ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Владимир Карпов: «Любым процессом нужно управлять»


Беседовал Андрей САХАРОВ. Фото: Алексей Липницкий | 21.11.2014 04:12:32

altПредприниматель, заместитель председателя постоянной комиссии по финансам и бюджету городской Думы Архангельска, «справедливоросс» Владимир КАРПОВ уверен, что в городе есть невостребованные налоговые резервы, а ряд набивших оскомину проблем можно решить за счет взвешенного подхода.

- Простой вопрос, Владимир Дмитриевич: зачем вы пошли в депутаты?

– Я много занимаюсь общественной работой. Являюсь членом Совета отцов, председателем общественной организации «Территория жизни». Полагал, что депутатский мандат поможет быстрее делать эту работу, но все оказалось не так просто, как виделось издалека. Чтобы как-то систематизировать все, что произошло за год депутатства, и осмыслить пройденный этап, я составил отчет. Он представлен на странице городской Думы.

Так вот, в начале отчета написано: «1 сентября 2013 года в первый класс пошел мой сын Арсений, а я в этом месяце пошел на первую свою сессию в городскую Думу. Арсений выглядел за партой растерянно и испуганно. Я за огромным столом Думы чувствовал себя примерно так же». Вот только в отличие от первого класса, где на домашнюю работу у сына уходил час, подготовка к сессиям занимает больше недели.

– Когда вы втянулись в депутатскую работу, какая проблема заинтересовала больше всего?

– Я полностью разобрался в земельном налоге и представляю, как увеличить его поступление в городскую казну. К сожалению, в городской бюджет не поступают деньги за более чем 3 тысячи земельных участков, занимаемых многоквартирными домами. А все потому, что налоговики и?  Кадастровая палата при расчете имущественного налога?  никак не могут увязать между собой землю и объекты, связанные с землей.

На федеральном уровне много говорилось о введении единого налога на недвижимость, а по факту все равно сохранили две выплаты: на имущество и на землю, причем навертели такого… По новым правилам расчета налога на имущество налоговой базой является его кадастровая стоимость, которая была утверждена постановлением Правительства Архангельской области. Но насколько правильно оценено имущество - еще вопрос. Мы помним, какой шквал судебных исков был после новой оценки.

Но есть еще один нюанс: не везде выделены границы земельных участков вокруг домов и земля не включена в состав общего имущества собственников, поэтому и нет базы для налогообложения. То есть городской бюджет недополучит внушительную часть планируемых доходов.

Надо сказать, что федеральные власти возложили обязанность по формированию земельных?  участков на муниципалитеты, и мэрия потратила немалые деньги на эту работу: часть участков была сформирована. Но эти усилия оказались бессмысленными. Дело в том, что в свидетельствах жителей многоквартирных домов на право собственности нет ни слова о том, что это жилье находится в многоквартирном доме и собственник имеет долю в его общем имуществе, которое включает в себя и подвалы, и земельный участок.

Формально вроде бы ее определить нетрудно – с этой задачей любой школьник справится. Однако Кадастровая палата этого не делает. Там считают землю и помещения отдельно, потому что у ведомства нет соответствующего регламента. По законодательству, говорят в палате, необходимо общее собрание жильцов дома, на котором они должны принять доли в общем имуществе, а уж потом палата поставит их на учет.

А как это сделать с учетом всех нюансов? Во-первых, люди просто не приходят на собрания. Во-вторых, зачастую у одной квартиры несколько собственников, и у каждого из них должна быть своя доля в общем имуществе. И ситуация постоянно меняется.

Увы, горожане еще и радуются: не надо платить за имущество, скажем, 300 рублей в год. И не понимают, что бесхозную землю мэрия на законных основаниях может отвести, например, под гаражи. В результате потом архангелогородцы идут к нам жаловаться на чиновников. Понять людей можно, но принимать их позицию – нельзя.

– Что же делать?

– По-моему мнению, надо менять юридический подход. По законодательству квартира – это отдельный объект. На самом деле таковым надо считать дом и регистрировать право собственности на долю в нем. Это и будет точка расчета имущественного налога. Вообще, в юридической проблематике очень трудно разобраться. Порой читаешь книги по юриспруденции, так мозг кипит от их содержания, при этом донести до юристов свою позицию сложно.

– У вас?  есть свой взгляд?  на функционал пассажирского транспорта в Архангельске?

– Эта тема поднимается на каждой сессии. В советские времена водитель автобуса был примером для подражания: вежлив, добросовестно относится к своим обязанностям. А сегодня в Архангельске вечерами автобуса не дождешься. По моим наблюдениям, представители этого бизнеса и чиновники никого не слышат и руководствуются только собственными интересами.

Получается, власть не управляет этим сегментом городской жизни. В результате «автобусники» варятся в собственном соку. На юридическом языке это называется сговором. Трясет эту устоявшуюся систему только недовольство жителей. В конце концов она обрушится, поэтому пора уже восстанавливать управление пассажирскими перевозками.

