Андрей ПЕРЦЕВ. Фото: www.photosight.ru | 09.11.2012 07:48:50
Правительство Архангельской области обновило свой автопарк: летом в гараже появились новые дорогие автомобили, приобретенные почти на 13 млн рублей. Для чиновников, в частности губернатора Игоря ОРЛОВА, были выбраны топовые модели люксовых марок BMW, Lexus, Toyota. «Бизнес-класс» вспомнил историю автопарка глав области и попробовал разобраться, нужны ли архангельскому губернатору новые автомобили.
У российского чиновника редко отсутствуют пламенные чувства к блестящим иномаркам. Еще в царское время количество лошадей в упряжке было строго расписано по чинам, званию и сановному положению. Как бы ни был богат купец, но ездить четверкой или шестеркой он не мог. Генералы и князья – пожалуйста, торговый люд – ни-ни. В советское время чиновнику полагалась черная «Волга», людям рангом около первого секретаря обкома и министра – «Чайка», высшее руководство каталось на «ЗИЛах». Выбор, конечно, был скромноват, но авто тогда явно показывали статус своих пассажиров.
В 90-е развернуться могли далеко не все государевы люди. Губернаторы чаще всего ездили на тех же «Волгах», ближе к концу десятилетия в гаражах стали появляться BMW, Audi, «мерседесы» - пусть иногда подержанные, но иномарки. Негоже было хозяевам регионов отставать от новых русских с их шестисотыми «мерседесами».
Волга и «Вольво»
Архангельские главы, однако, не отличались любовью к экзотическим авто. Павла БАЛАКШИНА возила «Волга», у Анатолия ЕФРЕМОВА тоже был этот автомобиль, хотя в начале 2000-х большинство коллег поморского «воеводы» уже обзавелись импортными колесами. Не стеснялся он принимать с таким авто и именитых гостей. Вот так, например, описывала газета «Ведомости Поморья» в 2003 году визит в Архангельск мэра Москвы Юрия ЛУЖКОВА, в то время всесильного и популярнейшего политика: «Лужков прибыл чартерным рейсом на самолете ТУ-134 авиакомпании «Сириус-аэро» - единственной российской авиакомпании, предоставляющей самолеты для VIP-рейсов. Из аэропорта мэра Москвы сопровождал кортеж из 18 машин. Лужков ехал в губернаторской «Волге», следом двигалась «Волга» гендиректора Севмаша Давида Пашаева».
При этом Анатолия Ефремова в годы его правления упрекали в барственности и слишком уж широкой душе. «Коней» барин выбирал себе не породистых…
В гараже следующего губернатора Николая КИСЕЛЁВА уже появилась иномарка – Volvo S-80. Не самый роскошный и престижный автомобиль. Для приема гостей был приобретен минивэн «Фольксваген». Правда, глава области вошел во вкус и под конец его полномочий губернаторским авто стал «Лексус», опять же не топовой модификации.
Тогда это было удивительно и даже вызывало некоторую гордость за руководство области: бюджет, может быть, наполнялся не так, как хотелось бы, но и тратили средства не на «мерседесы» и БМВ, как в администрациях многих регионов.
Джип для губернатора
Губернатор Илья МИХАЛЬЧУК начал кардинально избавляться от наследия предшественника. «Вольво» и «Лексус» заменили джипы «Тойота Лэнд Крузер», может быть, даже менее роскошные, но внушительные внешне. Замгубернатора Сергей МОЛЧАНСКИЙ ездил на более изысканной и дорогой машине – внедорожнике «Рэйндж Ровер» топовой версии Vogue, но, как выяснилось, это был его личный автомобиль. Имела ли смысл замена Михальчуком почти нового киселевского автопарка? Конечно нет. Уже тогда по поводу покупки автомобилей в государственный гараж начали возникать скандалы – область катится в долговую яму, а губернатор хочет кататься на новых «крузерах».
Сильный мира сего
От нового губернатора Игоря ОРЛОВА любви к дорогим авто, наверное, никто не ожидал: человек дела, дисциплины, бывший оборонщик с секретного предприятия, явно не любитель мишуры. Однако самые дорогие авто в гараже областной администрации начали появляться именно при недавно назначенном главе.
