Анна БЕЛЯЕВА | 27.12.2009 07:05:52
Архангельский порт отличает не только выгодное положение, но и… самые высокие в стране государственные портовые сборы. Поэтому вместо того, чтобы бороться за грузопотоки с иностранными портами, «морские ворота» Архангельска вынуждены соревноваться с другими портами России. По мнению экспертов, ситуация требует не только вмешательства ФГУП «Росморпорт», но и внимания со стороны антимонопольных органов.
Проблемы развития северных портов на днях обсуждалась в Совете Федерации ФС РФ. Сенатор от Архангельской области Николай ЛЬВОВ обратил внимание на то, что порт Архангельск – самый дорогой в Европе, а возможно, и в мире: нигде нет таких высоких портовых сборов (они входят в ставку фрахта).
«Это явилось результатом реформы управления морским транспортом 2003 года», - уточнил сенатор. Тогда вместо одного федерального государственного учреждения «Морская администрация порта Архангельск», предоставлявшего услуги и выполнявшего административные и контрольные функции, было создано три структуры: ФГУ «Администрация морского порта Архангельск», Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт» и ФГУ «Северное управление государственного морского и речного надзора». Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт» обслуживает большую часть инфраструктуры порта. «Мы рассчитывали, что с созданием ФГУП «Росморпорт» будет использована возможность установить единые ставки портовых сборов в России, но этого не случилось», - заявил Николай Львов.
Между тем примеры подобных действий крупных федеральных структур есть. Например, ФГУП «Роспочта» установила единые ставки сборов за почтовые отправления, в результате чего доход вырос на 20%.
Что касается портовых сборов, то пока все предложения по введению равных сборов в портах страны остаются без ответа. С одной стороны, подсказывают эксперты, разница в уровне сборов понятна. В Архангельском порту нужна ледокольная проводка судов в зимнее время (хотя по ледовым условиям и особенностям зимней навигации порт сопоставим с портами Балтийского моря в Финском заливе), а судоходный канал имеет большую протяженность. Однако не все так просто.
«Мало того, в порту Кандалакша, который находится севернее Архангельска, и ледокольная проводка до него на 100 миль длиннее, почему-то нет ледокольного сбора. Хотел бы обратить внимание ФАС на этот факт», - подчеркнул сенатор. По его мнению, в результате такого «манипулирования» с инфраструктурой портов единственный контейнерный терминал на Севере стоит практически незагруженный. «Вместо того чтобы конкурировать с иностранными портами, у нас организуют конкуренцию между нашими портами посредством ФГУП «Росморпорт», - недоумевает Николай Львов. Действительно, стоимость захода судов в Архангельск сегодня в три раза выше, чем в Мурманск. Далеко не в нашу пользу и сравнение с Санкт-Петербургом. К тому же с 2008 года введены новые ставки сборов за единицу валовой вместимости судна, которые для судов с экспортно-импортными грузами увеличились на 18%, а для судов в каботажном плавании – в 1,5 раза.
Высокий уровень установленных государством сборов мешает увеличить число судозаходов в порт. Как сообщили «БК» в отделе агентирования ЗАО «Беломортранс», вопреки намерениям до сих пор не принято решение об освобождении от ледокольного сбора пассажирских судов (в 2010 году компания пока не планирует открывать пассажирскую навигацию). И пусть в кризис на первый план выходят другие факторы (главным образом, состояние грузовой базы), высокие сборы влияют на объемы грузоперевозок.
В принципе, опыт по применению сниженных ставок есть. Так, портовики договорились с «Росморпортом» и Администрацией морского порта Архангельск о скидке в 50% со всех портовых сборов на перевалку угля. Это соглашение действует и сейчас, сообщил «БК» коммерческий директор ОАО «Архангельский морской торговый порт» Виктор ВОРОБЬЕВ.
Однако портовикам, перевозчикам и грузоотправителям нужны не отдельные, пусть и эффективные, договоренности, а условия для развития бизнеса. По итогам рассмотрения ключевых вопросов функционирования северных портов Совет Федерации рекомендовал ФГУП «Росморпорт» обратить внимание на необходимость введения единых ставок портовых сборов в своих филиалах, а Министерству транспорта РФ - привести перечень услуг за пользование инфраструктурой портов в соответствие с ФЗ «О защите конкуренции».