Татьяна ТРЕТЬЯКОВА. Фото автора, Дарьи Емельяновой и Анастасии Незговоровой | 27.04.2023 12:04:50
С 1 мая закрывается на ремонт архангельский аэропорт Талаги. Не всё понятно с работой железнодорожного вокзала. А лето не за горами, и неизбежно встанет вопрос с отпуском и отдыхом. Вспомнив новый слоган Архангельска – «Счастье не за морями», решили рассмотреть варианты, альтернативные заграничным поездкам и южным направлениям, причём уже в весенние каникулы. Выбрали соседнюю Карелию.
Маршрут составился сам собой: Архангельск – Каргополь – Вытегра – Сортавала. В выборе Сортавалы определяющим фактором стала близость горного парка «Рускеала» и восторженные отзывы тех, кто уже посетил мраморный каньон. Дорогу спланировали так, чтобы было на что посмотреть и по пути.
Первый день путешествия начался в восемь утра. Загрузили в машину рюкзаки, йоркширского терьера, заправили полный бак. Вперёд, навстречу неизведанной Карелии!
Автопутешествия всегда обходятся дешевле. Сэкономленные деньги куда интереснее потратить на экскурсии. Многие не рискуют отправляться в такую поездку с детьми, да ещё с собакой. Причины разные: укачивает, скучно, долго… Учитывая сегодняшние реалии с полётной программой из Архангельска и поездами на лето, поездки на машине станут, пожалуй, хорошей альтернативой для многих. Лично для нас автопутешествие – сплошные плюсы. Сам планируешь расходы, где и что посмотреть. В век Интернета это не сложно. Гостиницы и квартиры тоже давно бронируем онлайн. Но самое главное преимущество – это общение, которого так не хватает в будние дни, расписанные по минутам.
Маяк и собственная подлодка
По трассе А‑215 добрались до Вытегры. Для ночёвки выбрали отель Wardenclyffe Volgo-Balt на берегу Волго-Балтийского канала. Двухместный номер обошёлся в 3500 рублей. Вообще в городе можно найти ночлег и за меньшие деньги, но здание Wardenclyffe Volgo-Balt уже само по себе достопримечательность. Архитектурный комплекс находится на месте Вянгинской пристани, состоит из четырёх этажей и башни в форме маяка со смотровой площадкой.
Туда мы пошли рано утром. С открытой площадки предстаёт панорамный вид на извилистый Волго-Балтийский канал, заполненный тарахтящими буксирами, и старинный русский городок Вытегру. Решётчатый металлический пол на высоте 6‑го этажа несколько щекотал нервы, но потрясающие пейзажи пересилили сомнения, и маяк мы всё‑таки обогнули по кругу.
Вторая достопримечательность, которая нас привлекла в Вытегре, – музей «Подводная лодка Б‑440». Да, Вытегра никакого отношения к подводному флоту не имеет, но собственной субмариной располагает. Попасть на неё можно через Вытегорский объединённый музей. Стоимость посещения для взрослых – 150 рублей, для школьников – 70. Музей, собственно, и создан на базе подлодки, которая входила в состав Северного флота и выполняла боевые задачи на Балтийском море: экипаж вёл поиски боевых кораблей «вероятного противника», участвовал в учениях.
Внутри можно пройтись по отсекам, каютам, посмотреть центральный командный пост, заглянуть на камбуз – познакомиться с меню и дневным рационом команды. Аудиогид (200 рублей) даёт общее представление о работе различных приборов, специфике службы и быта. Всё это производит впечатление, особенно на тех, кто никогда не бывал на военных кораблях.
Оказывается, подводных лодок-музеев в мире всего 21. Об этом мы узнали тоже в Вытегре. Архангельска и Северодвинска в этом списке не оказалось. Удивительно для центра атомного судостроения, не правда ли?
Вообще, поездка в Вытегру может быть самостоятельным туром выходного дня. Можно включить в программу патриотическую ноту и посетить Оштинский рубеж. Возьмите на заметку к майским выходным.
В другую атмосферу
Несколько слов о дороге после Вытегры. Пять лет назад мы ездили по ней в Финляндию и не на шутку «взмокли», когда по узкой лесной тропе пробирались в поисках трассы Р‑21 «Кола», чтобы взять курс на Петербург. Мост через речушку в виде нескольких брёвен преодолели, зажмурив глаза. Сегодня можно смело сказать: дорога пригодна для проезда. Её капитально ремонтируют, расширяют. Некогда узкий и малопроходимый участок пролетели почти незаметно.
Наш автомаршрут пролегал через город Лодейное Поле, где остановились на обед. Средний чек на четверых не превысил тысячи рублей. Достопримечательности не осматривали, хотя, без сомнения, и там можно найти много интересного: в этом месте Пётр I основал судоверфь на реке Свирь и начал строить флот для Северной войны со шведами. Решающим фактором стала корабельная сосна, которой в этих местах в достатке.
