Кристина СТРЕКИНА (ЮК «Гудков, Корельский, Смолярж»). Фото: Алексей Липницкий Рис.: Виктор ТЯПКОВ (студия 42design) | 01.08.2014 04:58:26
Реконструкцию Красной пристани в Архангельске планируется завершить в 2015 году. Средства областного бюджета на эти цели уже предусмотрены. Единственное, что может затруднить выполнение заявленных работ, – шхуна «Запад». Что с ней делать: вывезти на свалку, реконструировать или построить копию известного судна?
Судьба шхуны «Запад» решится в ближайшее время: судно занимает значительный участок набережной, который требуется восстановить. Так останется ли шхуна «Запад» в Архангельске на века или символ русского парусного флота завершит свою историю спустя три десятка лет после установки? Шхуна «Запад» находится на балансе государственного бюджетного учреждения культуры Архангельской области «Северный морской музей». Но ресурсов музея не хватит даже на демонтаж судна, которое давно стал памятником безответственности...
Тем временем идея реконструкции шхуны набрала больше всего голосов на площадке интернет-сервиса сбора идей по улучшению городской среды Архангельска «Архиважно.ру». Опрос в социальных сетях показывает, что большинство респондентов голосуют за восстановление шхуны и установку ее на прежнем месте.
В прошлом году судно исследовали. Заключение экспертов неутешительно: «…необходима замена практически всех конструктивных элементов, что фактически означает строительство нового судна». По предварительной оценке, сумма строительства судна-памятника будет исчисляться не миллионами, а десятками миллионов рублей.
Архангелогородцы предлагают несколько вариантов решения проблемы. Центр поддержки творческих индустрий «Футурист» считает наиболее удачным установку арт-объекта, символизирующего Архангельск как родину Российского флота и имеющего в своем художественном решении черты шхуны «Запад».
Некоторые архангельские блогеры выступают за установку на Красной пристани любого другого списанного судна. Они считают, что в городе воинской славы, первом военном и торговом порте России должен быть музей-корабль.
Пессимистично настроенные горожане предлагают демонтировать шхуну «Запад» и закатать этот участок асфальтом. Действительно, на счету шхуны нет героических сражений, исторического значения судно, построенное в 1949 году в Финляндии, не несет.
Управляющий партнер юридической компании «Гудков, Корельский, Смолярж» Денис ГУДКОВ категорически не согласен с идей бесследного сноса шхуны. «С Красной пристани уходили полярные экспедиции Г. Брусилова, В. Русанова, Г. Седова. На этом историческом месте обязательно должен быть памятник морским традициям Севера», - полагает Гудков.
«Когда я был ребенком, мы часто с отцом садились на первые кресла троллейбуса второго маршрута и добирались до центра по набережной Северной Двины. Каждый раз, проезжая мимо Красной пристани, обращали внимание на шхуну «Запад». От ее вида захватывало дух. До сих пор для меня троллейбус №2 и шхуна у пристани - это символы моего города, моего Архангельска. С них начинается моя Родина. Символы, которые современный Архангельск не сохранил».
Центр «Футурист» и юридическая компания «Гудков, Корельский, Смолярж» объединили свои силы: партнеры предлагают создать благотворительный фонд для восстановления символа русского парусного флота. Завершить затянувшуюся эпопею и прекратить гниение шхуны можно совместными усилиями предпринимателей и простых горожан, для которых «Запад» - не груда сгнившего дерева и ржавого металла, а настоящий, народный символ Архангельска.
В юридической компании заявили о готовности решения всех правовых вопросов, связанных с регистрацией и работой фонда. Но последнее слово остается за руководством города и области, ведь решение о судьбе шхуны «Запад» еще не принято.