Алексей НОВИКОВ/На правах рекламы | 01.03.2016 15:16:12
Ситуация, которая в данный момент складывается вокруг строительства нового архангельского транспортно-пересадочного терминала напротив здания бывшего морского-речного вокзала, напоминает старый советский мультфильм, героям которого предстояло правильно поставить запятую в предложении «Казнить нельзя помиловать».
В этом случае дилемма складывается не менее сложная: «Достроить нельзя сносить». Ведь от того, в каком месте будет поставлен знак препинания в этой истории, зависит не только судьба отдельно взятого строящегося объекта, но и здоровье горожан, и развитие современной транспортной инфраструктуры областного центра, и даже инвестиционная привлекательность региона в целом.
На семи ветрах
Начиная с 1972 года, с момента окончания строительства здания МРВ, это место на карте столицы Поморья стало синонимом крупного транспортно-пересадочного узла, в котором соединялись различные потоки общественного транспорта. Здесь можно было пересесть с трамваев на автобусы, идущие в разные концы Архангельска, на Левый берег, а также в Северодвинск и Новодвинск. Правда, ждать необходимый транспорт приходилось на продуваемом всеми ветрами пространстве. Кстати, о «сквозняках»: пожалуй, во всем городе нельзя найти второе такое же место, где ветер мог бы так разгуляться и набрать силу. Пространство совершенно открыто от Сурского подворья вниз по реке, а вверх по течению Северной Двины ветер вообще ничто не останавливает. Совершенно естественно, что легкие (по сути – «пляжные») навесы для ожидания автобусов, установленные в этой «аэродинамической трубе», практически не могли защитить пассажиров от снега, дождя и ветра.
В общем, за несколько десятилетий архангелогородцы, как могли, привыкли к этим тяготам и лишениям, многие именно здесь неоднократно переохладились и затем переболели простудными заболеваниями. А некоторые оптимисты, как утверждают, благодаря этому даже «закалились». Более того, выросли новые поколения, которые даже и не представляли себе, что ждать транспорта на конечной остановке можно в совсем других условиях…
Ситуация, которая в данный момент складывается вокруг строительства нового архангельского транспортно-пересадочного терминала напротив здания бывшего морского-речного вокзала, напоминает старый советский мультфильм, героям которого предстояло правильно поставить запятую в предложении «Казнить нельзя помиловать».
Место встречи изменить нельзя
В 2013 году эксперты российской компании «Автодорожный Консалтинг» и финской фирмы «ТрансПлан» по заказу мэрии провели комплексное исследование пассажиропотоков в Архангельске. Как оказалось, в течение суток в районе МРВ проходит и проезжает около восьмидесяти тысяч человек. Значительная часть из них – студенты крупнейшего в регионе вуза – Северного Арктического федерального университета.
Исследование выявило и еще один интересный факт: по интенсивности движения автобусов и количеству перевозимых пассажиров этот пересадочный узел даже в нынешнем своем (достаточно неприглядном) состоянии значительно превосходит показатели автовокзала на улице Дзержинского. Конечно, междугородных маршрутов там значительно больше. Но общее количество пассажиров на маршрутах из Северодвинска, Новодвинска и Приморского района, не говоря уже о пассажирах городских маршрутов, значительно больше именно на конечной остановке «МРВ».
Таким образом, правильность выбора места для строительства современного транспортно-пересадочного комплекса, сложившуюся исторически и доказанную научно, оспаривать просто невозможно. Более того, изменения в федеральном законодательстве и новый областной закон о транспортном обслуживании, которые должны вступить в силу совсем скоро, летом 2016 года, предусматривают исключение транзитного движения через центр города межмуниципальных маршрутов. В новых условиях такие маршруты должны заканчиваться на конечных остановках, определенных муниципалитетом, и оттуда следовать по назначению кратчайшим путем, не дублируя внутригородские маршруты. А это значит, что создание цивилизованных условий для ожидания и пересадки пассажиров с внутригородских на междугородные и межмуниципальные маршруты становится еще более актуальным и злободневным.
Светлое будущее: каким оно будет?