Чем ближе к Карелии, тем разительнее меняется пейзаж за окном. После города Олонец дорога вьётся вдоль побережья Ладожского озера. Высокие стройные сосны, а меж них – огромные валуны: не иначе как великан разбросал эти громадины, шагая по лесам Карелии. Особая атмосфера чувствуется во всём, включая причудливые названия посёлков, которые не то что выговорить, прочитать с первого раза не получается: Питкяранта, Койриноя, Импилахти, Хийденсельга… Отличается и сама архитектура строений – чувствуется финское влияние.
Ладожское озеро кажется бесконечным. Летом здесь, без сомнения, есть на что посмотреть и что половить. Ещё в дороге мы почувствовали, что приехали в туристически развитый регион. По трассе встретились десятки турбаз и лесных отелей, кафе и ресторанов, которые предлагают услуги по организации рыбалки и отдыха.
В Сортавале
Сортавала – небольшой город с весьма богатой историей. В разные периоды он принадлежал то финнам, то русским, то шведам, и каждая из культур оставила свой след. Одни считают, что Сортавала переводится с финского как «рассекающий». Это относится к Ладожскому заливу, который разделяет город на две части. Другие переводят название как «власть чёрта». Первые поселения здесь появились ещё в I тысячелетии до нашей эры, о чём свидетельствует древнее городище Паасо на одноимённой горе.
В Сортавале мы остановились в квартире, которую нашли на сервисе бронирования жилья. «Двушка» в пятиэтажке с евроремонтом, двухспальной кроватью и диваном обошлась в 3000 рублей за ночь. Есть и гостиницы с различным набором услуг, но животных там не ждут.
Общепита в городе достаточно: кафе, пиццерии или просто «Столовая № 1». Стандартный набор блюд нас вполне устроил, средний чек – всего 200 рублей на человека.
В самой Сортавале туристов привлекает сохранившаяся финская архитектура конца XIX – начала XX вв.: здание лесничества, Ладожская крепость, «Дом Винтера», здание ратуши и ещё с десяток строений в разной степени ухоженности. Посещают даже старое финское кладбище.
Мы первый вечер посвятили осмотру «Пийпун Пиха» по-фински, или «домика с трубой» по-русски. Сейчас там находятся отель и ресторан, а была паровая лесопилка на берегу Ладожского озера. Конечно, лесопилку перестроили, трубу в целях безопасности укоротили, но общее представление о промышленном здании XIX века сохранено. Мини-отель признан в Сортавале одним из лучших, а потому цены в ресторане под стать. К примеру, уха из форели на сливках – 510 рублей, форель, запечённая с овощами на папильоте, – 835 рублей. Если вам интересны гастрономические изыски – вариант подходящий. Мы обошлись скромным ужином в 2450 рублей. Форели поесть и в Архангельске можно.
Летом отсюда на Валаам ходят туристические катера – «Метеоры». Билет на катер вместе с пешеходной экскурсией стоит от 2000 тысяч рублей. На посещение святых мест уйдёт целый день.
Поезд Деда Мороза
В «Рускеалу» мы решили отправиться после обеда, потому что с наступлением темноты парк подсвечивается разными огоньками – конечно, хотелось на это посмотреть. Утром времени зря не теряли и отправились на станцию «Морозная» – место стоянки поезда Деда Мороза, который курсирует по стране в новогодние каникулы. В Архангельск он приходил дважды, но попасть в волшебный состав из-за большого количества желающих было практически невозможно.
Вот где действительно попадаешь в сказку! Восторг детей не поддаётся описанию. Станция очень красиво украшена: фигурки сказочных жителей, Баба Яга на метле, фотозоны… Сам поезд тематически разделён. Первый вагон – место обитания помощника Деда Мороза Шуршика – стилизован под лесную сказку, следующий вагон – ледяное царство с троном главного Волшебника, третий – русская изба. В четвёртом вагоне мы познакомились с гномом Паулем. Он так тихо восседал на огромном стуле, что был принят за восковую фигуру. Когда Пауль заговорил, мы буквально опешили. Милый гном поиграл с детьми, пояснил, как правильно загадывать желание, и проводил в вагон-ресторан. Чаепитие входит в стоимость билета – 250 рублей с человека.
Мраморная «Рускеала»
От Сортавалы до «Рускеалы» около 30 километров, дорога прекрасная. Основной поток туристов – из Санкт-Петербурга: до Северной столицы отсюда всего 300 км. Приезжают в основном на экскурсионных автобусах, машинах, по железной дороге на «Ласточке», есть прямое железнодорожное сообщение с Москвой. Кроме того, из Сортавалы в «Рускеалу» ходит ретропоезд, стилизованный под начало XX века. Стоимость билетов – от 1183 рублей. Но покупать их надо заранее: в каникулы и выходные быстро разбирают.
Рускеальский парк признан самым посещаемым в Карелии: в 2022 году там побывали 750 тысяч туристов. Архангельской области такой турпоток пока только снится.
Парк расположен на месте мраморного каньона. Добытый здесь мрамор использовался в облицовке Исакиевского и Казанского соборов, Зимнего и Мраморного дворцов в Санкт-Петербурге. В разные годы каньон принадлежал то русским, то финнам. А добывать природный минерал здесь первыми вообще начали шведы. Карельский мрамор использовали не только для облицовки, но и для приготовления извести. На территории парка сохранились доменные печи, сейчас их восстанавливают и готовят новый туристический маршрут. Открытие анонсировано в этом году.
