 2024‑го? И вообще: как этот самый «туристический поток» измерить количественно?

В канун Нового года городские власти с удовольствием сообщали, что в самых популярных гостиницах забронировано от 90 до 100 процентов номеров. Отлично! А теперь давайте посчитаем. В новостном сообщении на официальном портале указаны «Пур-Наволок» – там 164 номера, «Двина» – 301 номер, «Ботаника» – 14 номеров и Novotel – 89 номеров. Итого – 568 номеров, порядка 1000 гостей при стопроцентном заполнении.

Разумеется, в Архангельске не четыре отеля. Есть ещё добрые старые «Беломорская» (93 номера), «Меридиан» (78), омоложенная гостиница «Артелеком» (39), бывшая «обкомовская», ставшая теперь «Столицей Поморья» (54). В сумме – ещё 264 номера и порядка 500 постояльцев. Есть ещё десяток новых отелей, но они совсем уж невелики.

Как сказал градоначальник в том самом интервью РБК, «у нас 21 зарегистрированное коллективное средство размещения» – это гостиницы, хостелы и прочие места, где могут остановиться гости города – с тем или иным уровнем комфорта. Но ключевое слово тут – «зарегистрированное».

Есть ещё квартиры, которые сдаются посуточно, но их точное количество никто не знает, поскольку они находятся «в серой зоне»: устраивать из обычных квартир «мини-отели» уже несколько лет как запрещено. Но если назвать их меблированными комнатами или апартаментами, то вроде бы уже не совсем нельзя. Может быть, конечно, и совсем нельзя, но функционировать они продолжают. Учесть сами квартиры сложно, а количество квартирантов в них – невозможно. Разные туристические агрегаторы по-разному оценивают количество объектов сферы гостеприимства в Архангельске, по-видимому, ближе всего к истине диапазон от 160 до 260 – с учётом «зарегистрированных коллективных средств размещения».

Сколько человек во всех этих «средствах» размещается? Ну от силы тысячи три–три с половиной. Так что «дополнительные» 8000 посетителей Малых Корел по сравнению с АППГ – это не туристы. Их просто столько нет и быть не может, и с иллюзиями по поводу заметного роста туристического потока в Архангельск на новогодние каникулы год к году нужно расстаться.

Правда, есть ещё те, кто гостил не «у города», а у родственников и друзей. Об их численности приходится только гадать, но, скорее всего, их не десятки тысяч: чаще архангелогородцы на праздники едут к близким в другие города, а не наоборот, зимой – во всяком случае. Да и назвать туристами таких гостей сложно: они больше общаются с теми, к кому приехали, лишь изредка выходя на прогулку или экскурсию.

В Корелы они, возможно, и ездили – вместе с хозяевами, которые музеем-заповедником гордятся. Поэтому приехавших погостить друзей и родственников туда везут с удовольствием. Так было, так есть, и, будем надеяться, так будет. Но большинство посетителей музея – это жители Архангельска, для которых экспозиция под открытым небом не столько экскурсионный объект, сколько излюбленное место прогулок и отдыха. Почему в этом году на каникулах в Малых Корелах оказалось в полтора раза больше посетителей, чем в прошлом? Во-первых, сказалась погода: дни выдались без сильных морозов, метелей и снегопадов: погулять – одно удовольствие.

Вторая причина и серьёзнее, и грустнее. Общество наше неоднородно, и сложности в экономике, о которых в декабре заговорил глава государства, люди переживают по-разному. Некоторым достаток позволяет по-прежнему путешествовать чуть ли не по всему миру – разумеется, в тех пределах, в которых это сейчас возможно. Большинство вынуждено от заграничных курортов и экскурсий отказаться, заменив их поездками по России. Именно они и обеспечивают рост туристического потока. Но у некоторых финансовое положение ухудшилось. Архангелогородцы не исключение, и лишившиеся возможности ездить не только на экскурсии, но и в гости к друзьям, ещё могут себе позволить провести выходной день с семьей в Малых Корелах.

