Илья ЛЕОНЮК | 12.12.2014 04:59:48
В этом году Архангельский речной порт вошел в перечень пунктов пропуска через государственную границу. Это дало предприятию право отправлять и принимать суда под иностранными флагами. О новых возможностях речного порта и итогах работы за год - в интервью с генеральным директором ОАО «Архангельский речной порт» Андреем РАЗГОВОРОВЫМ.
- Какие перспективы открываются с вхождением в перечень пунктов пропуска через государственную границу?
- К этому мы шли два года. И, как водится у хорошего хозяина, начали со своей территории. В 2012 году мы всерьез взялись за причальную линию центрального грузового района Жаровиха. После покупки порта и выплаты всех долгов, предприятие встало на ноги, надо было начинать двигаться вперед. Требовались дноуглубительные работы. Благодаря их проведению мы смогли принимать и обрабатывать суда с осадкой до 5,2 м.
Конечно, у наших партнеров появился больший интерес к сотрудничеству. После дноуглубительных работ пошли дальше и открыли экспортно-импортный участок. Правда, суда могли принимать только отечественные. Тогда и встал вопрос о вхождении в перечень пунктов пропуска через государственную границу. Сейчас мы можем принимать суда под иностранными флагами. Это даст нам возможность наладить линии по перевозкам лесоматериалов и металлолома в Европу. Заказы уже есть.
- Что можно сказать, подводя итоги работы предприятия за год?
- Архангельский речной порт работает в связке с предприятиями, входящими в группу компаний «Экотэк». Суда одноименной судоходной компании загружаются и разгружаются в порту. Общий грузооборот по группе компаний «Экотэк» в 2014-м составил четыре миллиона тонн. Еще два года назад эта цифра была в пять раз меньше. Мы сохранили добрые отношения с крупными компаниями. Работаем по заказу Министерства обороны РФ, структур «Газпрома», ОАО «МРТС», больших дорожно-строительных предприятий Архангельской области, сопровождаем экспедиции ОАО «МАГЭ». Большие объемы грузоперевозок сохранены на линии Архангельск - Нарьян-Мар. Специально на эту линию в этом году встали два сухогруза вместимостью до 3 тысяч тонн. Эти суда были приобретены в 2013-м. Они прошли реновацию на Лайском судоремонтном заводе и успешно отработали навигацию этого года.
Благодаря сухогрузам и постоянным буксирно-баржевым составам «Экотэка» наши партнеры - ООО «Полартранс» и строительная компания «Леро» - своевременно получали строительные материалы и другие грузы. Для компании «Леро» мы уже не первый год доставляем стройматериалы. В 2013-м шли поставки под строительство школы в поселке Красное на 300 мест. Ее уже сдают. Сейчас завезли материалы для строительства школы в поселке Индига на 150 мест. Этих объемов хватит для ведения работ вплоть до начала следующей навигации. В этом году продолжены поставки грузов в строящийся порт Сабетта, а также в Байдарацкую губу. Уже второй год Сабетта дает работу многим компаниям.
Порт строится быстро и развивает мощную инфраструктуру. В этом году мы продолжили строить буксиры собственного проекта. Из дока Лайского завода вышли два новых судна. Их главное достоинство в том, что они могут работать как на реке, так и в море и беспрепятственно обеспечивать погрузочно-разгрузочные работы на необорудованном берегу. Сейчас буксиры проходят ходовые испытания. В следующую навигацию они войдут в состав флота «Экотэк».
- Нестабильность экономики в целом, санкции Европы и Америки на ваши предприятия оказали влияние?
- Я думаю, внешние изменения оказывают влияние на всех. Вопрос в том, могут ли руководители и предприятия быстро реагировать на эти процессы, перестраиваться, находить другие возможности для себя. Мы ежегодно инвестируем в новую спецтехнику. Очень серьезные вложения идут в оборудование для судов. Все детали импортные, и, конечно, скачок курса валют заставил нас несколько сократить программу по закупке нового оборудования и техники. Каждая единица подорожает примерно на 30%. Но мы научились экономить.
