Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото: Алексей Липницкий | 27.06.2014 08:20:35
Смена собственника пошла скорее на пользу Архангельскому траловому флоту: по крайней мере, об этом говорят итоги работы предприятия за пять месяцев, прошедших со дня передачи полного пакета акций АТФ от Росимущества к ООО «Вирма». Грузовой участок в Маймаксе буквально завален рыбой, база техобслуживания — заказами на ремонт судов. Возобновил выпуск продукции рыбоперерабатывающий завод АТФ.
Находившийся в госсобственности Архангельский траловый флот, напомним, был продан в январе 2014 года за 2,2 млрд рублей при стартовой цене 1,8 млрд. Аукцион выиграла компания «Вирма», входящая в Северо-Западный рыбопромышленный консорциум (СЗРК).
Основные опасения правительства области и коллектива АТФ по поводу сделки были связаны с тем, что СЗРК, имеющему активы в портах Мурманска и Санкт-Петербурга, возможно, окажется не нужна береговая инфраструктура в Архангельске. Если так, неизбежны массовые сокращения докеров, а в худшем случае — продажа имущества и ликвидация Маймаксанского грузового участка (рыбного порта) и базы техобслуживания судов.
В одном из первых интервью новый гендиректор ОАО «Архангельский траловый флот» Алексей ЗАПЛАТИН отметил, что на начальном этапе АТФ станет «огромной обузой, причем не только для «Вирмы», но и для консорциума в целом». Ранее на покупку предприятия и курс «интенсивной терапии» компания взяла в Сбербанке целевой кредит на сумму 3,5 млрд рублей. Возник вопрос: неужели только ради квот на вылов рыбы?
Позднее между «Вирмой» и правительством области под контролем Росимущества было подписано акционерное соглашение. Покупатель АТФ взял на себя обязательства не сокращать численность работников тралфлота более чем на 5%, и поставлять не менее 25% продукции на региональный рынок. Пока соглашение заключено сроком на пять лет и, по отзывам руководителя областного агентства по рыбному хозяйству Алексея КОРОТЕНКОВА, собственник АТФ исполняет его без оговорок.
«Да, в какой-то момент мы действительно не видели перспектив для сохранения Маймаксанского грузового участка (МГУ), — поясняет Алексей Заплатин. - Дело в том, что холодильное оборудование в порту, хоть и проработало до нас всего пять лет, было установлено не совсем правильно с технической точки зрения, и сейчас его приходится практически полностью менять. Это стоит безумных денег. Боялись, что просто не успеем до начала «горячего сезона» провести модернизацию, и поэтому начали сокращать докеров. Впоследствии почти все они были приняты обратно».
По словам начальника МГУ Максима ДРЕГАЛО, холодильники, за исключением одного, запущены и загружены. Суда в порт приходят регулярно, причем не только принадлежащие АТФ. Если раньше убытки береговых подразделений тралфлота покрывались за счет доходов от промысла, теперь им поставлена задача зарабатывать на жизнь самостоятельно. Такой стиль управления понравился не всем, однако сейчас и грузовой участок, и база техобслуживания (БТО) рентабельны.
«База техобслуживания не работала года два, - продолжает директор АТФ. - Сейчас она уже обеспечена заказами на ремонт судов до конца 2014. Конечно, и на БТО оборудование нужно менять, но пока денег ни на что не хватает. Задача сегодняшнего дня — восстановить то, что имеет смысл восстанавливать, и на этом зарабатывать».
Из 23 судов АТФ, по первоначальной оценке нового собственника, в рабочем состоянии находились только пять — они и осваивают квоты. Еще несколько траулеров подлежат ремонту, остальные решено было отправить на металлолом. В то же время в мае тралфлот обзавелся «иномаркой», сменившей название с «Карелии» на «Холмогоры»: судно построено в 1998 году на датской верфи для другого, тоже российского, покупателя и считается одним из лучших на вторичном рынке.
С начала навигации тралфлотом выловлено около 40 тысяч тонн рыбы: трески, пикши, морского окуня, зубатки, путассу, скумбрии, сельди и т. д. Квота (36 тысяч тонн по донным породам и 52 тысячи тонн по пелагическим) использована почти наполовину и, в отличие от 2013-го, в этому году, скорее всего, будет освоена полностью.
После нескольких месяцев вынужденных «каникул» возобновил производство и тоже уже перешел на самоокупаемость рыбоперерабатывающий завод АТФ.
«Остановить завод легко — попробуйте запустить заново: люди поуходили, система сбыта была нарушена, - рассуждает Алексей Заплатин. - Пока планируем выпускать до 25 тонн продукции в месяц — это примерно в три раза меньше, чем в лучшие времена».
Директор завода Алексей ФИЛЕВ (на снимке вверху) дипломатично отвечает на вопросы о внедрении новых технологий: АТФ по-прежнему, к примеру, закупает для коптильных печей только опилки определенных пород дерева на местном предприятии. Довольно дорогой, но проверенный метод. Есть, конечно, способы коптить рыбу быстрее и дешевле, однако тогда она будет только пахнуть «дымком».
«Наша продукция - товар брендовый, с которым можно выходить на рынки других регионов, - уверен Алексей Заплатин. - Но розничная торговля не самоцель для тралфлота: наша дело — поймать и привезти сюда рыбу, дальнейшее — прерогатива ритейла. Мне вообще не очень понятно, когда, к примеру, со сменой владельца АТФ напрямую связывают какие-то изменения цен на треску и пикшу на прилавках магазинов».
Как утверждает руководство тралфлота, после прихода «Вирмы» непосредственно по сокращению не был уволен ни один человек: кто-то вышел на пенсию, кто-то перевелся на другие суда и береговые участки СЗРК, некоторые работники ушли из АТФ по соглашению сторон. В то же время средняя зарплата на предприятии увеличилась на 33% - до 40 тысяч рублей.
«Кадровый потенциал в период неопределенности был потерян, и нам еще предстоит его восстанавливать, - констатирует Алексей Заплатин. - Если говорить об общем финансовом положении АТФ (за первые пять месяцев 2014-го выручка составила 1,1 млрд рублей — чуть больше, чем за январь - май 2013 года. — Прим. ред.), с долгами рассчитались практически полностью, за исключением крупного кредита, взятого прежним собственником в «Собинбанке». Так что, наверное, мы существенно продвинулись в решении текущих проблем: теперь я все чаще слышу вопросы уже не о том, есть ли работа на завтра, а о перспективах флота, предстоящих ремонтах, квотах на 2015-й... Это уже радует».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Николай ЗВЯГИН, капитан траулера АТФ «Конотоп»:
- Могу уверенно говорить только за свою команду, но смену собственника восприняли спокойно. Флот устарел, и было понятно, что государство не планирует вкладываться в его модернизацию. Почти все суда пришлось бы списывать, а новые никто покупать или строить не обещал. Приватизация — логичный шаг. Что особенно важно для нас - капитанов, для ветеранов - сохранилась инфраструктура АТФ: порт, доки, рыбзавод. Людей с предприятия ушло много, но поскольку и судов стало гораздо меньше, есть кому работать.