Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото предоставлено Александром Дятловым и из архива редакции | 20.02.2024 17:23:44
Несмотря на введённые меры поддержки лесопромышленного комплекса, производители пеллет остаются в уязвимом положении. Существенное удорожание логистики и низкая стоимость продукции на новых рынках сбыта делают производство топливных гранул нерентабельным. Как результат – лесоперерабатывающие предприятия начали обрастать горами опилок и щепы.
Проблемы, связанные с реализацией производимого в регионе биотоплива, вновь обсудили на заседании комитета Архангельского областного Собрания по лесопромышленному комплексу, сельскому хозяйству, природопользованию и экологии. Своё мнение высказали крупные производители пеллет.
Недостаточная поддержка
Как напомнил в начале заседания председатель комитета Александр ДЯТЛОВ, лесопромышленный комплекс является стратегически важным сектором экономики Архангельской области, который был традиционно ориентирован на внешние рынки сбыта.
«Санкционное давление негативным образом сказалось на социально-экономических показателях региона. При этом наиболее пострадавшими оказались производители пеллет, которые ранее направляли свою продукцию в страны Европейского Союза. Закрытие традиционных рынков сбыта вынудило их переориентировать экспорт на более удалённые страны, что неизбежно привело к росту логистических издержек, – уточнил Александр Владимирович. – Если в досанкционный период доля транспортных расходов составляла около 50 процентов себестоимости продукции, то в настоящее время этот показатель увеличился до 70 процентов. Средств, выделяемых на компенсацию логистических затрат, явно недостаточно. Необходимо увеличение субсидирования расходов на перевозку пеллет».
Сегодня существует два вида транспортных субсидий: специальная федеральная программа, направленная на поддержку организаций, поставляющих промышленную продукцию ЛПК через порты Северо-Запада, и транспортная субсидия из федерального бюджета на перевозку промышленной продукции на экспорт. Как сообщают лесопромышленники, в текущем году средства на выплату первой субсидии не предусмотрены. А на экспортную субсидию, помимо ЛПК, претендуют предприятия металлургической и химической промышленности. Общая сумма на год – более 7 млрд рублей, но при этом есть ограничения по компенсации расходов. Производителям пеллет едва ли удастся «выхватить» хотя бы небольшую сумму.
«Предприятия лесопромышленного комплекса Архангельской области за счёт субсидии могут покрыть не более шести процентов своих убытков. И средства пойдут на компенсацию поставки пиломатериалов, а до пеллет и дело не дойдёт», – полагает Александр Дятлов.
Красное море – зона риска
По словам заместителя генерального директора ООО «ГК «УЛК» Натальи ПОНОМАРЁВОЙ, основным рынком сбыта пеллет сегодня является Южная Корея, и многие производители наладили отправки гранул в этом направлении. Избыток предложений неизбежно сказался на стоимости топлива.
«С ноября 2023 года до середины января 2024 года стоимость закупки пеллет в портах Южной Кореи снизилась со 123 до 99 долларов за тонну, то есть практически на 20 процентов. Увеличивается стоимость фрахта, страховых расходов – на 25-30 процентов. Всё это вызвано той ситуацией, которая развивается на Красном море», – отметила Наталья Михайловна.
Специалисты компании просчитали альтернативный маршрут в Азию вокруг Африки: время доставки груза увеличится на 10-13 дней, а ставка фрахта – на 10-15 долларов за тонну.
«Эти факторы приводят к тому, что мы отгружаем пеллеты с убытком 45 долларов за тонну. Чтобы продолжать их производить и не «зарастать» древесными отходами, которых сегодня скопилось огромное количество, необходима поддержка государства в виде компенсации затрат на доставку пеллет. И это должна быть отдельная мера поддержки, потому что на конкурсной основе у производителей топливных гранул получить субсидию просто не получается», – подчеркнула заместитель гендиректора ООО «ГК «УЛК».
С ней согласились руководители ЗАО «Лесозавод 25», и ООО «Регион-лес». Сегодня в бедственном положении находятся практически все производители пеллет. При этом ситуация грозит не только остановкой выпуска продукции, но и реальной экологической проблемой. Горы опилок продолжают расти, и скоро их будет уже негде складировать.
