Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото Алексея Липницкого и автора | 23.05.2023 15:04:57
В областном центре достаточно много памятников архитектуры и градостроительства в деревянном исполнении. Годы и годы назад на эти дома повесили «золотые» таблички, тем самым объявив их «охраняемыми государством». Однако давно известно, как на деле выглядит эта самая «охрана». Мы отправились в небольшую прогулку по десяти объектам культурного наследия в центре города, чтобы посмотреть их текущее состояние.
«Огонь поглотил тебя»
Пожалуй, одна из самых «урожайных» на деревянные памятники улиц города – проспект Советских Космонавтов. Здесь мы сделали пять остановок, чтобы полюбоваться на объекты культурного наследия. И начали с самого яркого из них – дома Ф. А. Брагина. И правда – горел он так, что видно было за несколько кварталов.
Пожар произошёл два года назад, однако к «останкам» этого охраняемого памятника до сих пор никто не притронулся. Вокруг – разбросанные обугленные доски, о которые трутся местные коты. А на фасаде (вернее, на том, что от него осталось) – философская надпись: «огонь поглотил тебя, и последняя часть моей поморской самости умерла вместе с тобой».
Одни объекты находятся в региональной собственности, другие – в муниципальной, третьи – в частных руках. Ещё есть инспекция по охране объектов культурного наследия. Но, как известно, у семи нянек дитя без глазу.
И при «жизни» этому дому не уделялось достаточного внимания. Последние годы он находился в аварийном состоянии. Кстати, о доме Брагина мы говорили с главой Архангельска Дмитрием МОРЕВЫМ во время пресс-конференции, приуроченной к его «экватору» в этой должности. Дмитрий Александрович убеждён, что восстановить можно даже такой, казалось бы, безнадёжный объект. Но именно с этим строением есть сложности.
«Дом Брагина – частный, поэтому мы не можем вкладывать в его спасение деньги, – пояснил глава города. – Конечно, предписания направлены собственникам, но это просто люди, которые владеют квартирами. Поэтому мы прорабатываем вопрос с бизнес-структурами, чтобы они подключились и каким‑то образом нашли владельцев, приобрели у них помещения и занялись восстановлением дома».
Примечательно, что даже после серьёзных пожаров охранные обязательства по таким домам не снимают. По закону убрать их невозможно – только реставрировать. А для этого требуются серьёзные финансовые вложения: дом и правда получается «золотым».
Спасибо, что жилой
Сворачиваем на улицу Карла Маркса: здесь находятся ещё два дома по нашему маршруту. Первый по курсу – дом Шарина.
По сравнению с его «золотыми» соседями этот памятник – настоящий красавчик! Высокий, статный. На всех окнах – занавески. Его жизненный цикл продолжается. Чуть далее – дом С. П. Корельского, балкон которого уже давно угрожает упасть кому‑нибудь на голову. Сейчас подход к нему ограждён сигнальной лентой, а остатки балкона держатся, как говорится, из последних сил. Зато «золотая» табличка намертво вкручена в стены этого бесценного памятника.
Возвращаемся на проспект и направляемся ещё к одному памятнику – усадьбе И. В. Прокопьева, состоящей из двух рядом стоящих зданий. Ближе к дороге находится главный дом, а за ним – надворный флигель. В этих зданиях уже явно не живут: окна разбиты, лестница разрушена, а во дворе – настоящий хаос. Всё это очень сильно контрастирует с жилыми комплексами, построенными рядом.
Доходим до «Титан Арены», рядом с которой находятся два памятника архитектуры. На этой же стороне – дом Н. А. Толстиковой. Он до сих пор жилой и находится в весьма неплохом состоянии. Практически напротив него – дом Н. В. Никольского, который всего на год младше своего соседа, однако выглядит гораздо хуже: строение покосилось, окна выбиты, лестницы попросту развалились, а на заднем дворе разрослась свалка отходов. К слову, доступ в него открыт, но мы бы не советовали кому‑либо туда заглядывать.
