Артём БОТЫГИН. Фото Николая Гернета | 12.02.2016 23:35:25
Правительство Архангельской области всерьез намерено возродить региональные авиаперевозки. Уже очень активно развивается аэропорт в Котласе: рейсы в Санкт-Петербург, к примеру, собирают аншлаги. В очереди на восстановление — аэропорты Каргополя, Шенкурска, Вельска, Верхней Тоймы и Карпогор. Билеты вряд ли будут дешевыми, но область готова помочь перевозчикам субсидиями. По словам губернатора Игоря ОРЛОВА, деньги на эти цели уже заложены в бюджет на 2016 год.
Основная проблема заключается как раз в стоимости авиаперелетов по территории региона. Экономически обоснованные цены на билеты явно не устроят пассажиров: многие предпочтут пусть даже менее комфортный (учитывая еще и состояние дорог в области) и более медленный автомобильный транспорт.
Это прекрасно понимают в правительстве, поэтому, как заявил губернатор Игорь Орлов, внутрирегиональные рейсы будут субсидироваться из областного бюджета. Конкретных цифр пока никто не называет, но в 2015 году на поддержку предприятий воздушного транспорта из региональной казны было выделено почти 72 млн рублей.
«Мы никогда не отказывались от того, чтобы сохранить социальную политику в сфере авиаперевозок. Ну как можно говорить об экономически обоснованных ценах на билеты, например, для людей, которым необходимо лететь для решения проблем со здоровьем? Те, кто нуждается в такой поддержке, безусловно, ее получат. Уровень субсидирования для каждого отдельного маршрута еще прорабатывается. Мезень, Лешуконское и, если это будет необходимо, Верхняя Тойма, Онега и даже Соловки - мы будем рассматривать эти направления с позиции интересов жителей региона», — рассказал Игорь Орлов.
Каркас развития региональной авиации, по его словам, строится на трех основных точках: Архангельск, Котлас и Вельск. К Архангельску вопросов меньше всего — как областной центр и транзитная точка город и так пользуется спросом, благодаря чему аэропорт Архангельск (Талаги) может позволить себе ремонт перронов и строить новые здания. Котлас тоже развивается: за последний год там заметно увеличилось количество маршрутов, прошла модернизация всей инфраструктуры. Пока нет полной определенности с аэропортом в Вельске, но, как заявляет губернатор, уже нашелся инвестор, который готов вложиться в проект развития авиаузла в этом районе. Осталось дождаться решения о передаче аэропорта в областную собственность с федерального уровня.
«Мы не стремимся стать операторами аэропорта. Когда мы говорим о передаче акций, то имеем в виду консолидацию активов и реконструкцию региональной системы авиаперевозок. У 2-го архангельского объединенного авиаотряда - свои задачи, у аэропорта Архангельск — свои. Но всем не хватает денег. Когда мы создадим единую структуру, мы сможем иначе строить общую экономику и стратегию развития», — пояснил губернатор.
Новый порядок не должен повлиять на существующую систему управления в сфере авиаперевозок, уверены в областном правительстве. При этом никто не исключает дальнейшего увеличения доли бизнеса в этих предприятиях.
«Многие действующие авиаперевозчики и аэропорты — частные компании, но доля федеральной собственности в них слишком высока и, как следствие, стимулов к развитию нет. Я не хочу сказать, что им это совсем не интересно, но устраивает и нынешнее положение дел. Поэтому мы и хотим забрать себе этот актив: не ради заработка, а ради возможности ускорить реализацию наших планов», — добавил Игорь Орлов.
Следом за Котласом и Вельском в региональной «воздушной стратегии» идут аэропорты в Каргополе, Шенкурске, Верхней Тойме и Карпогорах. Всего же в Архангельской области простаивают 23 взлетно-посадочные полосы, которые потенциально пригодны для использования. Конечно, все их придется восстанавливать. Где-то требуется только построить новые вокзалы. А некоторые аэродромы местные жители посчитали настолько безнадежно забытыми, что успели развести на них огороды. Принять участие в возрождении областной авиасети наравне с региональным правительством хочет аэропорт Архангельск — как только закончит свои проекты.
«Мы работаем над реконструкцией аэропорта, весной начнем строительство нового терминала. Пока что этому мешают погодные условия, но уже летом собираемся объявить об его открытии. Когда закончим этот проект, будем готовы сразу же участвовать в новых — в тех, о которых говорит губернатор. Если посмотреть экономическую динамику, у нас чистая прибыль за последние пять лет выросла в семь раз. Даже частные аэропорты — у регионов- соседей — бледно выглядят на нашем фоне. Сейчас редко можно услышать, чтобы аэропорт, большей долей в котором владеет государство, что-то сам строил: все, наоборот, сворачивают то, что было запланировано», — рассказал «БК» генеральный директор ОАО «Аэропорт Архангельск» Ваге ПЕТРОСЯН.
Опыт авиакомпании «Победа», ушедшей по-английски из Архангельска, показал, что заниматься авиаперевозками здесь не самое выгодное дело. Но Ваге Самвелович считает, что неуспех был обусловлен именно нюансами работы «лоукостеров»: для рентабельности им нужна стопроцентная заполняемость всех рейсов, а обычным авиакомпаниям хватает и 60-70%. Тем более что убыточным и маленьким аэропортам в будущем смогут помогать более крупные — по принципу «старшего брата».
«У нас чистая прибыль, скажем исключительно для примера, 70 млн рублей, у Котласа — 8 млн, а в Вельске будет убыток. Получается, мы сможем инвестировать деньги, заработанные одними аэропортами, в развитие других, потом за счет этих вложений со временем вообще уйти от субсидирования из областного бюджета. И обязательно придем к тому, что полеты в пределах области будут стоить не пять тысяч и даже не тысячу рублей», — отмечает Ваге Петросян.