«Наши затраты на фрахт в среднем по году составляют более 3 миллиардов рублей. Это только по пиломатериалам. В случае выделения субсидии мы сможем компенсировать лишь 500 миллионов рублей. А по отгрузке пеллет компенсаций не будет. Пеллеты необходимо выделить в отдельный вид продукции, для которого нужна своя мера поддержки, – считает генеральный директор ЗАО «Лесозавод 25» Дмитрий КРЫЛОВ. – Сегодня, кроме поставки гранул в Южную Корею, других вариантов практически нет. Мы отправляем продукцию и на внутренний рынок, но только в зимний период и в ограниченном объёме. Ситуация критическая, и строительством котельных проблему полноценно не решить. Ведь тот объём, который необходим этим объектам, - малая толика того, что производится крупными лесозаводами. К тому же, остаётся задача утилизации опилок».
Строительство – не раньше мая
На заседании обсуждалось и строительство в Архангельской области котельных, которые будут работать на биотопливе. Это одно из поручений Президента РФ по поддержке лесопромышленной отрасли.
Как напомнил заместитель министра ТЭК и ЖКХ Архангельской области Сергей ДЕМЕНТЕЙ, в 2024 году в регионе за счёт средств специального казначейского кредита запланировано строительство 20 пеллетных котельных общей мощностью 48 МВт. Наибольшее их количество – 14 единиц – появится в Устьянском округе, три – в Приморском округе, две - в Архангельске и одна - в Плесецком округе.
«Введение их в эксплуатацию позволит увеличить ежегодное потребление пеллет на 27 тысяч тонн. В настоящее время муниципалитеты завершают проведение технологического и ценового аудита (ТЦА) обоснования инвестиций на строительство котельных, – рассказал Сергей Валерьевич. – По шести ТЦА уже получены положительные заключения: по двум котельным в Архангельске, трём в Приморском округе и одной в Устьянском. Администрациями Архангельска и Приморского округа начата подготовка к проведению закупочных процедур».
Введение в строй в Архангельской области 20 пеллетных котельных позволит обеспечить сбыт не более 5% от максимальной годовой мощности производств топливных гранул на территории региона.
Ожидается, что до конца мая будет завершена подготовка проектной документации и начнутся непосредственно строительно-монтажные работы.
«Самое основное здесь – это заказ оборудования, которое изготавливается примерно 4-6 месяцев», – подчеркнул заместитель министра.
Нужно ли котельной благоустройство?
Участники встречи также обсудили перспективы привлечения частных инвестиций.
«Весь вопрос в цене. Как показывает тот же технологический и ценовой аудит, строительство пеллетных котельных выходит на 40 млн рублей за один мегаватт. К примеру, газовая котельная, которая сейчас строится на Левом берегу, даёт 13 млн рублей за мегаватт, и то мы считаем, что это дорого. При этом она в три раза дешевле пеллетной. Так что инвесторы не проявляют особой заинтересованности в таких объектах из-за их дороговизны», – пояснил Сергей Дементей.
На это высказывание отреагировал генеральный директор ООО «Регион-лес» Дмитрий ГВОЗДЕВ: «Давайте будем честными. Когда зашла речь о бюджетных средствах, ТГК-2 и «Росводоканал» дали такие условия на подключение, словно решили все свои инвестиционные вопросы закрыть за счёт строительства пеллетных котельных. Посмотрите ТЦА: само котельное оборудование, строительство котельных занимает в общей структуре расходов не такую значительную часть. При этом ТГК-2, «Росводоканал» запросили по 30, 70 млн рублей. А где-то вообще предусмотрено строительство пожарного водоёма. На благоустройство направят 15 млн рублей: цветы, что ли, решили посадить, деревья какие-то особенные? Также удивила дорога с асфальтобетонным покрытием, которую проложат до новой котельной. Конечно, в этом случае затраты получаются колоссальные. Но зачем всё это, если стоит вопрос выживания бизнеса?!» - задаётся вопросом топ-менеджер.
Как отметил Дмитрий Юрьевич, реальная стоимость строительства пеллетной котельной без всей этой «допнагрузки» получается значительно меньше.
«Безусловно, пеллетное топливо дороже газа. Но когда в западных странах перестраивалась энергетическая система и мы были участниками этого процесса, компании устанавливали не монотопливные котлы, а комбинированные, работающие на нескольких видах топлива. И использовали то, которое на данный момент выгоднее и доступнее. Почему бы и нам такие варианты не рассмотреть, вместо того, чтобы возвращаться к дровам и щепе? Нужно двигаться вперёд», – подчеркнул директор ООО «Регион-лес».
Также обсуждалась возможность расширения применения биотоплива за счёт перевода на него 94 котельных, принадлежащих Министерству обороны РФ. Сегодня они работают на угле и мазуте. Было решено обратиться с этим вопросом в Минобороны, а также направить обращение в адрес Правительства РФ с просьбой ввести отдельную федеральную субсидию на транспортировку пеллет на экспорт.