Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА, Илья ЛЕОНЮК. Фото из архива редакции | 19.09.2022 12:14:06
Администрация Архангельска провела торги на устройство и содержание зимней транспортной переправы на Бревенник. Хотя весной было объявлено, что для острова построят новый понтонный мост: на эти цели выделялись средства как из городского, так и из областного бюджетов. По сути, в преддверии этого сезона речь идет о возвращении к прежней схеме, но с существенной разницей: переправа станет бесплатной, а победитель торгов – ООО «Мост» – получит фиксированную сумму по муниципальному контракту.
Напомним, что прошлой осенью доступность Бревенника стала одной из главных тем, касающихся Архангельска. Историю с отрезанными от «большой земли» островитянами подхватили федеральные СМИ, ситуация потребовала сбора комиссии по ЧС и введения режима повышенной готовности. Жители Бревенника записали видеообращение к Президенту России Владимиру Путину, а для оперативного реагирования на жалобы людей на острове даже была образована временная приемная прокуратуры. Не говоря уже про заявления губернатора и депутатов всех уровней о необходимости срочно решить проблему.
В последнее время транспортное сообщение между Бревенником и «материком» обеспечивало частное предприятие – ООО «Мост». Через эту понтонную переправу можно было попасть на Хабарку и Пустошь, а общее количество жителей трех островов – более 8000 человек. Стоит отметить, что ООО «Мост» работало без контракта или субсидий, неся социальную нагрузку. Плата за проезд по понтону взималась, но в теплые зимы и ближе к мезсезонью это направление деятельности для компании становилось просто нерентабельным.
Осенью 2021 года понтонный мост из-за течи в корпусе не прошел плановое освидетельствование Российского речного регистра. Без допуска использовать его по назначению на воде стало нельзя. Компания заранее предупредила об этом администрацию Архангельска, но заблаговременно меры приняты не были.
В итоге с горем пополам обустроили только пешеходную переправу, а для транспорта остановились на варианте с объездом через Приморский район и выходом на действующую переправу Вознесенье – Цигломень: это был путь длиной несколько десятков километров по реке вместо привычных трехсот метров понтона.
Еще тогда «Мост» заявлял о готовности отремонтировать понтонный мост, но только весной 2022 года – осенью ввиду большой загруженности его не взяли ни в Лайском доке, ни на «Красной кузнице». Однако, как рассказывали «Бизнес-классу» руководители предприятия, гарантий оформления муниципального контракта или обещания субсидий они не получили.
В марте на сессии Архангельской городской Думы была принята поправка в бюджет текущего года о выделении 59,5 млн рублей на проектирование и строительство наплавного моста на остров Бревенник. Затем в порядке софинансирования свою долю – 74 млн рублей – внесла область. Суммарно получилось свыше 133 млн рублей.
Быстро реализовать задуманное не вышло. У имеющегося понтона сложная техническая конструкция: он разводной, так как участок реки, где его устанавливали, является судоходным. Мост изначально строился для эксплуатации именно на этом месте. Строительство аналога действительно оценивается в сотни миллионов рублей.
«Когда в начале июле я пришел на работу в администрацию Архангельска, как раз наступал дедлайн – надо было решать: идем мы на проектирование и строительство нового наплавного моста или ищем другой вариант, – рассказал «Бизнес-классу» заместитель главы Архангельска по инфраструктурному развитию Игорь АРСЕНТЬЕВ. – Да, деньги были выделены. Но, проведя несколько совещаний с проектировщиками, собственниками причалов, мы пришли к непростому выводу: реализовать этот проект в створе у 22-го и 23-го лесозаводов не получится по техническим причинам. Гидрологические испытания показали, что течения там очень сильные. Рядом причальная зона, которую в перспективе планируется эксплуатировать и для приема больших судов ледового класса в рамках реализации проектов развития Арктики. Словом, содержать понтон в данном месте будет сложно. Запроектировав этот объект, мы рисковали на неопределенное время просто положить его как красивый комикс на полку. Во всяком случае, мы бы точно не построили новый наплавной мост к этому сезону. Опять были бы вынуждены намораживать круговую переправу через Цигломень, а это затраты для городского бюджета, причем немаленькие».
В итоге было принято решение отказаться от реализации проекта со строительством наплавного моста – на данном этапе. Остановились на предлагавшемся ранее варианте с установкой и эксплуатацией готовой понтонной переправы по муниципальному контракту за конкретную цену.
«С одной стороны, это позволит обеспечить транспортную доступность Бревенника, а с другой – бесплатность переправы. Для жителей острова это будет хорошим подспорьем. Негатив, который мы получили от них в прошлом году, должен быть снят, причем реальными мерами», – отметил Игорь Арсентьев.
Начальная максимальная цена контракта составляла 10 млн рублей. На аукцион, итоги которого подводились 12 сентября, была подана только одна заявка – как и ожидалось, от ООО «Мост». С соблюдением нужных процедур единственного участника признали победителем торгов. Итоговая стоимость контракта на изменилась.
Автотранспортная зимняя переправа будет установлена на старом месте – между 14-м лесозаводом и Маймаксанским лесным портом. По контракту она должна быть круглосуточной, бесплатной и безопасной. Сам наплавной мост – иметь разводную или выдвижную часть для пропуска судов в ледовом канале. Требуется также подготовить и содержать площадки для ожидания и разъезда машин, обеспечить освещение переправы в темное время суток, установить дорожные знаки и информационные щиты. Ну и, конечно, в состав работ входит буксировка понтона на нужный участок реки, монтаж конструкций и обратный процесс в конце зимней навигации.
Как подтвердили «БК» в ООО «Мост», понтон отремонтирован, имеет все необходимые документы, предприятие готово к исполнению контракта. Сроки его установки зависят от ледовой обстановки на реке.
Оставался еще один важный вопрос: а что с деньгами, которые были выделены на новый наплавной мост? Как пояснил Игорь Арсентьев, сначала, как и положено, они были возвращены в казну, но в итоге пошли на решение других инфраструктурных задач.
«За счет них Архангельску выделены дополнительные средства на субсидирование автобусных перевозок до конца 2022 года (32 миллиона рублей), деньги на ремонт тротуаров (16 миллионов). Часть средств вместе с вложениями из городского бюджета будет направлена на создание нового муниципального предприятия «Чистый город». Ну и в процессе подготовки к зиме планируем добавить средства на содержание дорог – в частности, на уборку снега. То есть эти деньги были рачительно распределены в интересах Архангельска», – добавил Игорь Арсентьев.