В этом году запущена на предприятии собственная котельная. Мы отказались от электрического отопления. По нашим подсчетам, экономия в месяц составит до 60%. Это серьезный эффект. Развиваем спектр услуг. В этом году своим клиентам мы предложили новое направление в обслуживании - доставку груза непосредственно к борту судна, стоящего на рейде. Заказчик данной услуги экономит свое время, поскольку уже не надо ожидать своей очереди для постановки к причалу. Мы загружаем груз на баржи, доставляем его на рейд и собственными плавкранами грузим судно. Поставка песка производится непосредственно с карьера.
- А что с речными грузоперевозками и пассажирскими линиями?
- Что касается речных грузоперевозок, то их объемы очень низкие. В Архангельской области нет больших строек, ни промышленных, ни гражданских, поэтому и перевозить нечего. Отчасти и поэтому речной порт все чаще смотрит в сторону моря, развивает морские грузоперевозки. Мы хотим сохранить коллектив, обеспечить его работой, а значит, надо загружать мощности. Сегодня хороший толчок получило направление по добыче нерудных строительных материалов. Песок востребован на реконструкции федеральной трассы М8. Свои заказы увеличили предприятия ЖБИ. За счет строительства торговых центров и престижных жилых комплексов растет и потребность в стройматериалах.
Порадовал проект по строительству взлетно-посадочной полосы на Новой Земле. Надеемся, и там песок речпорта будет востребован. В 2015-м будем наращивать объем добычи песка и планируем довести его до 3 млн тонн в год. Но и это не предел. В советские годы в Архангельске из реки поднимали до 10 млн. тонн. Это цифра, к которой мы бы хотели стремиться. Но для этого должны развиваться и другие отрасли экономики региона.
Что касается пассажирского направления, то здесь без изменений. Теплоходы хоть и старенькие, но свой флот мы содержим в очень хорошем состоянии. Все направления пассажирских перевозок сохранены. Более того, в этом году мы восстановили экскурсионные маршруты. Все желающие могли принять участие в обзорных экскурсиях по островам Архангельска. Хотели бы работать на экскурсии до Новодвинской крепости, но пока в ту сторону нет разработанного маршрута и инфраструктуры для встречи туристов. Надеемся, что вскоре данное направление войдет в перечень доступных экскурсионных программ. Мы же в свою очередь развиваем инфраструктуру на городских причалах, где осуществляется посадка-высадка пассажиров. В следующем году приступим к строительству речного вокзала.
Этот вопрос из-за сложной процедуры выделения земельного участка затянулся, но вокзал нам нужен, и мы его построим. Сейчас идет проектирование. Надеемся, что с обустройством причальной линии и завершением ряда строительных объектов причалы в центре Архангельска станут удобными для пассажиров и красивыми.
- Начало зимы - время для обустройства переправ. Как в этом году обстоит дело?
- В этом году впервые совместно с Архавтодором обустроены бесплатные понтонные переправы в Мезени и Верхней Паленьге. Нам оплатили эту работу из бюджета по выигранному тендеру, благодаря чему жители пользуются услугами переправ бесплатно. С нас сняли проблему сбора денег, и на переправах в целом стало спокойнее.
Мы поднимали вопрос о такой переправе и на остров Бревенник, но пока вопрос не решен. Муниципалитет берет на себя только пешеходную зону ледовой переправы. Хотя бесплатная автомобильная переправа стала бы большим преимуществом и хорошим подспорьем для местных предпринимателей и жителей.
- Какие планы на навигацию 2015 года?
- Мы дорожим нашими партнерами. Со многими из них нас связывают многолетние контракты и доверительные отношения. И, конечно, главное - сохранить доброе сотрудничество в следующем году. Впереди зима - время подготовки судов и техники к новому сезону. К своим обязанностям мы подходим серьезно и внимательно, так же относимся и к заказам на поставку грузов. Это все взаимосвязано.
Будет исправно судно - вовремя доставят груз в порт назначения. Уже на протяжении многих лет мы придерживаемся политики индивидуального подхода к каждому заказчику и непрерывного повышения требований к своей работе. Не станет исключением и 2015 год.