Андрей САХАРОВ | 28.08.2014 03:50:56
Инновационная компания «Полармар» по поручению губернатора разработала концепцию создания в Архангельске технопарка. Инициаторы надеются на федеральную поддержку и участие предприятий Северодвинска, САФУ и их контрагентов. Гендиректор «Полармара» Олег МАСЛОВ считает, что это будет высокотехнологичное универсальное предприятие, способное быстро внедрять передовые разработки в сфере приборостроения, судостроения, телекоммуникации, автоматизации, изготовления и обработки новых материалов.
4 сентября на заседании экспертно-аналитического совета при губернаторе Архангельской области архангельская компания «Полармар» представит концепцию создания технопарка на Левом берегу Архангельска. Речь идет о пустующем участке вблизи бывшего железнодорожного вокзала рядом со съездом с Северодвинского моста. Это удобное место для строительства технопарка: вокруг много свободной или неэффективно используемой территории, а рядом река, железная дорога, удобная автомобильная развязка, малоэтажная застройка Левого берега.
«Мы обратились с идеей создания технопарка в региональное правительство, где нам предложили самостоятельно разработать его концепцию, что мы и сделали, – рассказывает Олег Витальевич. – Она предполагает строительство трех-, пятиэтажного здания длиной 125 метров: первый этаж, высотой пять метров, – производственный, со сквозным проездом для грузового транспорта; второй – офисно-лабораторный; третий – общежитие, столовая, лекционный и спортивный залы; четвертый и пятый – офисы для управляющей компании и совладельцев парка. Все под двухскатной стеклянной крышей с подложкой из солнечных батарей. Возможно, это будет первая солнечная электростанция в Архангельске».
Для обогрева здания Олег Маслов предлагает установить на дне Северной Двины теплообменники тепловых насосов. Известно, что зимой речная вода подо льдом имеет положительную температуру. Если на склоне русла уложить теплообменники, вода будет их омывать и отдавать «лишние» градусы. Эта технология прорабатывалась «Полармаром» для обогрева первого атомного ледокола «Ленин», который стоит на приколе в Мурманске. Но в Кольском заливе слабое течение и сильная заиленность, что не способствует эффективному теплообмену. На Северной Двине применение такой технологии возможно. Причем, по варианту Маслова, тепловые насосы зимой будут отапливать, а летом охлаждать технопарк. Для этого на первом этапе строительства технопарка придется выкопать котлован.
Согласно концепции, в подвале здания разместится бассейн для испытаний морского оборудования, которое можно будет выводить в реку по каналу, соединяющему бассейн с руслом реки.
По предварительным расчетам компании, строительство технопарка общей площадью 8000 кв. м в зависимости от выбранного конструктивного варианта обойдется в 200-280 млн рублей. Софинансирование проекта, как надеется Маслов, возьмут на себя будущие резиденты, а также будет подготовлена заявка на участие в федеральной целевой программе «Создание в России технопарков в сфере высоких технологий».
Инициаторы проекта приглашают участвовать в нем северодвинские оборонные предприятия («Севмаш», «Звездочка», «Арктика», «Северный рейд»), сербские компании «Ирител» и «Енел», иранский технопарк «Пардис», САФУ, предприятия - поставщики Северодвинского производственного кластера.
«Наши сербские партнеры занимаются системами управления и контроля в сфере энергетики и магистральными оптоволоконными технологиями, – рассказывает Олег Витальевич. – У них есть очень любопытные и перспективные наработки, опережающие западные достижения. Они хотят работать в России и уже пытались выйти на наш рынок, но столкнулись с требованием локализации производства на нашей территории. Поэтому сербы заинтересованы в присутствии в нашем технопарке. В Иране очень сильные разработчики электроники. Их мы тоже приглашаем».
По словам Олега Маслова, в технопарке будет задействован полный производственный цикл: от разработки опытного образца до серийного выпуска. Каждый новый резидент не должен создавать конкуренцию коллегам. Наращивание технологий должно происходить по принципу разделения труда. Тогда для всех резидентов хватит работы.
«Главное - желание всех сторон учиться зарабатывать, а не стремление прибрать к рукам финансовые потоки», – считает Олег Маслов.
Будущий технопарк он предлагает посвятить памяти Федора Чижова (1811-1878) – это ученый-математик, популяризатор передовых технологий, строитель Северной и других железных дорог, создатель Архангельско-Мурманского срочного пароходства, незаслуженно вычеркнутый из русской истории еще во время революции 1917 года.