Анна СМИРНОВА | 18.12.2009 09:51:10
К 25 декабря в Архангельск прибудут автобусы, закупленные по федеральной целевой программе. Для работы нового транспорта созданы два муниципальных предприятия: решение об этом принято на сессии Архангельского горсовета депутатов. Сможет ли муниципальный транспорт работать рентабельно в условиях жесткой конкуренции или новорожденные МУПы станут банкротами без бюджетных дотаций?
По мнению опрошенных «БК» экспертов, ситуация с автотранспортным обслуживанием населения областного центра достигла почти критической точки. Каждый день на дороги выходит порядка пятисот единиц общественного транспорта. В центре города интервал ожидания на остановке зачастую меньше минуты, а в часы пик автобусы не помещаются в заездные карманы. Результат – пробки, рост аварийности.
Будет ли выходом строительство новых дорог? Нет, считает и.о. директора областного департамента транспорта и связи Владимир КОЧУРОВ: население все равно будет активно покупать личные автомобили, нагрузка на дорожную сеть не уменьшится.
Подход к решению проблемы должен быть другим, говорит чиновник. Надо «расшить» узкие места на дорогах, использовать автоматизированные системы управления движением, освободить центральные магистрали от транзитного транспорта (в том числе сквозных автобусных маршрутов), ограничить парковку в местах интенсивного движения. Но главное - освободить маршруты от «автобусов сельского типа», заменив их на комфортный транспорт большой вместимости. Один такой автобус заменит десятки легковых автомобилей и несколько ПАЗиков и «ГАЗелей».
Разделили на двоих
В Архангельске на автобусы типа ПАЗ приходится 80% общественного транспорта и только 5% - на автобусы большого класса марки ЛиАЗ. Тем временем городские власти обозначили курс на смену подвижного состава в сторону вместительных автобусов.
Первым шагом стало приобретение городом 39 ЛиАЗов. Из городского бюджета на покупку ушло 47 млн рублей. Еще четыре млн предусмотрены на формирование уставного капитала двух муниципальных предприятий, в составе которых будет работать новый транспорт.
Решение о создании МУПов утвердила сессия Архангельского горсовета. В числе мотивов, заставивших голосовать за предложение мэрии, - предоставление льгот на проезд ряду категорий граждан и улучшение качества обслуживания пассажиров.
«Не думаю, что с приходом нового транспорта сильно увеличится интервал ожидания, - заявил в интервью «БК» начальник управления транспорта и связи мэрии Архангельска Владимир ТИТОВ. – Также будут и пересадочные маршруты, на которые можно попасть в течение 2-3 минут».
Конкурсный отбор
Депутаты горсовета согласились разделить с мэрией ответственность за создание МУПов. Но у народных избранников остались вопросы по поводу того, смогут ли новорожденные предприятия работать рентабельно.
С одной стороны, не придется обустраивать свою материальную базу - помещения арендуют у АПАП-1. А создание двух предприятий позволит использовать специальные налоговые режимы. Кроме того, возможность зарабатывать на перевозках позволяет мэрии утверждать, что даже тарифы на проезд увеличивать не придется.
Но депутаты обратили внимание: чтобы вывести автобусы на маршруты, надо пройти процедуру конкурсного отбора. Будут ли муниципальные перевозчики конкурентоспособны?
Мэрия утверждает – да. Тем более, в конкурсной документации планируется предусмотреть такие условия, как наличие у перевозчика транспорта большой вместимости, экологичность. Первый конкурс на обслуживание маршрутов планируется объявить в январе.
Нелегалам – отбой?
У многих вызывает опасение, выдержат ли новые ЛиАЗы (и не только муниципальные) конкуренцию с юркими ПАЗиками перевозчиков, которые работают без договоров с мэрией.
Бороться с нелегалами сложно: долгожданный федеральный закон об автотранспорте, на который перевозчики возлагали надежды, до сих пор не принят, и судебные иски в адрес «дикарей» часто остаются без положительного решения.
По словам Владимира Титова, выход из ситуации есть.
«Мы ведем переговоры с перевозчиками, они готовы с нами взаимодействовать, в том числе сокращать подвижной состав на маршрутах в пользу автобусов большой вместимости. В свою очередь, мэрия создает условия, при которых муниципальным и частным перевозчикам было бы выгодно обновлять автопарк», - уточнил Титов.
Он отметил, что сегодня с тремя из пяти «нелегалов» вопрос решен - они готовы работать с мэрией на общих основаниях. Правда, по данным экспертов «БК», на самом деле нелегальных транспортников в городе на сегодня даже больше, чем тех, кто работает по договорам.
В ожидании эффекта
Голосование по вопросу о создании МУПов не было консолидированным: так, фракция «Справедливая Россия» выступила против.
