Илья ЛЕОНЮК. Фото автора | 22.01.2016 23:41:00
Официальная информация о состоянии Кузнечевского моста в Архангельске стала предметом обращения в Генеральную прокуратуру РФ. На протяжении пяти лет Олег ЛАТУХИН - активный житель областного центра, водитель большегрузной машины - ведет переписку с надзорными органами, пытаясь выяснить, на каком основании проезд для «тяжеловесов» по мосту открыт только с 21.00 до 7.00 утра.
В рабочее время действует альтернатива — платная дорога: наплавной мост, стоимость проезда по которому составляет полторы тысячи рублей в одну сторону.
Кузнечевский мост, открытый в 1956 году, не был рассчитан на современные транспортные нагрузки. Несмотря на это, с тех пор он эксплуатировался без каких либо ограничений. Пропускная способность мостового перехода крайне невелика, и «нарастить» ее невозможно из-за особенностей конструкций.
При детальном обследовании сооружения в 2003 году специалисты выявили в нем существенные дефекты. Тогда же был выполнен проект капитального ремонта моста, реализованный в 2004-м. По словам Николая БОРОВСКОГО, являвшегося на тот момент заместителем генерального директора ОАО «Мостострой №6», начальником Мостоотряда №9, мост стал легче на 1700 тонн за счет снятия с него «лишнего» бетона. Кроме того, в ходе ремонта были установлены дополнительные подвески, фасонки, укреплены стыки, заменены старые заклепки, поставлены новые высокопрочные болты, исправлены опорные части. Однако, по мнению экспертов — представителей ЗАО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург», - эти мероприятия лишь позволили продлить время эксплуатации моста, не решив проблемы в корне.
Один из трёх
Наплавной мост через Кузнечевскую протоку Северной Двины появился в 2004 году. Годом ранее там соорудили понтонную переправу — как раз на время ремонта Кузнечевского автотранспортного моста - по распоряжению мэра Архангельска Олега Нилова. Судьба основного моста неоднократно обсуждалась, в том числе и на парламентских слушаниях в областном Собрании депутатов.
Рассматривалось три варианта. Первый - капитальный ремонт Кузнечевского моста: тогда затраты на эти работы оценивались в 700 млн рублей. Мост пришлось бы закрывать примерно на полтора года. Второй вариант — возведение нового моста через остров Шилов длиной 5 км. Проект «стоил» 2,5 - 3 млрд рублей. Продолжительность реализации - 4-6 лет.
Сошлись на третьем варианте: строительстве постоянного мостового перехода с тротуаром в районе понтонной переправы. Все расходы взял на себя Соломбальский ЦБК. Сейчас мост пропускает в обе стороны автотранспорт грузоподъемностью до 60 тонн и в летнее, и в зимнее время. Для пешеходов переправа закрыта. Проект, обошедшийся в 200 млн рублей, мягко говоря, вряд ли стал убыточным для комбината.
Казалось бы, компромисс найден. Кузнечевскому мосту еще тогда предрекали не более семи-восьми лет жизни.
И так сойдёт?
Впрочем, единого мнения среди чиновников и депутатов по «мостовому» вопросу не было. В частности, потому, что выбор в пользу пути наименьшего сопротивления отодвинул на неопределенный срок получение денег из федерального бюджета на строительство капитального моста через остров Шилов. А строить его придется в любом случае.
Споры вокруг частного наплавного моста то затухали, то нарастали с новой силой. Причина всегда находилась: возросшая плата за проезд через Кузнечевскую протоку, согласование тарифов, отсутствие альтернативной бесплатной дороги в рабочие часы и так далее. По оценкам администрации морского порта Архангельск, мост создает препятствия для безопасного судоходства, однако мэрия поддерживает позицию собственника, отказывающегося выполнять распоряжение капитана, в соответствии с которым это временное сооружение должно быть убрано с фарватера. Решение проблемы руководство порта видит в строительстве нового железобетонного мостового перехода, но денег на это в бюджете нет и в ближайшее время не предвидится.
Особое распоряжение
Распоряжение мэрии Архангельска «Об ограничении движения транспортных средств (ТС) по мосту через реку Кузнечиху» было подготовлено совместно с ГИБДД. Согласно этому документу мостом могут пользоваться ТС массой 10 тонн и более, но только с 21.00 до 7.00. Ограничения не касаются рейсовых автобусов, машин специальных и экстренных служб.
Получается, состояние моста ухудшают только большегрузы, которые проходят по нему с семи утра до девяти вечера, а остальные ТС соответствующей весовой категории на состояние переправы не влияют? Только рейсовые автобусы пересекают «спорный» мост сотни раз за день.
Согласно федеральному законодательству, если на каком-то участке есть платная дорога, должна быть и альтернативная - бесплатная. Для предприятий, содержащих большегрузы, «коммерческий» наплавной мост – дополнительная финансовая нагрузка.
Ночью проезд по Кузнечевскому мосту открыт, однако знаков, регламентирующих расстояние между проезжающими большегрузами, не установлено — езжай хоть караваном, все в рамках правил.
Добиться ясности по поводу состояния моста оказалось непросто: Олег Латухин потратил на это пять лет — возможно, ответы на запросы «БК» поступят быстрее.