Те, кто переориентировался с поездок заграничных на путешествия по России, обеспечивают стремительное развитие внутреннего туризма. Едут в города Золотого Кольца, в Карелию, на Урал. Едут, разумеется, в столицы. Например, в новогодние каникулы Санкт-Петербург в этом году посетило на 14% больше туристов, чем в прошлом году, принеся северной столице 32 миллиарда рублей.

Но внутренний туризм – это не только экономика. Знаменитый русский философ, публицист и – по совместительству – «самый загадочный сумасшедший XIX века» Пётр Чаадаев писал: «Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если он ясно видит её». Насколько Петр Яковлевич был сумасшедшим, да и был ли им вообще – пусть спорят историки. Но здесь он демонстрировал удивительную ясность ума и прозорливость: нельзя быть настоящим патриотом, если страну не видел своими глазами… И хотя бы поэтому развитие внутреннего туризма заслуживает внимания и реальной помощи властей.

Новогодние каникулы позади. Давно пора думать, как улучшить ситуацию в наш «высокий сезон» – полтора месяца белых ночей, самое «лакомое» время для туристов. Сетовать на нехватку провозной ёмкости авиа- и железнодорожного транспорта и ёмкости гостиниц и отелей – самое простое.

Транспортники деньги считать умеют. Если у авиаторов нынче вполне объективные проблемы с парком воздушных судов, то РЖД на востребованных направлениях оперативно назначает дополнительные поезда. Правда, в старых вагонах, вытащенных из тупиков, обычно нет биотуалетов и кондиционеров, но зато и билеты в них получаются дешевле.

А вот «ёмкость номерного фонда» две обещанные гостиницы вряд ли существенно увеличат, к тому же, они пока только строятся. Может быть, стоит вспомнить, что в советское время большой популярностью пользовался автотуризм? Машин было на два порядка меньше, дороги были в разы хуже, но зато существовали кемпинги: нехитро обустроенные площадки, где можно было поставить машины и разбить палатки. Нынешнее состояние М‑8 – спасибо федеральным властям – позволяет домчаться на машине из Москвы за 15-16 часов. Поморье, конечно, не Южный берег Крыма, но и не побережье Северного Ледовитого океана, так что желающие наверняка будут. Всего‑то и надо – найти подходящую площадку рядом с городом и рекой или озером, отсыпать место для стоянки автомашин, подвести электричество, воду, организовать туалеты и обеспечить безопасность.

Нет-нет, никто не ждёт, что этим займется городская администрация. Нужно просто помочь – с быстрым и надёжным подключением электроэнергии, с установлением нулевой арендной платы за землю, с организацией вывоза мусора… И не душите тех, кто возьмёт на себя риски, лишними поборами, потому что заработает это не сразу: нужно, чтобы информация разошлась среди потенциальных авто-постояльцев. Причем не из рекламных буклетов, а из рассказов – устных, в социальных сетях, на туристических сайтах и сервисах.

Вообще говоря, «турист» – это некий собирательный образ, плохо описывающий разнообразие потребностей путешественников. Кому‑то хочется жить с большим комфортом, гулять по набережной и в Малых Корелах. Для кого‑то номер за три-четыре тысячи рублей не по карману, а вместо степенных прогулок хочется стремительных гонок на катере по Северной Двине. Поэтому одно из обязательных условий реального повышения туристической привлекательности – предложить досуг каждому по его интересам и возможностям.

Пока сделать Поморье привлекательным, а туристический досуг интересным и разнообразным лучше всего получается не у власти, а у бизнеса и энтузиастов: «Юрьевский рубеж», собачьи упряжки зимой и рыбная ловля летом… Собственно, так и должно быть. Есть заброшенный аэродром Лахта под Катунино, куда с удовольствием едет молодёжь – здесь бы придумать какой‑нибудь фестиваль или игру, связанные с историей авиации или освоения Севера. Есть десятки других мест, которые можно наполнить жизнью, заинтересовать путешественников. Главное, чтобы этим занимались люди с фантазией и любовью к Архангельску и его окрестностям.

И ещё – чтобы им хотя бы не мешали авторы победных реляций о призрачных успехах.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2025 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей