Татьяна ПОТАПОВА. Фото: Алексей Липницкий | 27.03.2014 05:17:26
Локомотивом развития в сфере торговли должен быть крупный бизнес. В Архангельской области такую роль давно и с успехом выполняет группа компаний «Титан». В конце 2014 года девелопер откроет в столице Поморья крупнейший в регионе торгово-развлекательный комплекс (ТРК) «Титан Арена». Сити-молл европейского формата задаст качественно новый уровень обслуживания покупателей.
Презентация ТРК «Титан Арена» прошла в рамках конференции «Взаимодействие малого и крупного бизнеса как фактор развития деловой и инвестиционной активности». Участники «круглого стола» - представители власти, разных сфер бизнеса, общественники, журналисты - обсудили наиболее актуальные вопросы развития предпринимательства на территории региона, особо остановившись на сотрудничестве малого и крупного бизнеса, точках взаимодействия и проблемах.
Современный формат торговли
«В 2011 году холдинг осознанно принял решение участвовать в масштабном проекте строительства ТРК «Титан Арена», - отмечает генеральный директор группы компаний «Титан» Александр КОЗЕНКОВ. - Предварительно тщательно анализировалась ситуация по насыщенности Архангельска торговыми площадями. Мы пришли к выводу, что, несмотря на кажущееся обилие торговых центров, в городе наблюдается дефицит качественных торговых площадей современного формата. В областном центре не представлены ТРК, куда люди могут приходить семьями и на целый день. Понимаем, что в Архангельске вскоре появятся аналогичные «Титан Арене» комплексы. И мы к этому готовы, ведь здоровая конкуренция - главный двигатель развития, в том числе и региональной экономики».
В подтверждение этих слов председатель регионального отделения ООО «Деловая Россия» Дмитрий ЮРКОВ привел цифры статистики: «В Европе на тысячу жителей приходится порядка 500 кв. м форматных торговых площадей. В Архангельске - около 180 кв. метров. Если брать в расчет только форматные объекты, показатель составляет лишь 60 тысяч кв. м. Это означает, что потребительский рынок Архангельска может выдержать помимо «Титан Арены» появление еще двух-трех подобных объектов».
Общая площадь «Титан Арены» - 60 тысяч кв. м, арендная — 31 тысяча «квадратов». Проект реализуется согласно единой концепции, разработанной совместно с компанией ColliersInternational. Комплекс расположен на пересечении двух крупных автомагистралей Архангельска — ул. Воскресенской и пр. Обводный канал. В зоне 15-минутной автомобильной доступности от будущего комплекса проживает около 250 тысяч человек (60% населения города).
Сейчас комплекс заполнен на 70% и обеспечен максимально качественным составом арендаторов, сформированным исключительно из лидеров рынка. Якорными арендаторами стали компании, впервые представленные в регионе: например, супермаркет детских товаров «Детский мир», продуктовый супермаркет «SPAR» (Голландия), а также компания MORI CINEMA, которая откроет в ТРК «Титан Арена» мультиплекс, включая кинозал с применением технологии IMAX. Торговая галерея представлена 100 магазинами, в числе которых Mango, Pull&Bear, Bershka, InCity, Oggi, Nike, Adidas, Reebok и т.д.
Снижение платежеспособности населения девелоперов не пугает. Потребительское поведение людей иное, чем 20-30 лет назад. Гардероб обновляется не раз в год, а каждые пару месяцев. Благо качественная одежда и обувь стали доступными по цене.
«Основную ставку в ТРК мы сделали именно на качественный массовый спрос», - говорит Александр Козенков.
Развлечения для каждого
В «Титан Арене» будет открыта самая большая в городе зона развлечений, которая включает семизальный кинотеатр, видовой ресторан, ледовую арену в две тысячи кв. метров, фуд-корт и детский развлекательный центр. В проекте предусмотрены подземный и наземный паркинги. Дизайн интерьеров выполнен международной командой архитекторов AirDesign, участвовавшей в работе над знаковыми торговыми проектами в Краснодаре, Сочи, Саратове и других городах.
Кстати, по данным исследований, Архангельску необходимо 14-16 киноэкранов. Так что с открытием мультиплекса «Титан Арены» рынок кинопроката будет насыщен, конкуренция обострится.
«Высказываются предположения, что существующие кинотеатры отживают свое, - говорит Олег Семков. -. Но, если помните, когда появился «Премьер», туда ходили будто в музей. Сейчас торговые центры эволюционировали и «Премьер» - далеко не самый современный, тем не менее он по-прежнему востребован населением. Поэтому уверен, что и с кинотеатрами все будет так же — своего зрителя найдет каждый».
Объем инвестиций в проект составляет 2,7 млрд рублей. «Эта цифра сопоставима с вложениями в уже реализованные проекты группы компаний «Титан», - отмечает Александр Козенков. - К примеру, мы инвестировали в модернизацию цигломенского участка 25 Лесозавода, который открылся в августе 2013 года, около 3 млрд рублей».
Малому бизнесу найдётся место
По мнению президента Архангельской торгово-промышленной палаты Олега СЕМКОВА, открытие современного торгово-развлекательного комплекса задаст новый тон взаимоотношениям между крупным и малым бизнесом в регионе. У последних появятся как перспективы роста, так и необходимость качественного развития.
«Тот факт, что с приходом федеральных компаний уровень торговли в Архангельске вырастет, - очевиден. Местным предпринимателям придется подтянуться, чтобы остаться на плаву. И для покупателей это станет определенно благом», - полагает Олег Семков.
Участники «круглого стола» выразили опасения, что с приходом такого количества федеральных брендов малый бизнес окажется за бортом: многие, не выдержав конкуренции, будут вынуждены закрыться. Впрочем, по мнению Олега Семкова, у малого бизнеса достаточно преимуществ. Это, прежде всего, мобильность и понимание потребительских предпочтений архангелогородцев. «Пора уходить от челночного бизнеса. Местным предпринимателям нужно повышать культуру торговли, тогда они смогут достойно конкурировать с федеральными брендами», - уверен Олег Семков.
Поддержать местных производителей
Затронули участники конференции и актуальную тему поддержки местных производителей. В регионе несколько компаний выпускают одежду под собственным брендом, налажено производство продуктов питания. Будет ли им обеспечен доступ на прилавки и не поставит ли приход федеральных брендов крест на местных производителях?
По мнению Александра Козенкова, развитие фешен-ритейла, которое неминуемо с приходом мировых и федеральных брендов, никак не отразится на местных производителях одежды. Другой вопрос - продовольственные товары. Ни для кого не секрет, что крупные федеральные сети предпочитают работать с собственными производителями. «Карманные цены» вкупе с отлично налаженной логистикой сводят к минимуму издержки бизнеса, даже если товар доставляется из других регионов. Местным производителям в таких условиях, действительно, все сложнее пробиться на прилавки.
Заставить ритейлеров работать с местными невозможно, а значит, необходимо поддерживать производства на государственном уровне, чтобы обеспечить их конкурентоспособность. Область предлагает множество программ по компенсации затрат бизнеса, однако не всегда заложенные в бюджеты средства востребованы предпринимателями. К примеру, не все знают, что регион субсидирует часть затрат, связанных с сертификацией производимых товаров и услуг, а также частично компенсирует затраты на присоединение к инженерным сетям. Последнее отдано на откуп муниципалитетам.
«Всегда полностью средства выбираются только в Вельском районе, между тем новые производства открывают по всему региону. Предприниматели должны требовать от местных властей включения их в существующие программы господдержки», - подчеркнула начальник отдела поддержки предпринимательства и конкурентной политики министерства экономического развития и конкурентной политики Архангельской области Светлана БЫЗОВА.
Если коснуться будущего, то в 2016 году Россию ждет отмена «параллельного импорта». Это означает, что продажа брендовых товаров без лицензии будет запрещена. Для малого бизнеса это создаст серьезные сложности. Далеко не каждый предприниматель сможет выложить за получение лицензии от миллиона рублей и больше. Здесь, по словам уполномоченного по защите прав предпринимателей при губернаторе Архангельской области Николая ЕВМЕНОВА, крайне необходима опять же поддержка государства. «Для многих коллег станет неожиданностью, но мы подготовили и направили в адрес областного правительства предложения о включении в программу поддержки малого бизнеса таких направлений, как компенсация части затрат на получение лицензий и поддержка предпринимателей, желающих начать свой бизнес в формате франшизы», - сообщил Николай Евменов.
Что ждать Новодвинску?
Представители Новодвинска выразили надежду, что «Титан» построит торговый комплекс и в их городе. Сегодня, по словам жителей, за покупками приходится ездить в областной центр, и это не всегда удобно. Александр Козенков сообщил, что в настоящее время холдинг рассматривает в Новодвинске несколько площадок в качестве мест реализации собственных проектов. Например, строительства кинотеатра. Но речь о крупном торгово-развлекательном центре по типу «Титан Арена» все же не идет.
«Экономика диктует свои условия. Учитывая численность населения, ТРК такого масштаба просто не может быть построен в Новодвинске. Многие федеральные сети рассматривают наш регион только в контексте агломерации трех городов: Архангельск — Северодвинск — Новодвинск, потому логично строительство сити-молла только в самом крупном из них. Но мы будет рады видеть северодвинцев и новодвинцев в нашем центре. Для удобства покупателей будет организована работа бесплатных автобусов до торгового центра», - отметил Александр Козенков.
