Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото: Алексей Липницкий | 30.01.2015 06:22:48
В 2014 году нарушители правил дорожного движения в Архангельской области заплатили 420 млн рублей: такова сумма штрафов, сравнимая, к слову, с налоговыми поступлениями от компаний, добывающих алмазы на территории региона. Руководство областной ГИБДД считает законодательную «прополку» рынка автошкол важной, но далеко не единственной возможной мерой по улучшению ситуации. Так, причиной каждого пятого ДТП стало запущенное состояние дорог.
Как рассказал на пресс-конференции начальник управления ГИБДД УМВД России по Архангельской области Алексей МАКСИМОВ, в 2014 году в дорожных авариях в регионе погибли 213 человек, почти 2500 получили ранения. По количеству ДТП, случившихся по вине пьяных водителей, мы занимаем одну из «лидирующих» позиций на Северо-Западе страны.
Чаще всего за рулем в нетрезвом виде попадаются молодые люди. Мужчина в возрасте от 25 до 30 лет, с небольшим стажем вождения, управляющий автомобилем отечественного производства с передним приводом - таков типичный портрет нарушителя, обрисованный заместителем начальника управления ГИБДД Сергеем РУДНЫМ. В течение прошлого года инспекторами было задержано почти восемь тысяч выпивших водителей, включая тех, кто отказался от медицинского освидетельствования.
Кстати, с 1 июля 2015 года вступает в силу новая статья УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за повторное управление автомобилем в состоянии опьянения, а также за отказ провериться на промилле в случае рецидива Максимальное наказание — лишение свободы на два года и прав - на три. В 2014-м из числа остановленных водителей с признаками употребления алкоголя потенциально под эту статью УК «подходили» 42%.
Человеческий фактор в списке наиболее распространенных причин дорожных аварий занимает первую строчку, опережая и несоблюдение скоростного режима, и неудовлетворительное состояние дорог.
«Можно сколько угодно говорить о потенциально аварийных участках улиц, в частности в Архангельске, нехватке сотрудников ГИБДД, но суточная «норма» так или иначе получается 70 ДТП, причем нередко с единственным участником, при идеальной дорожной обстановке — как это объяснить? Как это происходит? - недоумевает Сергей Рудный. - Не так давно в Котласском районе молодая женщина решила прицепить надувные санки («ватрушки») к машине и покатать таким образом жениха и подругу по дороге с довольно оживленным движением. Парню повезло, а девушка погибла».
По словам Алексея Максимова, около 1300 автовладельцев в Архангельской области расстались с водительским удостоверением на пять и более лет. Самый большой срок лишения прав — 25 лет: есть и такие прецеденты.
В прошлом году число аварий с участием «молодых» водителей, стаж у которых менее трех лет, снизилось. Тем не менее статистика удручающая: 320 ДТП, 26 погибших, 447 пострадавших.
Очевидно, что изменения в порядок лицензирования автошкол введены неспроста. Пока только треть компаний, занимающихся этим бизнесом в Архангельской области, получили положительные заключения на ведение образовательной деятельности. Еще около двадцати заявок рассматриваются как почти одобренные.
«У нас в регионе насчитывалось около 110 автошкол. При этом в Новосибирске - городе-миллионнике, к примеру, их всего 80, в Санкт-Петербурге — порядка 75: согласитесь, определенная диспропорция есть, - считает заместитель начальника управления ГИБДД Александр АНИКИЕВ. - Многие из этих маленьких компаний занимались подготовкой водителей, имея только пару офисных помещений, без необходимой базы для преподавания и теории, и вождения. Практиковали сдачу экзаменов экстерном, самообучение, вместо автодромов использовали какие-то площадочки, размеченные лыжными палками... Порядок надо было наводить давно».
Компаниям, желающим остаться «у руля», придется докупить оборудование и нанять достаточное количество квалифицированных преподавателей. Площадь автодрома у школы по новым нормативам не должна быть меньше 0,24 га: еще попробуйте найти такую в удобном месте. А значит, у «выживших» компаний расценки вырастут неизбежно.
«Теперь получение лицензии - затратный и многотрудный процесс, - поясняет Александр Аникиев. - Маленькие автошколы уже выдумывают различные ухищрения. Например, договариваются об аренде или приобретении одного автодрома на три-четыре организации. Такие заявки мы возвращаем. Есть вполне конкретные расчеты, «резиновых» автодромов больше не будет».
По информации сотрудников ГИБДД, теорию успешно сдают около 80% выпускников автошкол, вождение на площадке с первой попытки — не более 60%.
«Принимая экзамен, сложно оценить уровень подготовки человека, - уточняет Александр Аникиев. - Кто берет перед пересдачей дополнительные часы обучения? Все рассчитывают на то, что если «не повезло» в первый раз, «повезет» во второй. Экзамен бесплатный, пройти его повторно можно уже через семь дней после «завала». Большинству владельцев школ важно, чтобы процесс был налажен и доходы шли - качество образования вторично. Надеемся, что сейчас, после внесения изменений в законодательство, на рынке останутся только ответственные предприниматели и ситуация изменится к лучшему.