Татьяна ПОТАПОВА. Фото: Николай Гернет, Алексей Липницкий | 15.05.2014 05:49:25
Новый собственник пивзавода Суркова в Архангельске - строительно-инвестиционный холдинг «Аквилон-Инвест» - намерен превратить разрушающийся памятник архитектуры в инновационный городской культурный центр. Объем инвестиций пока просчитывается, но очевидно, что сумма будет внушительной. Комплекс пивоваренного завода находится в аварийном состоянии — его реконструкция дороже нового строительства.
«С даты аукциона прошло совсем немного времени, мы даже не успели получить весь комплект правоустанавливающих документов, поэтому сейчас говорить о том, что проект реконструкции комплекса зданий пивоваренного завода готов, согласован и утвержден, просто нельзя, - сообщил генеральный директор инвестиционной компании «Аквилон-Инвест» Алексей ПОПКОВ. – Тем не менее мы начали процесс изучения общественного мнения о том, каким бы хотели видеть горожане данный объект. Кроме того, мы начали собирать, систематизировать и анализировать информацию, как в разных регионах России реализуются инновационные проекты в сфере общественных пространств».
По словам Алексея Попкова, вполне вероятно, бывший пивзавод превратится в инновационный городской культурный центр. Удачное расположение объекта в центре города, неподалеку от главной научной библиотеки региона, самой авторитетной детской музыкальной школы, областного молодежного театра, колледжа культуры и музыкального колледжа с хорошим концертным залом, может способствовать формированию особого «культурного кластера» столицы Поморья, полагают в «Аквилон-Инвесте».
По мнению представителя центра поддержки творческих индустрий «Футурист» Евгения ТЕНЕТОВА, сложно найти более адекватный и актуальный выход из вроде бы, безвыходной ситуации. «Честно говоря, до последнего времени казалось, что история с пивзаводом закончится печально - его руинируют и возведут что-то более «полезное», например торговый центр, - говорит Евгений Тенетов. - Но новый собственник поступил оригинально, заявил о масштабной реконструкции и превращении комплекса зданий в инновационно-культурный центр. Об этом можно только мечтать!»
По задумке девелопера, переоборудованное, а фактически построенное заново в соответствии с сохранившимися фотографиями здание может включать в себя, например, мастерские и лаборатории дизайна и проектирования, ремесел, фотографии, кино, театра, танца, музыки, литературы - то, чего в настоящий момент в Архангельске катастрофически недостает. В специально спланированных помещениях нового формата, оснащенных современным оборудованием, можно будет вести занятия для школьников и студентов. По утрам и в выходные дни, используя имеющуюся базу, - проводить детские и семейные развивающие программы. Инновационный культурный центр мог бы стать центром подготовки и проведения всевозможных проектов в разных направлениях культуры: театральных и танцевальных постановок, кинопоказов, концертов, выставок, презентаций.
«Анализ реализации подобных проектов убедительно доказывает, что именно инновационные культурные центры могут сделать культуру одной из движущих сил развития регионов», - убежден Алексей Попков.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Алексей ПОПКОВ, генеральный директор инвестиционной компании «Аквилон-Инвест»:
– Главная задача, которую должны решить организаторы проекта, - создать необходимую среду для реализации потенциала архангелогородцев, новые возможности для профессионального роста, осуществления проектов, приложения сил на благо своего города. Естественно, что моментальной реализации проекта, учитывая масштабность восстановительно-строительных работ и решения организационно-структурных задач, не получится. На данном этапе нужен активный заинтересованный диалог между всеми ветвями власти, инициативными горожанами и творческими коллективами о судьбе проекта. И мы к нему готовы.
Евгений ТЕНЕТОВ, центр «Футурист»:
- Мы как центр поддержки творческих индустрий консультировались с английским специалистом по креативным пространствам Томом Флемингом и с представителями московского института «Стрелка» о вариантах преобразования завода в культурный центр или творческий кластер. Вариантов много, одни менее фантастичные, другие более, но вполне осуществимые. Но ясно, что объект проблемный с двух точек зрения (я сейчас не о реконструкции и реставрации).
Во-первых надо четко понимать структуру будущего культурного центра, как он будет функционировать и чем отличаться от уже имеющихся постсоветских муниципальных ДК или «Дома молодежи». Во-вторых, европейский опыт говорит о том, что подобные центры становятся «местами силы» только в том случае, если сразу, на первом этапе, а лучше даже на нулевом, к разработке концепции привлекается творческое сообщество. Только в этом случае центр станет «родным», реально оживет и превратится в престижный и модный центр притяжения, как стали в Москве - «Флакон» и «Винзавод», а в Питере - «Ткачи» и «Новая Голландия». Нельзя строить креативное пространство без самих креативщиков.