Александр ИВАНОВ, эксперт «БК» | 10.03.2016 23:30:09
В прошлом веке, столкнувшись с первыми программными выступлениями первого лица, решил проверить исполнение обещанного за предыдущие два-три года - не осознав, что не к добру, решил. Осознал, когда в областном Собрании рассказывал о выполненных 5-7% от заявленных в программах намерений и, соответственно, об остальных – не исполненных. Время было демократичное, сессии проходили не скучно, поэтому депутаты прогнали меня с трибуны, чтобы не убивал мечту о светлом будущем.
Разрушать мечты в стране со сложным настоящим равносильно разрушению государственных устоев.
Сейчас настоящее сложнее сложного, да и в народе мечтателей поубавилось, потому попробуем посмотреть на сказанное совсем недавно о будущем нашей области немного со стороны, чтобы понять, каков будет процент выполненных намерений.
Региону нужны современные инструменты для привлечения инвестиций, сказал губернатор в своем недавнем послании депутатам областного Собрания. Очень правильно! «Пора переходить от слов к делу, – продолжил он. – Поручаю агентству стратегических разработок совместно с профильными исполнительными органами государственной власти обеспечить реальное внедрение современных инструментов инвестиционной политики».
Если бы он не назвал эти инструменты: «модернизация инвестиционного законодательства в части государственно-частного партнерства, специальных инвестиционных контрактов и выделения земли под масштабные инвестиционные проекты», то инструменты, может быть, и поискали бы. Но после сказанного искать незачем. Будут «модернизировать» нормативные правовые акты в указанных направлениях. Такова природа нашего российского, имперского (imperativus (лат.) - повелительный) стиля руководства.
Надо бы не модернизировать имеющееся инвестиционное законодательство, а просто следовать ему, отчитываться за выполнение и зарплату получать именно за выполнение. Но аппарат работает иначе. Будут пытаться привлекать инвестиции перечисленными инструментами, что сродни кувалде. Этими инструментами обычно «выбивают» деньги у тех, кто уже «попал на вложения», но привлечь новых инвесторов, предлагая им государственно-частное партнерство или возможное выделение земли под «масштабные проекты», вряд ли удастся. Неудачи афишироваться не будут, зато будут бравые внутрисистемные отчеты о модернизации инвестиционного законодательства.
«Ну и что? – спросите вы. – Ты сам-то знаешь хоть один толковый инвестиционный инструмент, сам-то видел в России хоть что-то лучше административного прессинга?». И правда, нет у нас ничего универсальнее, чем «административная кувалда». У нас нет. Но там, у «них», есть, и мы понемногу пытаемся их инструментами работать.
Например, подержали в руках инструмент с названием «инвестиционный фонд». Он массово применялся в России два раза и, примененный не в целях развития инвестирования, а в иных, неудобных для него, оставил не очень лестные воспоминания. В первый раз мы с его помощью попрощались со своими приватизационными ваучерами. Во второй в докризисные (до 2008 года) времена нас призывали вкладываться в ПИФы (паевые инвестиционные фонды), но вновь этот инструмент «к рукам» не пришелся. Остались ПИФы в Москве при крупных банках. В провинции сегодня этот инструмент не применяется.
Может, получится как-то «заточить» его под наш «инвестиционно-слесарный» навык? Если это будет инвестиционный фонд, управляемый хозяйственным обществом, с контрольным участием в нем нашей области, а вложенные в этот фонд инвестиции область застрахует своим бюджетом и средства фонда будет размещать в ликвидные активы, экономику которых область тоже будет контролировать, то инвесторов привлечь можно даже под не самые большие дивиденды.
Сейчас бизнес сжимается, капитал выводят из проектов, но капитал требует новых размещений, и областной ПИФ не самый худший вариант, в том числе и для местных инвесторов. Конечно, все придется делать тоньше, умнее и деликатнее, чем написано, но должны же ребята отрабатывать бюджетные зарплаты! Мы только учимся управлять рыночной экономикой, очень трудно учимся. Даст бог – научимся.
Один из «законов Мёрфи» гласит: «В управлении доминируют два типа людей: те, кто разбираются в том, чем не они управляют, и те, кто управляет тем, в чем они не разбираются». Как бы хотелось, чтобы у нас доминировал первый тип управленцев!