Кирилл ФЕЛЬДМАН | 27.02.2024 16:11:19
На прошлой неделе мы уже говорили о том, как на современном Поле Чудес последователи лисы Алисы и кота Базилио с помощью телефонных звонков успешно лишают граждан сбережений, квартир, а иногда ещё и загоняют в долги. Власти этой проблемой всерьёз обеспокоены, но лучшей защитой служит здравый смысл тех, кого негодяи пытаются сделать своими жертвами.
Противостоять их технологиям сложно. Но можно попробовать проиграть возможное развитие разговоров, выработать алгоритм действий, обсудить с близкими или друзьями, которые, как и вы, могут пострадать от таких мошенников.
Итак, обычно всё начинается с телефонного звонка. Почти всегда звонит сотрудник Сбербанка, чаще всего на домашний телефон, и сообщает о «неприятности». Наиболее распространёнными являются три сюжета:
– в Сбербанк обратился гражданин с доверенностью от вас;
– на ваше имя пытаются взять кредит;
– «мы зафиксировали подозрительную попытку списания средств с вашего счёта».
Первый вопрос, который должен возникнуть, уже известен: а откуда я знаю, что это звонок на самом деле из Сбербанка? Но возникнуть он не успевает: по хорошо отработанной схеме звонящий без паузы сообщает свою должность, фамилию, имя, отчество, личный номер, а часто ещё и предлагает записать паспортные данные. Этого должно быть достаточно, чтобы в вашей голове зазвучал сигнал тревоги.
Допустим, это и на самом деле Сидоров Пётр Сергеевич (или, что суть то же самое, Иванова Мария Петровна) из службы безопасности Сбербанка, хотя убедиться в этом невозможно. Личный номер сотрудника, даже если такой существует, – информация явно бесполезная: проверить его вы никак не сможете. С паспортными данными и того хлеще: проверить их тоже нельзя, но к работе в службе безопасности они точно не имеют никакого отношения – это личные данные человека. Значит, вашу бдительность пытаются усыпить.
Задумайтесь: вы, когда счёт открывали или получали карту, в банке почти наверняка дали номер мобильного телефона. Почему чаще всего звонят на домашний? Да потому, что домашних телефонов с определителями номера почти не осталось – даже сами домашние телефоны всё быстрее становятся рудиментом. В мобильном, даже самом простеньком, определитель номера сейчас стоит, что называется, по умолчанию.
Почти все знают, что звонок из Сбербанка может быть только с номера 900. Да, современные технологии позволяют осуществлять подмену – вместо настоящего телефона мошенника у вас высветится другой. Но подменить короткий номер из трёх цифр практически невозможно. Пару лет назад в системе безопасности Сбербанка были уязвимости, сейчас они устранены. Складываем: звонит неизвестно кто, свой телефон старается скрыть, зато сообщает кучу лишней, непроверяемой информации, цель которой – убедить вас в своей добросовестности.
Поверили? Плохо дело… Попробуйте последовать известному совету: положите трубку и позвоните в банк сами. Правда, это может оказаться не так просто. Мошенники настырны, вам тут же перезвонят и начнут упрекать: дорога, дескать, каждая секунда, ваши кровные денежки вот-вот уплывут неизвестно куда, а вы трубку бросаете… Придумайте заранее ответ, который отобьёт мошеннику охоту вам звонить уже с первой попытки. Самое простое – скажите ему: вы меня с кем‑то путаете, у меня нет счёта в Сбербанке. Почти смешно, почти наивно, но почти всегда срабатывает. В ответ он вам что‑нибудь буркнет и сам трубку положит, потому что наверняка не имеет к Сбербанку никакого отношения.
Всё, что в его распоряжении есть, – это база квартирных телефонов, приправленная теми сведениями о вас или ваших родственниках, которые без труда можно найти в интернете. Почему он говорит именно про Сбербанк? Да потому, что в Сбере почти все наши граждане имеют хоть какой‑нибудь счёт – зарплатный, для коммунальных платежей, пенсионный… Теперь, когда мошенник от вас отстал, вы спокойно можете позвонить в Сбербанк – если на самом деле счёт там есть – и убедиться, что всё в порядке. Продолжаете нервничать? Сходите лично в ближайшее отделение, в конце‑то концов.
Не получилось? Звонок застал вас врасплох, и вы всё‑таки втянулись в разговор? Не паникуйте, деньги ещё у вас на счёте, хотя чем дальше, тем труднее вырваться из липкой паутины, которую плетут вокруг вас. Скорее всего, у вас попросят номер уже мобильного телефона, и последует звонок сотрудника службы противодействия мошенничеству Центрального банка. Не пытайтесь удивляться, что никогда не слышали о такой службе: вам быстро объяснят, что служба «секретная».