В 90‑х годах прошлого столетия промышленная добыча минерала прекратилась, каньон был принят на государственную охрану как объект культурного наследия. Горный парк «Рускеала» открылся в 2005 году. Местная компания «Колмас Карелия» разработала первую экологическую тропу, открыла фрагмент штольни. Создать на его базе туробъект подсказал местный историк, снявшийся в фильме «А зори здесь тихие». Один из его эпизодов, где Женя Комелькова купалась в реке, снимался у рускеальских водопадов.
«Диких» туристов в этих местах всегда хватало, приезжали и дайверы на разведку каньона. Сейчас это современный, доступный парк со всеми туристическими удобствами, открытый в любое время года. Есть кафе, сувенирные лавочки. Разработана целая сеть наземных и подземных маршрутов. Вход в парк стоит 500 рублей для взрослых и 250 рублей для школьников. Билеты позволяют гулять по парку в течение всего дня – зимой с 10 до 19 часов, летом с 10.00 до 21.00.
На входе выдают путеводители с маршрутами и перечислением основных достопримечательностей, которые можно посетить самостоятельно: Итальянский карьер, утёс Екатерины II, подземное озеро, грот, старую вертикальную шахту и др. С наступлением темноты в парке включают подсветку, и сотни огоньков окрашивают мраморный карьер то зелёными, то синими, то розовыми красками…
Для любителей острых ощущений работает троллей или зип-лайн. Двухминутный полёт обойдётся в 2000 рублей на одного человека. За те же деньги мы предпочли экскурсию «Подземная Рускеала». Детский билет дешевле – 750 рублей. Экскурсия позволяет увидеть карьер изнутри. Экскурсоводы рассказывают о штольнях, добыче мрамора, истории парка. Мы решили, что обязательно сюда ещё вернёмся.
Дух Средневековья
В завершение путешествия по Карелии решили посмотреть гору Пааса. Самое древнее поселение датируется примерно XII веком – по одним источникам, по другим – аж VII веком.
Покупаешь билет за 300 рублей и по деревянным мосточкам поднимаешься вверх на гору. Подъём пологий, занимает примерно 20-30 минут. Вечером тропинка подсвечивается причудливыми деревянными светильниками – по всей видимости, создаётся атмосфера таинственности. По легенде, в древнем городище спасались местные жители от набегов викингов, которым никак не удавалось покорить гору Пааса. С высоты 80 метров открывается красивый вид на озеро Кармаланъярви и посёлок Хелюля. Это единственное место, откуда можно увидеть движущийся ретропоезд, оставляющий за собой белые воздушные кольца… Но для этого на горе надо оказаться с 10.30 до 11.00 или в районе 18.00 часов. Туристов просто поток.
Многолюдно и в парке «Бастион», который позиционируется как парк «живой истории». Все деревянные постройки соответствуют эпохе викингов, проводятся тематические экскурсии. Есть своя гончарная, оружейная, кузница, птичий двор, под навесом – настоящая ладья. Во дворе для детей и взрослых проводят средневековые игры. Вообще, «Бастион» объединяет увлечённых исторической реконструкцией людей. Парк сделан интерактивным – можно взять в руки меч, щит, надеть кольчугу. Дамы могут примерить средневековое платье, меха, сфотографироваться на троне со своим воином.
Здесь же дадут пострелять из арбалета, лука или пометать топоры. На память помогут сделать набивку на тканевом мешочке, вылепить фигурку из глины или отчеканить монетку. Самостоятельная прогулка занимает часа два. Туристы, по нашим наблюдениям, проходят по всем строениям парка, участвуют в заранее оплаченном мастер-классе. Кстати, «Бастион» – тоже частная инициатива.
***
В целом же в Карелии на каждом шагу удивляешься умелой монетизации и раскрутке турпродуктов. И останавливаться на достигнутом соседи не собираются, миллион туристов в год для них не предел. Такими темпами Соловки, куда всё чаще ездят через Кемь, да и Белое море окончательно закрепятся на туристической карте Карелии.
Сравниваешь с родным регионом и не понимаешь, почему в Архангельской области турсфера «катит со скрипом»? Вроде и достопримечательности есть, природными красотами тоже не обижены… Но на одних Малых Карелах туриндустрию не поднимешь. Новодвинская крепость остаётся малодоступной, немногие знают о лоцманской Пустоши, проблемы с инфраструктурой мешают туристам посещать Абрамовские места, прекрасное «Голубино»… Растёт спрос на «мимимишные» фотосессии с беломорскими бельками, но это только среди обеспеченных столичных туристов, готовых выложить около миллиона рублей за аренду вертолёта…
Шесть дней поездки подарили нам массу впечатлений, и это мы ещё не были на Валааме, в Кижах, в столице Карелии – Петрозаводске. Оставим это на лето. Общая стоимость путешествия на четверых – около 70 тысяч рублей, причём с однодневным посещением Санкт-Петербурга. Обратный путь через Вытегру занял всего 14 часов.