ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

«Золотая середина» налога на имущество: спорный законопроект изменён с учётом интересов бизнеса


Ирина ФОКИНА | 14.10.2017 18:00:04
«Золотая середина» налога на имущество: спорный законопроект изменён с учётом интересов бизнеса

Рабочая группа, занимавшаяся анализом проекта областного закона о введении налога на имущество организаций в зависимости от его кадастровой стоимости, приняла окончательное решение. Перед вторым чтением документ изменен с учетом предложений депутатов регионального парламента и мнения предпринимателей.

Как считают члены рабочей группы, в таком виде закон позволит адаптировать бизнес к увеличению налоговой нагрузки и пополнить доходную часть казны.

Напомним, на июньской сессии областного Собрания в первом чтении был принят законопроект о введении налога на имущество организаций, работающих по специальным налоговым режимам (в частности, по ЕНВД и упрощенной системе), в зависимости от его кадастровой стоимости – с 1 января 2018 года.

В целях сдерживания роста нагрузки на предпринимателей предусматривался пакет преференций: налоговый вычет в виде кадастровой стоимости 150 кв. м с одного объекта по выбору налогоплательщика, поэтапный переход с пониженными ставками: 1,5% в 2018-м, 1,8% в 2019-м и только в 2020-м и последующие годы – 2%. Для организаций потребкооперации устанавливалась льготная ставка в размере 0,5% в отношении имущества, расположенного в сельских населенных пунктах, не являющихся районными центрами.

«В первом чтении закон принимался в условиях, заданных федеральным центром. Налоговые ставки сразу определялись в размере 1,5-2%, а это очень большая нагрузка на бизнес. Рабочая группа должна была найти «золотую середину»: адаптировать закон к нашим социально-экономическим реалиям», – пояснила заместитель председателя Архангельского областного Собрания депутатов Надежда ВИНОГРАДОВА.

На первом заседании рабочей группы обсуждались шесть «смягчающих» поправок, пять из которых были отклонены.

На втором заседании, состоявшемся 10 октября, подробно анализировалась единственная «устоявшая» поправка – Надежды Виноградовой. Вице-спикер предложила не использовать налоговые вычеты и разделить объекты налогообложения на две категории. Первая – административно-деловые и торговые центры, нежилые помещения общей площадью до 900 кв. м, которые будут облагаться налогом по ставке 0,3% в 2018-м, 0,5% в 2019-м, 0,7% в 2020-м, 1% в 2021-м и последующие годы. Вторая категория – недвижимое имущество общей площадью свыше 900 кв. м со ставками 1% в 2018-м, 1,5% в 2019-м, 2% в 2020-м и последующие годы. Для организаций потребкооперации на селе предусматривается пониженная ставка 0,3%.

В ходе обсуждения законопроекта появились и новые предложения.

dracheva_AA_light.jpg«После первого заседания рабочей группы мы решили съездить в Северодвинск и посмотреть, что происходит в домах быта, владельцы которых очень серьезно защищали свою позицию, – рассказала заместитель председателя комитета по земельным отношениям и строительству Антонина ДРАЧЁВА. – Мы убедились в том, что бытовое обслуживание – это практически производство, которое нужно поддерживать, особенно в моногородах».

Так в проекте закона появился новый пункт: для организаций, оказывающих бытовые услуги устанавливается пониженная ставка в размере 0,3%. Условием льготного налогообложения при этом является фактическое использование в указанных целях в среднем в течение года не менее 40% основной площади здания. Льгота распространяется только на недвижимость, построенную до 1990 года.

kazarinov_ve.jpg«Очень здорово, что проявлено такое внимание к предприятиям бытового обслуживания, – выразил свое мнение председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Виктор КАЗАРИНОВ. – Надеюсь, этим мы дадим знак предпринимателям, что «бытовка» – очень важная сфера бизнеса, которая находится на грани социальной деятельности. Возможно, на фоне нынешнего переизбытка торговых площадей в больших городах области люди пойдут на то, чтобы действующие ТЦ перепрофилировать с учетом такого подхода».

Еще одну поправку в редакцию законопроекта, предложенную Надеждой Виноградовой, вынес на обсуждение заместитель председателя комитета по земельным отношениям и строительству Михаил ПАЛКИН. По его мнению, размер налога, которым планируется облагать жилые дома и помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, слишком большой: 1,5% в 2018-м, 1,8% в 2019-м, 2% в 2020-м и последующие годы.

«Лучше бы вообще не облагать такую недвижимость налогом, но я понимаю мотивацию региональной и федеральной власти. Поэтому предлагаю уменьшить ставку в два раза и растянуть переходный период до четырех лет: 0,3% в 2018-м, 0,5% в 2019-м, 0,7% в 2020-м, 1% в 2021-м и последующие годы. Этот налог будет особенно ощутимым для застройщиков, которые работают в районах, где недвижимость малоликвидна, потому что кадастровая стоимость зачастую гораздо выше рыночной. Компании будут взвешивать риски и десять раз подумают, прежде чем заходить на те или иные территории», – добавил депутат.

Предложение Михаила Палкина решено дополнительно проанализировать. На осеннюю сессию областного Собрания законопроект будет внесен с поправкой Надежды Виноградовой, уточненной в отношении домов быта. 

Прямая речь

vinogradova_deputat.jpgНадежда ВИНОГРАДОВА, заместитель председателя Архангельского областного Собрания депутатов:

– Результатом двух заседаний рабочей группы стало то, что мы нашли «золотую середину» – и пополним казну, и сохраним бизнес. Администрирование будет простым: никаких налоговых вычетов, никаких льгот – пусть мало, но платить должны все. Наши поправки в законопроект позволят адаптировать предпринимателей к увеличению налоговой нагрузки. Переходный период обезопасит область от того, что субъекты бизнеса начнут массово прекращать свою деятельность.

kulyavcev_ivsv.jpgИван КУЛЯВЦЕВ, уполномоченный при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей:

– Отмечу, что правительство региона изначально выражало готовность к широкому общественному обсуждению законопроекта и его доработке. Общими усилиями, в том числе на заседаниях рабочей группы, мы постарались максимально смягчить последствия принятия закона для малого и социально значимого бизнеса. Однако при этом не удалось сохранить норму по налоговым вычетам на квадратные метры. Компромиссный подход - «лучше меньше, но платить должны все» - был поддержан большинством участников обсуждений.

Цифры

В соответствии с измененным законопроектом под налогообложение подпадет 445 организаций, в собственности которых находится 1139 объектов суммарной площадью 545,6 тысячи кв. м. Их общая кадастровая стоимость 6,5 млрд рублей. По предварительным расчетам, принятие отредактированного законопроекта позволит дополнительно получить в областной бюджет 56 млн рублей в 2018-м, 84 млн рублей в 2019-м, 113 млн рублей в 2020 году. Средняя нагрузка на объект до 900 кв. м составит 8,9 тысячи рублей в год, на объект свыше 900 кв. м – 71 тысяча рублей ежегодно.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5