Для суровых дорог Архангельска, а уж тем более области, лимузины и седаны, будь они хоть трижды «мерседесами» или даже «бентли», не годятся. Значит, нужен джип. Чем не подошли Игорю Орлову «лэнд крузеры» Ильи Михальчука, бог весть. Для нового главы приобрели «Лексус LX 570», такие вот вкусы. Кстати, «Лексус» – люксовая марка той же «Тойоты», а LX 570 – внешне огламуренный «крузак». Больше гламура, выходит, нужно было, и дело, видимо, не в брезгливости главы региона, который не захотел пользоваться «бэушным» авто.
Бюджет заплатил за «Тойоту-Делюкс» 4 миллиона 389 тысяч рублей. Рекламный слоган LX 570 – «Сильный мира сего», модель, самая дорогая у «Лексуса», но комплектации в продаже есть и подороже. Правда, всего на 50 тысяч рублей.
В столице, где у каждого региона есть свое представительство и куда губернаторы часто наносят визиты, Игоря Орлова будет перевозить другое авто. Не такое сермяжное и проходимое, а именно BMW 750Li, машина министров, ей «не нужно строк, чтобы заявить о себе» (опять же реклама). Она и стоит подороже – почти 5 млн рублей. В загашнике BMW есть модификация 760 Li с более мощным двигателем, более навороченной аудиосистемой, стоит машина на 1,7 миллиона дороже губернаторской (6,6 миллиона). Впрочем, дилеры предлагают и модель 730 Li, чуть попроще, чем 750-я, но на 1,4 миллиона дешевле.
Замы ездят на авто поскромнее: на доставшихся в наследство от Ильи Михальчука «тойотах». Впрочем, кажется, в гараж летом попала и новая «Тойота» за 3,3 миллиона рублей. Тоже «Лэнд Крузер», в максимальной комплектации «люкс». Это самый дорогой автомобиль у «Тойоты».
Примеры расточительности
Итак, примерно через полгода после вступления Игоря Орлова в должность, в июле этого года, областной бюджет потратил на новые авто 12,7 миллиона рублей. В положении региона за это время что-то изменилось? Долг области как составлял около половины ее бюджета, так и составляет. Инвестиционных прорывов нет, уже появляются попытки сократить социальные выплаты. Значит, с деньгами плохо, и честно ли в таких условиях огламуривать и без того отличный автопарк облправительства, выбирая для покупки самые топовые модели люксовых марок?
Аргументы при желании придумать можно. Мэрия (даже не обладминистрация) Астрахани приобрела Mercedes S500L за 6,8 миллиона рублей, мы-то лучше худших! Равняться на худших – дело не почетное, а вот правоохранительные органы могли бы присмотреться к опыту своих более бдительных коллег. В Свердловской области прокуратура обнулила аукцион по покупке «Мерседеса» для губернатора, в том числе и «из-за отсутствия нуждаемости в данном транспортном средстве».
Кстати, «сильный мира сего», Lexus с номером Р001РР, ведет себя как настоящий царь дороги. Видеорегистратор на борту автомобиля одного из архангелогородцев запечатлел две минуты из жизни губернаторского джипа. Внедорожник за это время успел не раз нарушить правила дорожного движения: не пропустил пешехода, не включил поворотник при перестроении из ряда в ряда и не выпустил автобус из «кармана» остановки. Был ли в этой машине губернатор — неизвестно.
Видео было выложено в одной из социальных сетей. Комментаторы в основном возмущались, однако нашлись и защитники этого стиля поведения на дороге: «так ведут себя многие водители». Скорее всего, и будут так себя вести: сильные мира сего имеют право на особый стиль жизни.
Главный редактор газеты «Правда Северо-Запада» Илья АЗОВСКИЙ уже направил два заявления в ГИБДД с требованием наказать нарушителя. Одно из них касается размещенного в Интернете видео, второе — факта проезда Игорем Орловым в раритетном «Кадиллаке» без пристегнутого ремня безопасности. Это нарушение было зафиксировано на открытии третьего участка Архангельского шоссе.