По замыслу автора проекта Юрия ВИССАРИОНОВА, профессора, академика Международной академии архитектуры и руководителя московского архитектурного бюро, два двухэтажных корпуса нового терминала позволят оптимально распределить поток пассажиров городских, пригородных и междугородных автобусов, оптимизировать систему контроля за движением общественного транспорта и обеспечить безопасность пассажиров в самом широком и современном понимании этого значения.
В уютных, комфортных и светлых залах ожидания запланированы комната матери и ребенка, туалеты (в том числе со специальным оборудованием для пассажиров с ограниченными физическими возможностями – пандусами и специальными лифтами), автоматы и кассы по предварительной продаже билетов, камера хранения, несколько небольших предприятий общественного питания и магазинчики с товарами, которые будут полезны и приятны в дороге.
Что же касается экипажей автобусов, для которых остановка «МРВ» была и будет конечной станцией, то их ждут не менее существенные перемены к лучшему. Во-первых, появятся удобные (и бесплатные) туалетные комнаты, что немаловажно при продолжительном рабочем дне. Во-вторых - помещения для межрейсового отдыха, где можно будет провести хотя бы некоторое время без постоянной вибрации от включенного двигателя. В-третьих, из-за уменьшения количества «нелегальных» автобусов и частных автомобилей на транспортно-разворотной площадке перед зданием терминала значительно улучшится ситуация с безопасностью дорожного движения.
Ситуация, которая в данный момент складывается вокруг строительства нового архангельского транспортно-пересадочного терминала напротив здания бывшего морского-речного вокзала, напоминает старый советский мультфильм, героям которого предстояло правильно поставить запятую в предложении «Казнить нельзя помиловать».
Мы пойдём другим путем
Казалось бы, проект нового транспортно-пересадочного терминала по всем позициям способен удовлетворить и растущие запросы областного центра с точки зрения организации движения общественного транспорта в единой комплексной схеме, и потребности горожан и гостей Архангельска в современном качественном сервисном обслуживании и создании условий для ожидания автобусов.
Однако знаменитой ленинской цитатой, вынесенной в заголовок раздела, вполне можно было бы проиллюстрировать позицию архангельской прокуратуры, которая вот уже более года пытается оспорить законность строительства терминала. Все это время идут многочисленные судебные процессы, которые стороны выигрывают с переменным успехом.
Сначала «пострадавшими» от действий мэрии и застройщика были объявлены предприниматели, невзрачные и морально устаревшие ларьки которых решением мэрии были потеснены с места будущей застройки. Затем потенциальными «жертвами загазованности» были «назначены» ученики расположенного неподалеку лицея.
Стоит отметить, что еще до начала строительства застройщиком были выполнены все необходимые многочисленные экспертизы в официальных государственных учреждениях. Все они подтвердили возможность строительства терминала именно на этом месте. Кроме того, в 2016 году было получено положительное для застройщика заключение Научно-исследовательского института атмосферы – оно касалось как раз потенциального воздействия вредных выбросов на учащихся лицея и САФУ.
Парадоксально, но, несмотря на огромное количество положительных экспертных заключений различных инстанций в пользу завершения строительства, правоохранительные органы продолжают упорно отстаивать свою позицию. Причем в последнее время звучат даже призывы к сносу уже практически готовых зданий – мол, в Москве взяли и снесли, а «мы и подавно сможем». Однако даже при некоторой внешней «похожести», при ближайшем тщательном рассмотрении вопроса нашу ситуацию со сносом ларьков у Московского метро сравнивать категорически невозможно. Главным отличием является то, что основная часть павильонов в Москве была построена еще задолго до принятия современного Градостроительного кодекса (а случилось это в 2004 году). С тех пор законодательство России действительно претерпело значительные изменения. В нашем же случае разрешительные документы на строительство терминала были выданы муниципалитетом в строгом соответствии с ныне действующим законодательством, причем сделано это было два раза - в 2014 и (повторно) в 2015 году.
