Татьяна ПОТАПОВА. Фото: Алексей Липницкий | 20.11.2014 04:05:51
Кризис, кризис, кризис — это слово давно каждому набило оскомину. Но рекламисты априори должны быть людьми позитивными, иначе пиши пропало. Для них в шторм важно не просто выжить, а найти путь к новым берегам. «БК» собрал вместе в теплой атмосфере фьюжн-кафе «Терасса» ведущих PR-специалистов Архангельска, чтобы обсудить, как меняется местный рынок рекламы, какие каналы продвижения самые эффективные и кто виноват, если реклама не сработала?
«Сегодня балом правят федеральные компании, которые в регион приходят со своей концепцией, логотипами, брендами и рекламными партнерами, - отмечает директор агентства маркетинговых коммуникаций «Новая линия» Алена СВЕТУШКОВА. - За последние несколько лет рекламный рынок Архангельска стал по сути своей вторичным. Но федералы не знают нашей специфики, поэтому работа для местных?? PR-специалистов всегда найдется. Важно вовремя понять, сотрудничают с тобой или просто используют. И браться, конечно, нужно за любую работу. Ни одно из рекламных агентств не может позволить себе такой роскоши, как узкая специализация».
А что же местные компании? По мнению пиарщиков, лишь единицы из них хотят и, главное, имеют возможность нанять специалистов для проведения комплексной рекламной кампании. Во-первых, в регионе мало производителей, которые нуждаются в продвижении собственных марок. Во-вторых, владельцы бизнеса не верят в эффективность рекламы.
Алена Светушкова, к примеру, рассказала, что несколько раз сталкивалась с ситуацией при работе с местными заказчиками, когда завершать акцию в магазине приходилось значительно раньше намеченного времени - банально заканчивался акционный товар, а оперативно подвезти новую партия не было возможности. Получается, в компании, организуя акцию для увеличения объема продаж, изначально не верили в результат?
Реклама сработала, а продаж нет...
Это при том, что с акциями в магазинах все предельно просто: выручку можно подсчитывать каждый вечер. А когда речь идет о традиционных каналах распространения рекламы: Интернет, средства массовой информации,? «наружка», флаеры - покупка оказывается отодвинутой во времени. Это само по себе позволяет сомневаться в эффективности рекламы. Как понять, сработала реклама или клиент пришел сам?
«В прайсе на размещение я четко указываю не только дату выхода журнала, но и даты работы рекламы, - говорит коммерческий директор журнала Magazin Дмитрий ПРОКУДИН. - При желании руководитель компании по притоку клиентов может оценить эффективность рекламы».
Но отслеживают не все и далеко не всегда.
«Когда меня спрашивают: «Вы будете нести ответственность за количество продаж?», я отвечаю:? «Нет», - говорит Алена Светушкова. - Я могу нести ответственность только за? количество человек, увидевших рекламу и обратившихся в вашу компанию. Дальше идет прямая продажа. Включается множество факторов: от ассортимента товаров, представленных в данный момент на прилавке, до компетенции и внимательности продавца. Перевести потенциального клиента в разряд реального потребителя задача компании, а не рекламиста».
Часто случается, что, заинтересовавшись услугой, клиент несколько раз безрезультатно звонит на указанный в рекламе номер телефона. Аппарат не отвечает или временно не доступен. Потенциальный покупатель потерян. Аналогичная ситуация с интернет-ресурсами, которые должны постоянно актуализироваться, но этого не делается. Нет обратной связи — реклама никогда не сработает.
Ищите маркетолога
«Плодотворность работы СМИ или рекламного агентства с компанией часто зависит от того, кто возглавляет отдел маркетинга, - отмечает управляющая РА «Первая студия» Мария СКОМОРОХОВА. - Случается, что один и тот же клиент уходит, приходит, а затем снова возвращается – благодаря маркетологу».
Или где-нибудь в Москве такой же маркетолог, но уже федерального масштаба,? решает, что рекламироваться нужно только в Интернете, и полностью урезает рекламные бюджеты для печатных СМИ. А в провинции бизнес стонет, потому что здесь интернет-реклама только набирает обороты, но продавать-то нужно уже сегодня.
«Рынок все расставит на свои места, и рекламодатели вернутся туда, где было эффективно, - уверен Дмитрий Прокудин. – Вопрос - доживет ли до этого светлого часа издание».
Уходим в Интернет?
По мнению проректора Северного института предпринимательства (СИП), директора Школы развития бизнеса Джея Абрахама Олега ПАВЛОВА, огромная проблема в том, что средства массовой информации не анализируют свою аудиторию, так же как рекламодатель часто не знает своего клиента.
«Областное ТВ заявит, что их смотрит вся область, городское — весь город, цифры никто не озвучивает. А если и назовут, то, скорей всего, они ничем не подтверждены: исследование аудиторий местных медиа уже давно не проводится», - подтверждает директор агентства наружной рекламы «Факел», один из создателей сайта News29.ru Сергей ДОЛГОБОРОДОВ.
Он уверен, что тенденция ухода рекламодателей в Интернет сейчас очевидна и понятна. Дело в том, что помимо использования в сетевой рекламе новейших медиатехнологий, присущих телевидению и радио, Интернет как раз позволяет отслеживать эффективность размещения информации на том или ином ресурсе. Разумеется, при условии подключения к ним сервисов статистики и обработки метрических данных.
Впрочем, вопрос о том, где лучше всего рекламироваться, весьма спорный. Олег Павлов уверен, что наиболее действенна e-mail рассылка. Мария Скоморохова и Алена Светушкова считают, что самый верный и, к слову сказать, самый востребованный способ - прямой контакт с аудиторией: различные акции и дегустации в магазинах, раздача флаеров.
На гребне массовой культуры
«Важно не только где, но и как подавать рекламу, - подчеркивает главный редактор журнала Magazin Андрей ЖДАНОВ. - С точки зрения качества формирования и подачи рекламы Архангельск держит высокую планку в сравнении со многими российскими городами. Но я как гражданин, тем не менее, нередко страдаю от визуального кошмара, который творится на наших улицах. Сознанием огромного количества людей правит массовая культура, которая порождает ложное представление: может кто-то, смогу и я. Зачастую рекламодатели пренебрегают мнением профессионалов. Как результат, появляется низкокачественная рекламная продукция».
Это, по мнению Алены Светушковой, вполне объяснимо: в большинстве стран, на которые мы ориентируемся в оценке эффективности брендов, профессионалы и заказчики выросли в среде, где реклама присутствует около 120 лет. Архангельскому рынку рекламы максимум 25 лет, а для качественного роста необходимы время и профессиональная подготовка кадров. С последним все сложно.
«Так называемые PR-специалисты, которых выпускает САФУ, на практике оказываются совершенно неготовыми работать, - отмечает зам. главного редактора журнала «Уютный дом» Анна МИХИНА. - Образовательный процесс лет на десять, а то и двадцать отстал от реалий сегодняшнего дня. О каком творчестве можно говорить?»
Новоиспеченные специалисты пишут на каком-то совершенно несовременном языке. Либо приходят с интересными, но абсолютно нереализуемыми идеями. По мнению Алены Светушковой, единственный вариант качественно изменить рынок - самим рекламистам начать сотрудничать с САФУ и взращивать молодое поколение. Впрочем, мало кто из загруженных текущей работой специалистов готов на такой альтруистический поступок.