Андрей САХАРОВ | 08.11.2013 02:43:25
У международного сообщества есть интерес к Северному морскому пути (СМП), однако он рассчитан главным образом на транзит углеводородов. А перспективы Архангельской области по освоению Арктики связаны исключительно с транзитом грузов для строительства транспортной инфраструктуры СМП. Эти выводы можно сделать по итогам прошедшего в Архангельске международного форума «Арктические проекты – сегодня и завтра».
Еще совсем недавно, в начале «нулевых», власти России активно муссировали в СМИ тезис о необходимости сворачивания любого широкого присутствия на «северах» и полного перехода на освоение арктических широт вахтовым методом. Но упор на сырьевую экономику, таяние льдов и международные факторы заставили федеральный центр пересмотреть свое отношение к Арктике. Сегодня ее развитие – это политический тренд России. А использование Северного морского пути (СМП) в качестве альтернативы облюбованному пиратами и проходящему через бурлящие от военных конфликтов широты южного торгового маршрута через Суэцкий канал обсуждается во всем мире.
Однако говорить о том, что в ближайшие десятилетия СМП составит конкуренцию южному трафику, не приходится. Пока объемы грузовых перевозок в Арктике не достигли даже исторического рекорда, зафиксированного в 80-х годах прошлого века, - 7 млн тонн.
По словам участника конференции, президента-научного руководителя ЗАО «Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота» Всеволода ПЕРЕСЫПКИНА, международный транзит грузов по СМП в 2011 году составил 800 тысяч тонн, в 2012 – 1,3 млн тонн, в 2013 – 1,2 млн тонн. А с учетом внутрироссийского трафика в текущем году было перевезено меньше 4 млн тонн грузов.
«Но интерес к Севморпути есть, – считает Пересыпкин. – В минувшую летнюю навигацию из Норвегии в Японию в сопровождении двух атомных ледоколов прошел танкер с 135 тысячами кубометров сжиженного газа – это рекорд трассы. Из Южной Кореи в Европу отправляется керосин, а обратно газоконденсат. Началась доставка по СМП рыбы с Дальнего Востока в Питер».
По словам вице-президента партнерства «Севморпуть» Владимира МИХАЙЛИЧЕНКО, из Китая и Канады началась перевозка угля в Европу. По прогнозам экспертов, можно ожидать транспортировку удобрений с Кольского полуострова и цветных металлов из Норильска, а в обратном направлении – китайских карбамидов и камчатской медно-никелевой руды.
«В целом совокупный объем ежегодных перевозок по СМП может составить в 2020-2025 годах 60-65 млн тонн», - заявил Пересыпкин. Он считает, что грузопоток через Арктику будет не больше 10-15% от объемов торгового пути через Суэц. И главным образом по СМП пойдет международный транзит углеводородного сырья. С этим мнением согласно и федеральное правительство.
«К 2030 году, по данным независимых экспертов, доля альтернативной энергетики в мировом балансе составит 14%, поэтому нефть и газ по-прежнему будут востребованы», – заявила референт департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития РФ Мария РЫКУНОВА.
Однако Архангельск находится вне арктического международного трафика углеводородов, поэтому области не приходится рассчитывать на экономические дивиденды от курсирования грузовых судов из Азии в Европу и обратно.
Но кроме всего прочего СМП решает задачи внутреннего развития страны. Для освоения добычи углеводородов на шельфе, обслуживания СМП, транспортировки сырья из внутренних районов России необходимо развитие заброшенных арктических портов и строительство нового ледокольного флота. Об этом напомнил директор ГКЦ «Гекон», член научного совета при Совбезе РФ Михаил ГРИГОРЬЕВ. Пока же в Арктике полноценным портом можно назвать лишь поселок Сабетта. Более того, до сих пор у России в Арктике нет морских буровых установок. Нет космических спутников, заточенных под Север, поэтому наши ученые пользуются иностранными ресурсами. Нет ясного видения промышленных потребностей добывающих компаний.
«Вот так Россия принимает участие в освоении Арктики», – с иронией констатировал Григорьев.
Как заявил заместитель директора ФГБУ «Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт» Александр ДАНИЛОВ, «инициативы бизнеса в развитии Арктики сегодня опережают инициативы исполнительной власти». Тот же порт в Сабетте отстроен ОАО «Новатэк» в рамках проекта «Ямал СПГ». Неплохими темпами идет обновление грузового флота ледового класса частных компаний.
А ведь, по прогнозам многих российских ученых, полоса потепления в Арктике в 2020 году закончится. «Это надо учитывать в государственном планировании, - заявил Данилов. – Угрозы природного характера осложняют и будут осложнять покорение полярных широт».
России надо поспешить в реализации своих арктических планов. Как считает Всеволод Пересыпкин, для этого необходимо разработать программу развития арктических портов. Он поддержал строительство перспективного глубоководного порта с грузовым терминалом в Архангельске и железнодорожной магистрали «Белкомур». Пересыпкин считает, что возможности порта понадобятся для налаживания инфраструктуры обслуживания грузопотоков в Арктике и добычи углеводородов на шельфе.
В свою очередь замминистра экономразвития и конкурентной политики Александр ПОЛУДНИЦИН подтвердил, что в регионе есть инфраструктура и все предпосылки для того, чтобы стать трамплином для развития Арктики. Например, сформирован кластер поставщиков и подрядчиков для осуществления нефтегазовых проектов в Арктике и созданы законодательные условия для эффективного и безопасного инвестирования в экономику.
Но из какой кубышки кризисная Россия возьмет деньги на строительство того же глубоководного района порта в Архангельске или «Белкомура», никто не объяснил. Правда, Всеволод Пересыпкин напомнил, что в госстратегии развития Арктики заложен принцип обязательности финансирования проектов по ее освоению вне зависимости от текущей экономической ситуации в стране.