Просто знайте, что Центральный банк – орган денежно-кредитной политики, он с телефонными мошенниками не борется, для этого есть другие, силовые ведомства. Вместо этого обратите внимание на номер, с которого позвонил «сотрудник». Обычно на этом этапе мошенники уверены, что жертва у них в руках, а потому не утруждают себя лишними усилиями с подменой номера. Все российские телефоны начинаются с +7. Если номер начинается с +3 или +4, например, значит, «сотрудник Центробанка Российской Федерации» звонит из какой‑то европейской страны, Украины или Белоруссии.
Если у вас есть WhatsApp или другой мессенджер, на него пришлют фотографию «служебного удостоверения». Вот тогда у вас в голове должна уже со страшной силой взреветь пожарная сирена: ни при каких обстоятельствах «силовик» не будет размещать фотографию своего документа. При современных технологиях по ней можно изготовить дубликат, практически неотличимый от оригинала, а появление такой фальшивки грозит ему серьёзными неприятностями.
Дальше вам расскажут, что вы теперь принимаете участие в специальной операции Центробанка совместно с ФСБ, с этого момента вы находитесь под государственной охраной, а завтра у вас на лестничной площадке установят камеру видеонаблюдения. И заодно предупредят, что рассказывать об этом никому нельзя – операция секретная, под суд пойдёте за разглашение гостайны. Особенно родственникам не говорите – потому что они тоже под подозрением, возможно, именно они и пытаются присвоить ваши деньги. Одно плохо связано с другим, но если разговор или переписка дойдут до такой стадии, вы на это, скорее всего, уже не обратите внимания.
У вас с родственниками нормальные отношения? Почему утверждение незнакомца из телефонной трубки должно поставить под сомнение порядочность близких вам людей? Посоветуйтесь с ними. Главное – помните: чем дольше вы общаетесь с мошенниками, тем труднее выскользнуть из их рук. Просто блокируйте такой номер – в мобильном, в отличие от городского, эта функция почти всегда есть.
Шанс сохранить свои деньги сохраняется до последнего момента, пока вы не сняли их со счёта и не передали курьеру или не внесли на продиктованный вам мошенниками счёт. Да, сотрудник Сбербанка попробует вас остановить, например, спросив, зачем вам понадобились в таком объёме наличные. В истории про 400 миллионов клиент ответил, что собирается покупать станки для открытия нового производства. Отказать в выдаче сотрудник не имеет права, даже если понимает, что происходит: вы снимаете свои деньги. Остановить вас может только ваш же здравый смысл.
Он вас подвёл? Вы передали или перевели все накопленные деньги? Увы. Ничего нельзя поправить, но можно не ухудшать ситуацию. Вам обещали вернуть деньги на новый счёт в течение трёх рабочих дней и не вернули? Вы звоните с недоумением, а в ответ получаете объяснение, что для ускорения возврата нужно перевести ещё деньги – займите в долг у знакомых или возьмите кредит. Ну, в крайнем случае, продайте квартиру, а деньги тоже переведите на «безопасный счёт».
И тут может подключиться «тяжёлая артиллерия» в лице генерала из ФСБ, прикомандированного к службе по борьбе с мошенничеством Центробанка для проведения специальной операции. Причём «в лице» буквально: разговор будет по видеосвязи, на фоне стены с портретами президента и главы Центробанка. Вы всерьёз верите, что такая «шишка» потратит на вас время? У вас мания величия! Вы всерьёз верите, что генерал ФСБ захочет простому смертному «предъявить лицо»? Ах, он разговаривает по «закрытой линии»! А у вас тоже линия закрытая? Вместо этого постарайтесь вспомнить – почти наверняка этот «генерал» мелькал среди низкооплачиваемых актёров в массовке какого‑нибудь телесериала. Или задайте ему «контрольный вопрос»: как отчество Эльвиры Набиуллиной, которая уже довольно много лет возглавляет Центральный банк? Следите за глазами «генерала», и вы всё сами поймёте.
А если не поймёте – дело совсем плохо. Горько лишиться сбережений на подарок детям и внукам или «на старость». Но лишиться ещё и квартиры – это уже совсем никуда не годится. Хоть теперь посоветуйтесь с друзьями или родственниками, прислушайтесь к их мнению, а не к сладким речам лисы Алисы и кота Базилио.