Как это сделать? Несмотря на постоянные жалобы на несовершенство федерального законодательства, у муниципалитета достаточно рычагов. Например, сейчас любой перевозчик, получив лицензию, может не участвовать в конкурсах мэрии на право работать на том или ином маршруте. По информации Контрольно-счетной палаты Архангельска, более 80% перевозчиков не имеют договорных обязательств.

Считаю, что если выставить на такой конкурс имущественное право, а не собственно маршрут, то ситуация изменится. Предлагаю сдавать в аренду автобусные «карманы» с оборудованным «козырьком» остановкой. Собственники начнут предъявлять претензии нелегитимным пользователям остановок, и возникнут гражданские, а не административные отношения с их требованиями «запретить» и «наказать».

По уму всю землю в городе надо «привязать» к собственникам, тогда будет чистота и порядок. Именно собственник по Административному кодексу несет ответственность за содержание и использование вверенной территории.

– Многие горожане критикуют «автобусников» за использование небольших «сельских» ПАЗиков, хотя их водители считают, что в условиях частых пробок и узких улиц это идеальный по маневренности транспорт…

– Наверное, резон есть и в желании горожан ездить в более комфортабельном транспорте, и в утверждении водителей. В немецком городе-побратиме Эмдене власти начинают задумываться, а не заменить ли часть автобусов большой вместимости там, где это оправданно, более экономичными.

Поэтому я и говорю, что этим вопросом надо управлять, и плясать от логистики. Где-то удобнее и выгоднее будет пустить ПАЗы, а где-то и крупногабаритные автобусы.

– Вы входите в состав экспертной группы по внедрению в Архангельской области?  требований разработанного Агентством стратегических инициатив Стандарта инвестиционной привлекательности. Лично мне до сих пор не ясно, как этим можно привлечь инвестиции…

– С первого заседания экспертной группы я говорил, что у нас практикуется неправильный подход к инвестиционной политике. Все считают, что инвесторы – это предприятия, а во всем мире это физические лица.?  То есть у нас под инвестициями понимаются капиталовложения предприятия в рамках финансового баланса в собственное развитие, а на самом деле это вложение средств физических лиц через покупку его акций.

Поэтому непонятно, зачем стимулировать льготами крупные предприятия области, которые и так вкладываются в собственное производство. У россиян на депозитах лежат огромные средства, вот их и надо привлекать в экономику. Но пока эти деньги не работают, а только обесцениваются. Кроме того, есть профессиональные инвесторы, есть деятели, которые «отжали» нелегитимно деньги у государства и скрываются за границей…

Мы принимаем инвестиционную стратегию, а в ней не сказано, на какие именно средства мы рассчитываем. Не берется в расчет и текущая реальность: сегодня нет экономических проектов со сроком окупаемости меньше трех лет. Скажу больше: средний срок окупаемости любого дела, по моим расчетам, – восемь лет. Таковы реалии развития конкурентной экономики.

Это в 90-х годах прошлого века можно было вложиться, за месяц отбить расходы и заработать.?  Конечно, бывают рискованные проекты с маленькими сроками окупаемости. Но ими занимаются редкие профессионалы, венчурные инвесторы. Риск инвестирования - это их хлеб. Банковское кредитование – это тоже не классическое инвестирование. Оно удлиняет срок окупаемости, а значит, влияет на рентабельность.

Поэтому, когда появится новый производственный проект, под который создадут акционерное общество с привлечением на определенный невозвратный срок средства физических лиц, а власть выступит в качестве гаранта вложений, – это и будет нормальный инвестиционный процесс.?  И такое предприятие будет более стабильно работать. Рынок, особенно в условиях кризиса, заставит нас пойти по этому пути.?  И в этом случае снизятся совокупные затраты, эффективность увеличится, хотя, казалось бы,?  прибавочная стоимость уменьшается. А пока наш рынок представляет собой мешанину из производителей, торговцев и арендодателей. И все вынуждены стремиться сорвать большой куш.

– А пока вместо роста производства мы получаем торговые центры…

– Причем в центре Архангельска! Почему в Москве и Питере крупные ТЦ располагаются на окраинах? В этом заложен большой смысл! Если москвич выбирается в супермаркет «Ашан», то, чтобы не терять потом времени на дополнительные покупки, берет с собой семью.?  Естественно, приходится тратиться и на развлечения для детей. В этом и заключается экономика крупных супермаркетов. Как говорится, съездили и получили все в одном флаконе. А строительство крупных торговых центров в центре города размывает спрос.

Как я уже говорил на страницах «БК», избыток торговых площадей может привести к плохим последствиям. Само по себе строительство – это хорошо. Но для перепрофилирования бизнесу нужно время, а это возможно только с постепенным вводом новых торговых площадей. Как уже говорилось, любым процессом надо управлять, тогда и перекосов не будет.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5