Во главе угла безопасность
Строительство «Титан Арены» в самом разгаре. Первые этажи уже обрели четкие очертания. На первом и втором заканчивается монтаж инженерных систем: дымоудаления, пажаротушения, вентиляции, отопления, водопровода, канализации и прочих. На первом этаже уже начинаются отделочные работы.
По словам заместителя генерального директора ГК «Титан» Вадима НЕКРУШЕЦА, с точки зрения безопасности здание отвечает самым высоким требованиям: будет установлена система оповещения, проектом предусмотрено большое количество аварийных выходов. Девелоперы подумали и о комфорте маломобильных групп посетителей. Ширина коридоров, дверей, лифтовых шахт позволяет без труда перемещаться по торговому центру инвалидам-колясочникам.
«Конкретно под данный проект МРСК Северо-Запада провело работы по модернизации существующей системы электроснабжения: построена новая распределительная подстанция и проложена отдельная кабельная линия от подстанции в районе Павла Усова. Так что ТРК «Титан Арена» обеспечен по наивысшему уровню в категориях надежности и безопасности», - подчеркнул Александр Козенков.
Открытие торгово-развлекательный комплекс «Титан Арена» намечено на ноябрь - декабрь 2014 года.
Кино в новом качестве
В торговом комплексе «Титан Арена» откроется первый в Архангельске современный мультиплекс на семь кинозалов, включая IMAX. Проект осуществляет компания Mori Cinema — один из лидеров на российском рынке кинопроката.
«Совсем недавно арендатор подтвердил, что в торгово-развлекательном комплексе будет функционировать кинозал в формате IMAX, - сообщил Александр Козенков. - Это передовая технология, по которой работают немногие кинотеатры даже в столице. Думаю, что в нашем регионе первый кинотеатр данного формата будет долгое время оставаться единственным».
Уникальность технология IMAX в том, что она позволяет демонстрировать кадры потрясающей чистоты и яркости, превосходящие по своему качеству все существующие стандарты кинопоказа. Вместе с совершенным цифровым звуком это заставляет зрителей поверить в реальность происходящего на экране и максимально погрузиться в кино.
Ледовая арена
Изюминкой «Титан Арены» станет каток площадью в две тысячи кв м, который будет функционировать круглый год. Ледовая арена спроектирована по формату канадской хоккейной коробки - 56x26 м. Она рассчитана не только на частное коммерческое использование, но и на проведение масштабных городских и областных соревнований по зимним видам спорта.
«Ледовую арену мы создаем для тех, кто любит активный образ жизни. Но также для нас это и важный социальный проект, - отмечает Александр Козенков. - Арена будет использована для подготовки юных хоккеистов, воспитания будущих звезд фигурного катания, для проведения масштабных городских и областных соревнований по зимним видам спорта».
Ледовая арена расположится на четвертом этаже комплекса. Кстати, наблюдать за происходящим на катке можно будет из ресторана, который разместится этажом выше.
Есть мнение
Николай ЕВМЕНОВ, уполномоченный при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей:
- Торговый комплекс «Титан Арена» станет визитной карточкой потребительского сектора Архангельска. Строительство в областном центре столь крупных и современных комплексов - яркое свидетельство того, что внутренние инвесторы готовы вкладывать средства в развитие региона. Важно поддерживать подобные проекты.
Александр КОЗЕНКОВ, генеральный директор группы компаний«Титан»:
- Объем инвестиций в проект составил 2,7 млрд рублей. Эта цифра сопоставима с вложениями в модернизацию цигломенского участка 25 лесозавода, который открылся в августе 2013 года. Я считаю правильным, когда крупный бизнес выступает в роли локомотива региональной экономики. Группа компаний «Титан» не в первый раз берет на себя такую роль.
Дмитрий ЮРКОВ, председатель регионального отделения всероссийской общественной организации «Деловая Россия»:- Современные сити-моллы, безусловно, привлекают большое количество покупателей. Соответственно, здесь выгодно располагаться и малому бизнесу. Немаловажен тот аспект, что предприятие берет на себя социальные функции: создаются новые рабочие места, ледовая арена станет местом проведения областных и городских спортивных мероприятий.
Олег СЕМКОВ, президент Торгово-промышленной палаты Архангельской области:
- С появлением ультрасовременного ТК «Титан Арена» архангелогородцы будут чувствовать себя ближе к центру. Радует, что крупные компании в нашем регионе готовы сотрудничать с малым бизнесом и задают тон этому взаимодействию. Надеюсь, другие компании последуют примеру «Титана» и будут реализовывать проекты, в которые войдет малый бизнес.