ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Четверг, 28 марта, 2024 19:02

Вагончик тронется, а что останется? В Ленском районе продолжают готовить площадку для размещения ТКО из Москвы


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 24.08.2018 13:54:26
Вагончик тронется, а что останется? В Ленском районе продолжают готовить площадку для размещения ТКО из Москвы

«Вдруг откуда ни возьмись» - самый подходящий зачин для рассказа о происходящем на станции Шиес в Ленском районе. Месяц назад фактически без ведома районной администрации, Правительства Архангельской области и надзорных органов там началась подготовка стройплощадки под некие промышленные объекты, в том числе для хранения твердых коммунальных отходов из города Москвы. Земельный участок столичный департамент ЖКХ и благоустройства взял в аренду у ОАО «Российские железные дороги».


Только 22 августа на заседании в Архангельском областном Собрании депутатов было объявлено о решении потребовать от РЖД объяснений на уровне региона. На протяжении этих трех недель (техника и рабочие на станции Шиес появились 31 июля — 1 августа) ситуация приближалась к социальному и политическому скандалу федерального масштаба.

Ленский сюрприз

Железнодорожная станция Шиес стоит среди лесов и болот. Одноименный поселок был закрыт в 1971 году. До населенного пункта Урдома — 30 км, до границы с Республикой Коми — 4 км по прямой.

Как утверждают приезжавшие в Архангельск из Урдомы представители инициативной группы, первый состав с техникой прибыл на станцию 31 июля. 2 августа сотрудники администрации и жители поселка попытались разведать обстановку.

«На просьбу показать какие-либо документы строители ответили отказом. Всего, по нашим наблюдениям, в Шиес пришло четыре состава. Работает порядка 40 единиц техники, причем большая часть - без госномеров. Буквально в полутора метрах от путей роется котлован, из него постоянно приходится откачивать воду», - рассказывает местный житель Николай ВИКТОРОВ.

Урдомчане обратились в районную администрацию, но выяснилось, что там ситуацией не владеют. В соцсетях и СМИ появилась информация (позднее она была частично подтверждена правительством области), что на станции планируется строительство промзоны, в том числе для хранения ТКО, которые будут доставляться из Москвы по железной дороге. О начале работ не были уведомлены ни региональные власти, ни надзорные органы.

В 2003 году по областному закону станцию Шиес приписали к МО «Урдомское» - в статусе земли населенного пункта. Однако случилась «правовая коллизия»: в 2006 году этот же земельный участок площадью 56 га Российская Федерация предоставила в долгосрочную (до 2056 года) аренду ОАО «РЖД». А железнодорожники отдали территорию в субаренду государственному бюджетному учреждению «Автомобильные дороги» департамента ЖКХ и благоустройства города Москвы.

«У нас есть копия этого договора: он заключен на 11 месяцев с ежемесячной арендной платой около 1 млн рублей, - поясняет депутат Ленского районного Собрания от МО «Урдомское» Людмила МАРЬИНА. - Существует и другой договор, в соответствии с которым сейчас этим участком распоряжается некое ООО «Технопарк». Теперь на станции Шиес планируется круглосуточная приемка и выгрузка составов числом от 55 до 90 вагонов. Вес одного вагона — 60 тонн. На завершающем этапе реализации проекта предполагается освоение от трех до пяти тысяч га площадей. Эту информацию нам предоставили «полевые» организаторы строительства».

После таких «вестей с полей» в Урдоме, а потом и во всем Ленском районе, соседних районах Архангельской области, а также в ближайших населенных пунктах Республики Коми начались общественные волнения, сопровождавшиеся как вполне конструктивными шагами — привлечением внимания к происходящему в соцсетях, подготовкой обращений к губернатору и в прокуратуру, - так и слухами о размещении на станции Шиес чуть ли не радиоактивных отходов и попытками раздуть на этом фоне политический скандал.

Станционный недосмотр

7 августа в Урдому приехал заместитель председателя Правительства Архангельской области Евгений ФОМЕНКО. На встречу с ним пришли более 300 человек.

«Евгений Владимирович объяснил, что некий московский инвестор, имя которого пока не называется, намерен приступить к строительству на территории Ленского района большого промышленного объекта по производству стройматериалов, глубокой переработке древесины и переработке отсортированных ТКО (полезных фракций — металла, стекла, пластика - Прим. ред.). Мы стали спрашивать, где отходы будут выгружаться, как все будет организовано, но четких ответов не получили», - продолжает Людмила Марьина.

Прозвучало также, что кроме «столичных» ТКО здесь же будет перерабатываться мусор, собираемый в Ленском районе.

