Светлана АНТРОПОВА | 27.04.2010 02:09:51
Имущество Лимендского судостроительно-судоремонтного завода (г. Котлас, Архангельская область) арестовано и продается за бесценок. Теплоход «Заря» – единственное судно, находившееся на балансе завода, – продано всего за 70 тысяч рублей. Однако новый владелец получить свою «Зарю» до сих пор не может. Руководство завода судно не отдает - теплоход спрятали в трюм контейнеровоза, который стоит на слипе.
Проблемы на Лимендском заводе начались еще год назад. Тогда задолженность по заработной плате составляла почти 5 миллионов рублей. К этому времени рабочие построили контейнеровоз для голландской фирмы, и руководство ЛССРЗ очень надеялось, что сдача судна, за которое планировалось выручить порядка 65 миллионов рублей, поможет им закрыть долги по зарплате.
Но покупатель отказался брать судно. В октябре оно вернулось в Котлас. Тогда же сменился собственник ЛССРЗ. В январе на заводе состоялось собрание акционеров, на котором был представлен новый владелец контрольного пакета акций предприятия. Ранее им было ОАО «Северное речное пароходство». Теперь контрольный пакет принадлежит компании «Спецдорстрой». Сумма сделки составила 5 миллионов долларов. Акционеры вынесли решение досрочно прекратить полномочия генерального директора. На смену ему избрали новую управляющую компанию ЗАО «Ресурс», которая будет осуществлять единоличное руководство заводом.
Новый владелец сразу сказал о том, что не хочет перепрофилировать предприятие и постарается сделать все, чтобы «завод не был растащен по частям». Тем не менее сейчас имущество предприятия уходит с молотка. Приставы арестовывают транспорт и оборудование предприятия. Все это делается для того, чтобы рабочие завода получили зарплату. Но выплачивается она по копейкам.
В редакцию «Вечерки» пришло письмо от рабочих завода, под которым подписались почти 50 человек. «В январе 2010 года ОАО «Лимендский ССРЗ» посетил министр промышленности Архангельской области Эрнест БЕЛОКОРОВИН, на встречу с которым нынешнее руководство завода пригласило только руководителей цехов и отделов, хотя и у простых рабочих и служащих завода было очень много вопросов к министру, – пишут они. – Перед его приездом была выплачена небольшая часть задолженности по зарплате. Министр потребовал от нового собственника завода представить ему в первой декаде февраля график погашения задолженности по зарплате и пообещал, что этот вопрос будет на контроле у губернатора. Не знаем, был ли составлен график, но выплата зарплаты почти не производится. В настоящее время не выдана заработная плата за июнь – октябрь 2009 года, частично за декабрь 2009 года и январь 2010 года. И выдается она только работающим. Уволившимся с завода зарплата не выдана с марта прошлого года».
По данным старшего судебного пристава по Котласу и Котласскому району Владимира КУЗНЕЦОВА, на исполнении находятся 758 исполнительных производств на общую сумму свыше 35 миллионов рублей. Именно такую сумму ЛССРЗ должен выплатить своим взыскателям по решению судов. Из них почти 16 миллионов рублей – это долги по зарплате. Общая задолженность завода по зарплате, по словам юрисконсульта ЗАО «Ресурс» Дмитрия КУЗНЕЦОВА, – 24 миллиона рублей вместе с текущей задолженностью.
По его словам, арестован весь транспорт завода, из которого 13 единиц уже проданы. Четыре из них выкупило дочернее предприятие ЛССРЗ – ООО «Лимендская судостроительная компания». Еще 6 автомобилей пока просто арестованы.
"Пять единиц ушли сразу, – рассказывает управляющий ЗАО «Ресурс» Анатолий ОРЛОВ. – Их забрали по дешевке – за 126 тысяч рублей. Конечно, мы могли бы выкупить сами. Но нам это преподнесли уже как данность".
Арестовано и продано единственное судно, принадлежавшее ЛССРЗ. Это теплоход «Заря». Сумма сделки составила всего 70 тысяч рублей. По словам Владимира Кузнецова, именно во столько его оценило ООО «БДО Юникон Архангельск». Сегодня, как рассказывает Владимир Кузнецов, «Заря» представляет собой жестяную коробку: судно без двигателя, стекол и дверей. Деньги за нее уже находятся на депозитном счете службы судебных приставов. Однако руководство завода не спешит отдавать проданное судно новому владельцу. Судостроители спрятали «Зарю» в трюм контейнеровоза, а достать ее оттуда весьма сложно.
По словам Орлова, на «Зарю» у нового руководства имелись свои виды. "Мы хотели ее восстановить и продать, – говорит он. – Она могла стоить больше 1 миллиона рублей".
Однако история с продажей «Зари» непростая. По словам Владимира Кузнецова, когда судно уже было продано, вдруг объявился еще один ее владелец, который заявляет о том, что «Заря» была продана без его ведома. Сейчас вынесено определение суда о приостановлении действий в отношении теплохода. Дальше снова будут суды. Чем закончится эта история, пока неизвестно. А тем временем, согласно информации «СеверИнформ», руководителю управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области вынесено представление по несвоевременному наложению ареста и плохому розыску имущества должника.
«Руководство ЛССРЗ могло бы оспорить решение на арест теплохода, обжаловать процедуру оценки и торгов. Но ничего этого сделано не было», – говорит старший судебный пристав Владимир Кузнецов.
