Андрей САХАРОВ. Фото: Алексей Липницкий | 22.10.2014 08:33:36
Архангельская общественность возбудилась: власти Воронежской области предлагают федеральному правительству утвердить годом основания российского флота 1696-й и присвоить Воронежу звание «колыбели российского флота». В середине октября на научно-исторической конференции «Архангельск — колыбель государственного судостроения России» поползновениям воронежцев был дан отпор.
Как заявил заместитель губернатора Архангельской области Сергей КОВАЛЁВ, нужно восстановить историческую справедливость и отдать пальму первенства в этом вопросе Архангельску. А местные краеведы с историческими документами на руках доказывают, что судостроение в нашей стране началось вовсе не в Воронеже в 1696 году, а на три года раньше - в Архангельске, когда Петр Первый заложил первый фрегат на Соломбальской верфи. И приехал он сюда не случайно — здесь уже сложилась своя школа мастеров.
Уже через год, в 1694 году, фрегат был спущен на воду. Региональные власти готовят обращение о необходимости восстановления исторической справедливости в адрес федерального правительства.
В свою очередь, как следует из информации ресурса vestivrn.ru, воронежские историки напоминают, что знаменитый указ Петра I «Флоту быть» адресован именно Воронежу. Поэтому именно этот город - родина регулярного флота, морского флага и флотского устава. Однако об исторической ли справедливости спорят воронежцы и архангелогородцы
«Особого бренда нет у Архангельска, кроме, может, какой-нибудь рыбы, – заявил vestivrn.ru воронежский краевед Владимир ЕЛЕЦКИХ. – И поэтому они стремятся поиметь какой-нибудь хороший бренд. Конечно, флот - это бренд. Ну построили два корабля торговых, но это нерегулярное строительство».
Конечно, можно обижаться на воронежца за отсутствие реальных исторических знаний в отношении Архангельска, но в главном он прав: если спросить среднестатистического россиянина, с чем у него ассоциируется наш город, то этот вопрос поставит его в тупик. Разве что вспомнят Ломоносова и исторический мини-сериал «Россия молодая». В советские времена Архангельскую область характеризовала сентенция: «Край доски, трески и тоски». Сегодня про доску давно уже никто не вспоминает, и треской никого не удивишь. А вот «тоска», если вспомнить прогрессирующую тенденцию отъезда в более теплые края молодежи и обеспеченных пенсионеров, осталась.
Между тем, как честно признают воронежцы, правильное «брендирование» региона позволяет выпрашивать у федерального центра финансовые подачки на проведение соответствующих праздничных мероприятий. Тренд «попрошайничества» характеризует всю российскую внутриполитическую жизнь, поэтому недовольство чиновников Архангельской области претензиями воронежцев на лидерство вполне понятно. Вот только слова надо подкреплять и делами. А что было сделано в новом веке в Архангельске, чтобы увековечить его роль «колыбели российского флота»?
На территории 176-го судоремонтного завода (филиал ООО «ЦС «Звездочка») сохранились остатки Соломбальской верфи. Кто об этом знает? А запущенный, доступный всем ветрам дом купцов Бажениных, возвышающийся над территорией первой частной судостроительной верфи в России в Вавчуге? Это ведь продолжение истории судостроительства в Архангельске!
Увы, кроме сотрясания воздуха, Архангельская область в сохранении былого наследия ничем не отличилась. А яркой иллюстрацией отсутствия управленческой воли и желания чего-нибудь сделать в этом вопросе служит судьба сгнившей шхуны «Запад» на набережной Северной Двины. Оставим в покое вопрос ее исторической важности. Главное, что другого судна, украшавшего бы набережную, у Архангельска нет и в ближайшем будущем не предвидится. А чтобы в начале века привести ее в порядок, мягко говоря, не надо было много денег. Например, тогда областная администрация не жалела миллионы на проведение всероссийских кинофестивалей «Сполохи», имевших значение только для кинематографической братии, приезжавшей в Архангельск расслабиться на халяву, и придворной прессы, получавшей за освещение гостевых кутежей большие суммы. А сколько таких пустых выхлопов потом еще было и есть!
Тем временем минувшим летом в праздник ВМФ тысячи воронежцев наблюдали открытие корабля-музея «Гото Предестинация» («Божье предвидение») – точной копии первого линейного российского трехмачтового корабля, построенного под Воронежом по чертежам Петра I. Это работающий за счет собственных источников электроэнергии, запасов топлива и пресной воды, плавающий корабль-музей. Чем может ответить на это Архангельская область?