«В поселке Урдома имеется полигон, который нам передал «Газпром», в него вложено 220 млн рублей. Зачем еще одна площадка? А каковы перспективы деревообрабатывающего производства, если у нас из-за нехватки сырья простаивает множество своих? Инвестор обещает создать около 200 рабочих мест, но для нас этот аргумент не столь существен. Отмечается, конечно, какой-то процент безработицы, однако в этом отношении поселок Урдома — один из самых благополучных в области: бюджет немножко профицитный, работает «Газпром», нефтянка, есть железная дорога и крепкие частные предприятия», - рассуждает депутат.

Стоит отдельно отметить, что региональный оператор по обращению с ТКО в Архангельской области — ООО «ЭкоЦентр» — не имеет никакого отношения к этому проекту.

«Представители компании-оператора к нам тоже приезжали и были очень удивлены: строительство площадки для ТКО в Ленском районе с их планами не стыкуется. В общем, вывод напрашивается такой: соглашения между областью и московскими инвесторами еще только готовятся, оценки воздействия объектов на окружающую среду не проводилось, как и инженерно-геодезических изысканий, презентацию проекта и общественные слушания обещают только в середине сентября, а строительство по факту уже идет! Причем застройщики ведут себя как хозяева территории, не считаясь ни с кем! Мы собрали 4674 подписи под обращением против размещения полигона на станции Шиес и будем отправлять его в 21 инстанцию», - заявила Людмила Марьина.

Схожие аргументы приводит и свой для урдомчан депутат областного Собрания Ольга ВИТКОВА: правовую коллизию со статусом земли надо было решать до того, как начались работы.

«В настоящее время бурно обсуждается и перспектива строительства полигона ТКО в Рикасихе, но это хотя бы вопрос очистки нашей территории. А что бы там ни говорили, строительство объекта на станции Шиес не подразумевает работы с отходами ни Ленского района, ни соседних: для этого нет никакой транспортной логистики. Пока не понятно, что это будет за объект, и пока не прошли публичные обсуждения всех стадий его реализации, не соблюдены все установленные законом процедуры, мы будем настаивать на прекращении работ до устранения всех нарушений. Хотя сейчас ситуация напоминает пословицу: «Собака лает — караван идет», - добавила Ольга Виткова.

«Поезд же не пришёл...»

Из пояснений Евгения Фоменко можно заключить, что для реализации такого проекта инвестора в Шиесе привлекли удаленность от населенных пунктов, удобная железнодорожная ветка и около 10 тысяч гектаров доступного лесфонда. Что касается уже свершившихся вырубок, если исходить из того, что земли относятся к категории промышленных, их незаконными считать нельзя, отмечает заместитель председателя правительства области. Со слов Евгений Фоменко, сотрудники профильного министерства выезжали на место и не обнаружили нарушений природоохранного законодательства.

«Правительство области направило в ОАО «РЖД» запрос о сути производимых работ. Целевое использование переданного в аренду участка в настоящее время проверяется сотрудниками Росреестра», – уточнил Евгений Фоменко.

Незадолго до совещания в областном Собрании в Сети появилась фотография служебной телеграммы сотрудников РЖД о том, что уже с 20 августа на станции Шиес ожидают вагоны с ТКО из Москвы. Это еще больше подогрело обстановку. Евгений Фоменко поделился своими доводами и на этот счет.

«Во-первых, был комментарий РЖД о том, что в настоящий момент заявок на транспортировку ТКО в адрес Северной железной дороги не поступало. Во-вторых, согласно 89-му Федеральному закону «Об отходах производства и потребления», любое перемещение отходов между регионами возможно только по соглашению между этими субъектами РФ. По состоянию на 22 августа 2018 года, Правительство Архангельской области ни с одним регионом подобных соглашений не заключало. В-третьих, поезд так и не пришел: это, как мне кажется, основное доказательство того, что информация, изложенная в телеграмме, не соответствует действительности», — считает Евгений Фоменко.

В том, что телеграмма настоящая, сомнений, пожалуй, нет. Возможно, что формулировка «назначается договорной маршрут» - обычная, когда речь идет об изменении расписания движения по станции: временное окно просто кем-то занимается на перспективу. Но урдомчане остались при мнении, что только появление телеграммы в Сети «остановило» первый поезд с ТКО из Москвы в Шиес.

Без «розовых очков»

«От имени правительства области хочу заявить, что даже если в районе станции Шиес планируется строительство объекта, связанного с обращением с ТКО, законодательство предполагает проведение ряда обязательных процедур: общественных слушаний по изменению генплана, публичных слушаний по оценке воздействия проекта на окружающую среду, изысканий, главгосэкспертизы. Застройщик будет обязан применять новейшие технологии, которые соответствуют международным стандартам. Свалки там точно не будет», – заявил Евгений Фоменко на прошедшем 22 августа заседании профильного комитета Архангельского областного Собрания депутатов.