«Мэрия не представила ни на сессию, ни после нее финансового обоснования создания предприятий», - сообщил «БК» член комиссии по экономике, собственности и предпринимательству Архангельского горсовета, лидер фракции эсеров Максим КОРЕЛЬСКИЙ. - Непонятно, почему для уставного капитала понадобилось именно два млн рублей, нет четкого ответа, потребуется ли дополнительное финансирование и в каком объеме, а отчет чиновников будет только спустя полгода после начала работы МУПов».
Мэрия тем временем утверждает, что на первом этапе муниципальные предприятия будут самоокупаемыми. Но и мировая, и российская практика показывает, что общественный транспорт наиболее эффективно работает при условии бюджетных дотаций.
В определенной мере с этим согласны и чиновники.
«Первые полгода работы предприятий все покажут, - говорит Владимир Титов. – Вообще, надо повышать привлекательность общественного транспорта в глазах населения. В Объединенных Арабских Эмиратах, например, по некоторым маршрутам население возят вообще бесплатно. Подобные вопросы можно решить только путем дотаций».
От первого лица
Дмитрий АКИШЕВ, председатель комиссии по вопросам городского хозяйства Архангельского городского Совета:
- Я очень надеюсь на то, что работа муниципальных предприятий будет рентабельной. Владельцы многочисленных ПАЗиков работают без убытков. А новым предприятиям мэрия передает большие автобусы, вносит средства в уставный фонд, и очевидно, что и аренда производственных помещений не будет слишком обременительной. Учтем также, что в руках мэрии и распределение выгодных и не очень выгодных маршрутов. Потому надо очень и очень постараться, чтобы работать в таких условиях с убытками.
К массовому использованию транспорта большой вместимости на маршрутах сразу не перейти. Думаю, процесс будет проходить поэтапно.
Но время ПАЗиков заканчивается: этот транспорт более подходит для сельской местности, островных территорий, а в XXI веке массовое использование ПАЗиков в областном центре считаю стыдным.
"Интересы бизнеса в этом вопросе не должны стоять на первом месте. Приоритетом является обязанность мэрии обеспечить удобным и доступным транспортом горожан".
Варианты решения этой задачи различны. Но, я думаю, предприниматели приспособятся и примут новые правила игры, на то они и предприниматели. К тому же переход, как я сказал, должен быть не одномоментным. Но считаю, было бы логичным увеличение сроков действия договоров на обслуживание маршрутов. Разумеется, при взаимном исполнении обязательств сторонами.
Что касается нелегальных перевозчиков, то эту проблему можно решить и сегодня. Необходимо только проявить волю и заниматься этим вопросом терпеливо и регулярно.
Я надеюсь, что с приходом новых автобусов муниципальных предприятий транспортное обслуживание населения значительно улучшится.
Вячеслав ШИРОКИЙ, председатель комиссии по вопросам архитектуры, строительства и землепользования Архангельского городского Совета:
- Решение о создании муниципальных предприятий автоперевозок можно оценить двояко. С одной стороны, МУП – прозрачная форма организации, можно отследить, что приносит прибыль или убытки. Думаю, если у чиновников перед глазами будет пример МУПа, они наконец поймут, что перевозка пассажиров – непростой бизнес и сделать на нем «золотые горы» нельзя. Возможно, власти также осознают, что при существующих тарифах в условии жесткой конкуренции даже добросовестные перевозчики вынуждены экономить, в том числе и на безопасности.
С другой стороны, создание предприятий потребует дотаций из бюджета. Сейчас работа разных городских МУПов и так дотируется: в год на их поддержку уходят десятки миллионов рублей.
"Не факт, что муниципальные перевозчики смогут победить в конкурсах на выгодные маршруты".
В городе уже есть частные перевозчики, имеющие транспорт большой вместимости, а при существующей тенденции их число может увеличиться. Поэтому МУПам будет с кем конкурировать.
Виктор ДОРОНИН, председатель Ассоциации автотранспортников Архангельской области:
- С новыми МУПами важно не наступить на старые грабли: муниципальные предприятия перевозок в Котласе и Северодвинске обанкротились, на них висят огромные долги, в том числе по зарплате.
Автотранспортников убивают заявления о том, как это хорошо, что 39 автобусов не попали «в лапы» частных перевозчиков. Несправедливо: сначала их приглашали выйти на маршруты, решить социальную, подчеркну, проблему. Да, с нелегалами надо бороться, но в отношении честных перевозчиков подобные заявления неуместны.
"Хорошо, если новые предприятия будут работать рентабельно. Но есть подозрение, что не будут, и на дотации потребуется не один десяток миллионов рублей в год".
Частному перевозчику тяжело работать при существующих тарифах. Муниципальным тоже будет непросто выдержать конкуренцию. Мы продолжаем возить людей по 10 рублей, а в других регионах стоимость билета составляет 15-18. Даже расходы на топливо могут перекрывать прибыль.
Я не думаю, что с помощью общественного транспорта будет достигнута конечная цель – достойная конкуренция с частными автомобилями. Сомневаюсь, что их владельцы пересядут даже на комфортабельные автобусы.