Иван БОРОДИН генеральный директор ООО «УК «Соломбалалес», член коллегии министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области | 21.09.2012 08:26:26
Леспром вновь ощущает на себе дыхание кризиса. На рынках сбыта - низкие цены на продукцию, которые позволяют в лучшем случае работать «в ноль». Банки, оценивая ситуацию как неопределенную, осторожничают с предоставлением кредитов лесопромышленникам, а те, в свою очередь, испытывают трудности с реализацией инвестиционных программ. Все это мы уже проходили в 2008-2009 годах.
Тогда экспортно-ориентированный леспром, работающий с мировыми рынками, тоже первым ощутил приближение кризиса. Первым «скатился» в него, и первым начал искать спасательный круг. И сейчас есть ощущение дежавю...
Тревожные звоночки: лесозавод №2 простаивает уже восемь месяцев, а лесозавод №3 остановился 1 сентября вследствие нехватки сырья – проблема, не типичная для ранней осени! О проблемах системного характера свидетельствует и ситуация с ООО «ХарвиСеверЛес». И это только примеры, взятые в Архангельской области.
Конечно, за три-четыре года кое-что изменилось. Россия вступила в ВТО и взяла курс на интеграцию с мировой экономикой. Не хотелось бы пророчествовать, но в случае обострения кризисных явлений в экономический водоворот окажутся затянуты не только экспортные отрасли: «отсидеться» в тепличных условиях удастся немногим.
С другой стороны, у леспрома, в отличие от других отраслей, есть определенный иммунитет – это довольно свежий опыт выживания в кризисных условиях. Несколько лет назад мы сумели найти те способы и меры, которые позволили предприятиям остаться на плаву. Совместными усилиями власти, бизнеса и профсоюзов была разработана система мер, смягчившая влияние рецессии. В период кризиса ключевой для предприятий становится проблема финансирования: сбыта нет, банки не выдают кредиты – обороты резко снижаются, и компаниям приходится сокращать расходы там, где это только возможно, уповая на то, что экономический спад – явление временное и имеющихся ресурсов хватит, чтобы его пережить.
Давайте вспомним, какими были меры поддержки: отсрочка арендной платы за использование лесов, ускорение сроков возврата НДС экспортерам, отсрочки по декларациям и договорам купли-продажи, снижение регионального коэффициента превышения над минимальными ставками. Правительством области рассматривались также вопросы о поручительстве областного бюджета при получении кредитов лесниками. Какие-то из них так и остались на бумаге, другие действительно оказались «палочкой-выручалочкой» для бизнеса.
Но хочу обратить внимание: все эти меры стали результатом откровенного диалога между тремя сторонами - властью, бизнесом и профсоюзами. Того диалога, которого сейчас очень не хватает.
Не случайно в последнее время много говорится о том, что необходимо вновь создавать региональную ассоциацию лесопромышленников. И областные власти, и профсоюзы считают, что бизнес недостаточно инициативен. А может, бизнес просто не понимает, зачем нужны дублирующие инструменты? Есть же коллегия при министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса, и эта площадка не раз подтверждала свою эффективность в качестве инструмента для диалога власти и бизнеса. Коллегия регулярно, не реже одного-двух раз в квартал, собиралась и обсуждала, а самое главное - решала проблемы леспрома. Сегодня коллегия существует только на бумаге: по непонятным причинам ее уже несколько месяцев просто не созывают. Если так и дальше пойдет, бизнес действительно будет вынужден создавать независимую площадку для диалога.
Хотелось бы услышать мнение правительства и профильного лесного министерства по ключевым проблемам лесного хозяйства и лесной промышленности Архангельской области. Куда, как говорится, идем-то?
Отсутствие диалога опасно для такой специфичной, социально нагруженной отрасли, как лесная промышленность. В первую очередь, лесной комплекс – это крупнейший работодатель. И если на уровне крупных городов это ощущается в меньшей степени, то районы области в основном ведь именно от леса и кормятся. Не все в экономике измеряется в категориях прибыли и налогооблагаемой базы. Лесной комплекс создает структуру занятости, тем самым препятствуя оттоку населения из области, помогая жить поселкам и целым районам. Где леспромхоз – там и дороги, и магазины, и пекарни, и переправы…
В ситуации, когда все считают деньги и предпринимают меры экономии, довольно болезненным является вопрос о социальной ответственности бизнеса. Еще год-два назад широко применялась практика заключения соглашений о социально-экономическом партнерстве между правительством области и региональным лесным бизнесом. Суть их состоит в том, что часть арендной платы за использование леса, причитающаяся областному бюджету, может быть направлена на решение насущных задач конкретного муниципального образования.
Здесь хотелось бы пояснить: интересы бизнеса в общем-то прагматичны, и речь идет вовсе не о благотворительности. Ситуация такова, что плата за лес на корню или лесные платежи уходят в основном в федеральный и областной бюджеты, на уровне районов и поселений не остается ничего.
Между тем жители лесных поселков привычно ожидают, что бизнес не должен устраняться от решения социальных проблем тех территорий, на которых он работает. Более того, и нам как работодателям хочется, чтобы в поселках наших предприятий были хорошие дороги, работали больницы и фельдшерско-акушерские пункты, появлялись детские площадки. Это быт наших работников, от него зависит их желание жить и работать в родном поселке. Поэтому мы хотим, чтобы лесные платежи, которые мы вносим, максимально оставались на местах и помогали улучшать жизнь наших тружеников.
Вот пример – в Виноградовском районе при участии холдинга «Соломбалалес» произведен капремонт детского садика «Сказка» стоимостью 8 млн рублей. Сейчас власти района обращаются с просьбой продолжить ремонт садика, чтобы увеличить число мест для воспитанников. И мы готовы участвовать в этом проекте – требуется лишь согласие правительства области. Переговоры пока безрезультатны…
Другой пример – строительство дорог в лесных районах, которыми пользуются и жители, и бизнес. Совсем недавно при участии холдинга построена и введена в эксплуатацию «Сийская перемычка» - участок дороги между двумя технологическими магистралями, выполняющий важнейшую функцию – связать автодорогой Холмогорский и Пинежский районы. Единственная транспортная альтернатива железной дороге Архангельск – Карпогоры!
Сейчас руководство Пинежского района ставит вопрос о необходимости строительства объездной дороги вокруг районного центра, чтобы лесовозы не ездили через поселок. Мы готовы принять участие в проекте, район двумя руками «за», первые лица области на встречах говорят о частно-государственном партнерстве как о приоритетном способе решения дорожного вопроса. Но… проект соглашения вновь «зависает» на уровне исполнителей. Почему – непонятно.
А может быть, сегодня к такому партнерству еще не готова сама власть?