Кстати, говоря о потенциально возможном сносе объекта, нужно отметить и еще один принципиально важный аспект: на данный момент инвестор - группа компаний «АПАП-1» - вложила в строительство уже около 300 миллионов рублей – собственных средств и привлеченных кредитных ресурсов. В случае принятия решения о сносе практически готового терминала городскому бюджету придется в безусловном порядке возвращать затраченные средства. Но сможет ли он это сделать, особенно в нынешних непростых экономических условиях?
Впрочем, пассажирам пригородных маршрутов, ожидающим автобусы на конечной остановке «МРВ» на пронизывающем ветру, от созерцания зданий, которые вполне могли бы уже служить людям верой и правдой, но остаются недостроенными, отнюдь не легче. Как не легче и от того, что кто-то вдруг, находясь в своей собственной «стране невыученных уроков», может поставить важную запятую совсем не там, где это нужно простым обычным людям - нам с вами.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей ПОПОВ, председатель Ассоциации автотранспортников Архангельской области:
- Для Архангельска как областного центра модернизация существующей транспортной инфраструктуры является одним из приоритетов. Прежде всего это скорейшее завершение строительства в Архангельске транспортно-пересадочного узла, необходимость наличия которого регламентируется действующим законодательством. Ввод в строй данного объекта позволит серьезно упорядочить работу городского пассажирского транспорта и повысить качество услуг для горожан.
Дмитрий ФЁДОРОВ, студент САФУ, Северодвинск:
- Нынешняя зима в очередной раз доказала необходимость строительства терминала для ожидания автобусов. Замерзая на открытой остановке, нам было очень обидно смотреть на практически готовые корпуса зданий, которые никак почему-то не могут достроить. Даже трудно представить, что кто-то может принять решение об их сносе. Лучше бы подумали, как поскорее ввести корпуса терминала в эксплуатацию. А для нас, студентов, сделали бы бесплатный доступ в Интернет по wi-fi.
Михаил Николаевич, водитель автобуса маршрута №54:
- Конечно, для нас, водителей, было бы очень хорошо, если бы поскорее закончилось строительство. Ведь сейчас значительные неудобства и для нас, и для пешеходов создает строительный забор. Кроме того, хотелось бы, чтобы на этой площадке не ездили как попало частники и не парковались бы там, где им удобно. В конце концов, это место для общественного транспорта и пассажиров.
Максим КОРЕЛЬСКИЙ, заместитель председателя Архангельской городской Думы:
- Считаю, что все разговоры о том, что строящийся транспортно-пересадочный терминал нужно снести, абсолютно неприемлемы.
Если у контролирующих органов есть информация о том, что на этапе выдачи разрешительных документов имели место какие-либо нарушения закона, и они смогут это в соответствующем порядке доказать, то чиновники, допустившие оплошность, должны быть наказаны. Но наказание в данном случае не должно стать самоцелью, главное - создать условия для недопустимости принятия ошибочных решений впредь.
Сегодня мы имеем ситуацию, когда застройщик, опираясь на соответствующие разрешительные документы, полученные в установленном законодательством порядке, возводит социально значимый для транспортной инфраструктуры города объект. Строительство идет уже не один месяц, причем совершенно открыто и не где-то на окраинах, а в самом центре. При желании остановить его можно было значительно раньше, на начальных стадиях, пока инвестор не вложил значительные средства. Но это «почему-то» сделано не было.
На данный момент терминал уже имеет законченные очертания - по сути, осталось лишь сделать остекление, внутреннюю отделку, подвести коммуникации и привести территорию стройплощадки в порядок. Данный объект для Архангельска – не просто рядовое здание, а настоящая визитная карточка и для горожан, и для тех, кто приезжает в наш город из Новодвинска, Северодвинска и Приморского района. Он должен формировать благоприятное впечатление от знакомства с городом, быть удобным и комфортным для пассажиров, а не олицетворять собой «разруху» и «незавершенку».
Горожане на бытовом уровне хотят видеть красивый и удобный город, в котором будет комфортно жить, в том числе с точки зрения функционирования системы общественного транспорта. И терминал может и должен занять в этой системе знаковое место.