Проходим дальше по проспекту мимо школы № 22 и встречаем ещё один объект, который так же, как и дом Брагина, «поглотил огонь» – дом П. Н. Гринфельта, сгоревший в 2019 году. Эти дома очень похожи как внешне, так и по текущему состоянию. За одним только исключением: «Гринфельта» всё же обнесли забором. Хорошо, что государство его охраняет, а так бы от памятника вообще ничего не осталось.
Реставрация или реплика?
Доходим до дома Е. Ф. Вальневой – двухэтажного здания с эркером, стоящего на улице Серафимовича. Именно с ним связана давняя история «о четырёх шурупах», когда активиста оштрафовали на 15 тысяч за установку таблички в память о репрессированном. Кстати, в этом доме тоже был пожар, но его успели ликвидировать прежде, чем огонь уничтожил дом. Примечательно, что вход в здание до сих пор открыт. А это значит, что велик риск нового пожара.
Последние годы этот дом находится в аварийном состоянии. Два года назад власти заговорили о его включении в план приватизации с дальнейшей продажей за рубль. Но неожиданно нашёлся интересант – «Инвестсельстрой». В июне 2021-го городские депутаты согласовали передачу объекта в безвозмездное пользование этому госучреждению.
От дома Вальневой мы добрались ещё до одного примечательного памятника – дома И. В. Киселёва, которым также занимается «Инвестсельстрой», причём уже пять лет.
Из-за длительной подготовки всех необходимых документов реставрация памятника стартовала только в 2021 году и… до сих пор не завершена. Но главное – процесс идёт. Правда, эта «реставрация» больше похожа на создание реплики. Хотя стоит признать, что от прежнего дома Киселёва мало что осталось.
Дом, который «не вписывается»
И последний пункт нашего маршрута – дом С. В. Овчинникова на Воскресенской. Как рассказал журналистам Дмитрий Морев, всех его жильцов уже расселили, а помещения перевели в нежилые. Судьба этого памятника пока решается. Тем временем в крыше уже появились дыры, которые пока некому латать.
«Сейчас вместе с правительством региона определяемся, что же нам делать с этим зданием. Мнения самые разные: от того, чтобы приспособить его под образовательное учреждения, до сноса как несоответствующего тому архитектурному ансамблю, который выстроился вокруг. Пока конкретное решение не принято», – подчеркнул градоначальник.
Спорить не будем – этот дом действительно не вписывается в новую застройку, выросшую вокруг памятника. Логичнее было бы перенести его на ту же Чумбаровку, где уже стоит копия «Овчинникова». Однако это обойдётся бюджету в кругленькую сумму. Чтобы перенести дом с соблюдением всех требований, необходимо около 200 млн рублей. Так что этот вариант отпадает.
Чтобы у домов появился хозяин
Стоит отметить, что в Архангельске есть и счастливые истории про памятники архитектуры. К примеру, в полностью реконструированном особняке А. Ю. Суркова уже долгие годы размещается детская школа искусств № 42, в особняке Ренни-Шарвина – молодёжный театр. Ясно одно: здание живёт и радует глаз прохожих, когда у него есть хозяин и назначение. Чего не скажешь о домах, которые мы перечислили выше.
Однако это предлагается исправить. Как стало известно «Бизнес-классу» из собственных источников, в Архангельске готовится проект комплексного решения по домам культурного наследия, который планируют представить депутатам на одной из ближайших сессий городской Думы. Подготовлены варианты дальнейшего использования таких объектов: сдача их в аренду за рубль или продажа здания после перевода его в нежилое. Известно, что по большинству домов уже есть интересанты, готовые вложиться в памятники и дать им новую жизнь.
Не сомневаемся, что у этого предложения департамента муниципального имущества будут как сторонники, так и противники. Но если затянуть с решением вопроса, оставшиеся целыми дома будут планомерно идти к стадии, на которой вот уже несколько лет «зависли» дома Брагина и Гринфельта. И «золотых» руин в Архангельске станет ещё больше.