Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото: Николай Гернет | 27.09.2013 05:25:56
Интерес к городским культурным мероприятиям в Архангельске падает. Все чаще возникают споры вокруг появляющихся скульптур, памятных знаков и конструкций наподобие «Дерева счастья». Старым символам Архангельска тоже не очень везет — даже «кораблик» на въезде «уплывает» в неизвестность. На днях в мэрии принято решение создать новую дискуссионную площадку для отбора и продвижения проектов, направленных на то, как сделать лицо города более привлекательным.
Инициатором проведения «круглого стола» «Архангельск — это мой город» была не администрация, а агентство маркетинговых коммуникаций «Новая линия», центр социальных технологий «Гарант» и несколько пока малоизвестных организаций из сферы творческих индустрий. Поэтому разговор пошел не по накатанной: привычную прелюдию «а еще у нас есть высотка, Гостиные дворы и белые ночи» проскочили быстро.
По словам начальника управления культуры и молодежной политики Глафиры БАЛЕЕВОЙ, многие муниципальные образования области всерьез взялись за создание собственных праздничных брендов. Наибольших успехов добился Сольвычегодск с арт-фестивалем Козьмы Пруткова и Приморский район с «Малиновой Уймой».
Архангельск в 2013 году торжественно зарегистрировал праздничный бренд «Снеговик». Отношение к культурно-массовым затеям времен Александра ДОНСКОГО было неоднозначным, но идею «Города Снеговиков» начал продвигать именно он — стоит только вспомнить минимум двести снежных глыб на площади Ленина. Видимо, ничего лучше так и не придумали. В начале зимы бренду построят дом и еще несколько открытых избушек из снега — детям будет где поползать.
Самодостаточных фестивалей у нас два: джазовый Владимира РЕЗИЦКОГО — Тима ДОРОФЕЕВА и уличных театров Виктора ПАНОВА. Есть еще «Рождественский благовест», который как бы приобрел статус международного, но за счет чего продвигать его дальше — пока непонятно. В прошлую зиму изюминкой программы стал концерт Терье ИСУНГСЕТ и «Ice Orchestra» с инструментами изо льда, но в целом — благотворительный аукцион, фольклорные концерты, лазерное шоу — все это рядовой продукт «для внутреннего потребления».
«В Архангельске снижается интерес к городским культурным событиям, — отметила директор агентства маркетинговых коммуникаций «Новая линия» Алена СВЕТУШКОВА. — Такое ощущение, что программы составляются ради программ».
Важная составляющая имиджа города — памятники истории, культуры и менее глубокомысленные детали «интерьера» улиц.
«В большинстве случаев решения принимаются без общественных обсуждений. Чумбаровка превращается в улицу одного скульптора. В сквере Победы в центре города появляется пушка. Мы что, к войне готовимся?» — поинтересовался редактор журнала «Plus», художник, партнер центра поддержки творческих индустрий «Футурист» Евгений ТЕНЕТОВ.
Кстати, против чрезмерной «военизации» улиц год назад в интервью «БК» высказывался известный краевед Лев ВАРФОЛОМЕЕВ, ветеран Великой Отечественной войны. Теперь в центре Архангельске два танка и зенитка — видимо, прослеживается желание подчеркнуть, что мы в городе воинской славы.
Заместитель мэра по социальным вопросам Ирина ОРЛОВА в ответ на реплику про Чумбаровку напомнила, что Сергей СЮХИН сам находит благотворителей, город не потратил на скульптуры ни копейки. «Конечно, художник и себя увековечивает, хотя фигуры даже не подписаны, многие вообще не знают, кто их автор. Появится еще один мастер с такой репутацией — будет у нас улица другого скульптура», — сказала Ирина Орлова.
Зенитка в сквере Победы, по словам Ирины Орловой, установлена по инициативе группы пожилых людей на месте сгоревших от бомбежек домов: «мнение тех, кто сам пережил трагедию военных лет, надо уважать в первую очередь».
«С этим никто не спорит, но почему памятником погибшим должна быть пушка?» — возразил Евгений Тенетов.
В интервью «БК» Лев Варфоломеев сказал, что склоняется к предложению бывшего главного архитектора Архангельска Вадима КИБИРЕВА: поставить в сквере Победы памятник женщине с шинелью на плечах и ребенком на руках...
Как отметила Алена Светушкова, благодаря, в частности, соцсетям город стал стремительно реагировать на любые перестановки. «Без спроса» лучше ничего не делать и не трогать даже на короткое время. Недавние примеры — появление «надгробных» плит с именами молодоженов на набережной и демонтаж «Дерева счастья»: плиты сразу убрали, замки вернули, еще и извиняться пришлось.
Может быть, стоит заранее проверить на публике еще одно экстравагантное решение — «отдать» художникам граффити набережную: отделку бетонного ограждения от Кузнечевского до железнодорожного моста? В Перми, например, перебор со стрит-артом привел к разбирательствам городского масштаба — многие жители сочли, что обшарпанные дома и ямы на дорогах стали еще заметнее на фоне ярко раскрашенных стен, парапетов и остановок.
«Мы предлагаем окончить начатое в едином стиле: ребята уже разрисовали часть ограждения, кто во что горазд, — сказала Глафира Балеева. — А концепция должна быть общая: Архангельск — город четырех веков».
Директор «Футуриста» Василий ЛАРИОНОВ говорил не о частностях, а о том, что нужно менять сам подход: «В выступлении представителей мэрии мы не услышали никаких предложений с позиций творческой экономики. У нас культура — это всегда что-то дотационное, между тем ее доля в экономике городов в развитых странах — до 10%. С учетом того, сколько предприятий закрылось только в 2013 году, Архангельску терять уже практически нечего. Те же пустые цеха заводов, к примеру, могут стать местом для арт-инсталляций, там есть где открывать мастерские. Я прагматик, человек из бизнеса, хотя сейчас представляю НКО: создание рабочих мест в креативных видах деятельности — это мировой тренд».
В отличие от других подобных «круглых столов» обменом мнениями дело не ограничилось: инициаторы встречи представили некий «Креативный манифест Архангельска» - о том, как сделать культуру главным экономическим драйвером области, и о создании партнерской сети для всех, кто хочет принять в этом участие. Представители мэрии насторожились, но поддержали.