Администрация завода уверена, что цена «Зари», назначенная оценщиком арестованного имущества, очень низкая, и даже если сдать судно на металлолом, можно было выручить куда больше. Мы позвонили в один из пунктов приема цветного металла и узнали, что там готовы заплатить за теплоход 25 рублей за килограмм. Как пояснили на Лимендском заводе, металла в «Заре» 6,8 тонны. Это значит, что в пункте приема металла за него дали бы 170 тысяч рублей.
Сложная ситуация возникла и с 600-тонным контейнеровозом. «Контейнеровоз куплен акционерами в области, – говорит Анатолий Орлов. – Сделано это для того, чтобы он не ушел через судебное исполнение, не был по дешевке продан. Акционер намерен продать его дороже, а вся разница пойдет сюда (инвестирование завода – авт.)».
Еще зимой покупатель перечислил за этот сухогруз 10 миллионов рублей, остальные деньги он должен отдать до июля. По словам Анатолия Орлова, всего покупатель заплатит за судно 32 миллиона рублей. Новое руководство завода, как и прежнее, надеется, что продажа контейнеровоза позволит покрыть долги по зарплате рабочим.
Однако, по мнению Владимира Кузнецова, через судебное производство контейнеровоз, напротив, ушел бы гораздо дороже. Поэтому приставы, несмотря на то что сделка купли-продажи уже осуществлена, наложили арест на судно.
«Стоимость контейнеровоза почти 70 миллионов рублей, а продано оно фактически за 30 миллионов», – говорит Владимир Кузнецов.
В настоящий момент на заводе появились новые заказы. Но работников пугает то, что договоры заключаются не с самим заводом, а с его дочерним предприятием. «На нашем предприятии создано ООО «Лимендская судостроительная компания», – пишут они в своем письме в редакцию. – Коллектив ОАО «Лимендский ССРЗ» производит продукцию для череповецких заводов, ремонтирует суда. Но деньги за работу поступают на счета ООО «Лимендская судостроительная компания», а не на счета завода. Говорят, что есть голландский заказ, но договор заключен опять же с ООО «Лимендская судостроительная компания», а не с ОАО «Лимендский ССРЗ». Будет использоваться имущество завода, а прибыль получит ООО».
По словам юрисконсульта ЗАО «Ресурс» Дмитрия Кузнецова, пугаться здесь нечего. «Договоры с контрагентами совершает действительно Лимендская судостроительная компания, – говорит он. – И деньги поступают, естественно, в нее. Деятельность ЛССРЗ сейчас блокирована. Службой приставов наложен арест, производится изъятие имущества. Поэтому говорить о том, чтобы заключить контракт с ЛССРЗ, привезти сюда много железа, не приходится. Приставы все арестуют».
Возмущает рабочих и то, что в суде рассматривается дело о банкротстве завода. «В феврале этого года управляющий А.А. Орлов от имени завода подал в арбитражный суд на банкротство, – пишут они. – Мы считаем, что банкротство нашего завода искусственное... и целью нового владельца является нажива, то есть распродажа имущества, а искусственное банкротство ОАО «Лимендский ССРЗ» – основание для невыплаты заработной платы».
Но и на эти вопросы новое руководство завода готово ответить людям.
"Законом предусмотрена обязанность подавать заявление на банкротство, – комментирует юрисконсульт Дмитрий Кузнецов. – На сегодняшний день у завода очень большая задолженность. Есть все признаки банкротства. В процессе банкротства будут приостановлены все исполнительные действия за исключением выплаты зарплат. Зарплата будет выплачиваться".
"Поскольку нет возможности содержать такой большой штат, планируется сокращение на 15–20 процентов, – говорит Дмитрий Кузнецов. – А для тех, кто останется, просто изменится запись в трудовой книжке: вместо «ЛССРЗ» там будет стоять «Лимендская судостроительная компания».
Возмущенные рабочие завода направили заявление в прокуратуру. В ответ заместитель котласского межрайонного прокурора Владимир КЛЕПИКОВ сообщил, что в начале апреля прокуратура провела проверку ЛССРЗ, и по ее результатам за нарушение сроков выплаты заработной платы в отношении исполнительного директора ОАО «Лимендский ССРЗ» А.И. ЕЛИСЕЕНКОВА возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда».
«При проведении проверки финансово-экономической деятельности ОАО «Лимендский ССРЗ» установлено, что сделки (договор купли-продажи контейнеровоза № 1 от 8 декабря 2009 года, договор о передаче имущества от 14 ноября 2009 года) по отчуждению недвижимого и движимого имущества ОАО «Лимендский ССРЗ», заключенные с ООО «Спецдорстрой-Терминал» и ООО «Лимендская судостроительная компания», были заведомо убыточными, – сообщает Клепиков в своем ответе. – В Котласский ЛОВДТ направлены материалы проверки, указывающие на создание условий для преднамеренного банкротства должностными лицами ОАО «Лимендский ССРЗ», которые вопреки интересам кредиторов с целью ухода от погашения кредиторской задолженности осуществили ряд заведомо убыточных сделок».
Результаты проверки были направлены руководителю налоговой инспекции для подготовки проекта заявления в арбитражный суд о признании договора купли-продажи контейнеровоза недействительным и на заводе предложено провести выездную налоговую проверку.
Источник: Газета «Вечерний Котлас»
Фото: www.images.businessweek.com и Николая Завадского