В этой встрече участвовали почти все заинтересованные стороны, в том числе руководители надзорных органов.

buzinov_rv.jpg«Практически сразу после появления информации в СМИ мы направили запрос по этому объекту, но ответа до сих пор не получили. На моей памяти это первый случай, когда проводятся крупномасштабные работы без информирования контролирующих органов и населения», - сказал руководитель управления Роспотребнадзора Роман БУЗИНОВ.

Заместитель прокурора Архангельской области Максим КУЗНЕЦОВ очень лаконично пояснил, что проверка проводится, будет дана оценка действиям, «в том числе и организации, которая в настоящее время ведет строительство в Ленском районе». И добавил, что в целом действия РЖД поднадзорны прежде всего транспортной прокуратуре, представители которой, как и железнодорожники, при этом разговоре в облсобрании не присутствовали.

«Правовая коллизия» - это все слова. По-настоящему мы видим нарушения законодательства, - считает вице-спикер областного Собрания Виталий ФОРТЫГИН. - У нас есть очень большие замечания к Правительству Архангельской области. Что-то поздновато мы сейчас начинаем говорить обо всем этом! Как могли без вашего ведома и понимания начаться в Ленском районе эти работы? Почему не были проинформированы Роспотребнадзор, жители Урдомы и всей области? Я понимаю, что участок принадлежит одному из наших великих монополистов — железной дороге, но руководство и работники РЖД ведь не на какой-то другой земле живут и не по другим законам! Мы даже не знаем достоверно, что там строится — никаких документов нет. Котлован, судя по снимкам, роют буквально в полутора метрах от железнодорожного полотна, по которому идут огромные составы с углем. В любой момент может произойти катастрофа! Почему не реагирует транспортная прокуратура? Мы полностью поддерживаем переход на цивилизованное обращение с ТКО, но сейчас речь не об этом, а о происходящем произволе».

Как подчеркнул председатель комитета по природопользованию и ЛПК Александр ДЯТЛОВ, депутаты направят руководству ОАО «РЖД» запрос с требованием предоставить исчерпывающую информацию об объектах строительства на станции Шиес.

Vtory_st_a.jpg«Меня как юриста поражает беспардонность тех, кто сегодня распоряжается этим участком. Никаких разрешительных документов нет, машины без номеров... Как надругались над нами. Нужно предпринять все меры для приостановки работ, пока не решится вопрос с землей и не будут устранены нарушения. И это только звучит просто: «внести изменения в областной закон». Сегодня этот вопрос взвинтили настолько, что вряд ли коллеги из следующего созыва проголосуют в пользу железной дороги», - выразил свое мнение депутат Станислав ВТОРЫЙ.

Как отметил Евгений Фоменко, приостановить работы можно только в судебном порядке или по постановлению надзорных органов.

А с каким настроением возвратятся домой урдомчане, понятно из слов Людмилы Марьиной: «Я сегодня сняла «розовые очки». Честное слово, я верила, что здесь, в Архангельске, что-то определится, что это заседание станет отправной точкой для решения нашей проблемы... Если мы не добьемся прекращения работ на станции Шиес, доверие к нам как депутатам, ко всем эшелонам власти будет потеряно».

Прямая речь

vitkova_olga.jpgОльга ВИТКОВА, депутат Архангельского областного Собрания:

– Да, имеет место правовая коллизия: земли, переданные Российской Федерацией в аренду РЖД, по областному закону являются землями населенного пункта и включены в генплан МО «Урдомское». Но этот вопрос надо было решать до того, как начались работы. От представителей ООО «Технопарк» мы узнали, что геологические изыскания с момента появления их рабочих на территории не проводились. Договор с компанией датирован 14 августа, а работы ведутся с 1-го числа. Налицо и другие нарушения: стройплощадка даже не обнесена ограждением, нет ни предупреждающих знаков, ни информационных надписей о том, кто и что здесь строит.

dyatlov_intervyu.jpgАлександр ДЯТЛОВ, председатель комитета по природопользованию и ЛПК:

– Мы обратимся к РЖД с требованием предоставить исчерпывающую информацию о планируемом строительстве полигона ТКО в Ленском районе: какой именно проект предполагается реализовывать, подразумевает ли он хранение и переработку отходов, каких и в каком объеме, кто исполнители и т. д. Мы также обращаемся к губернатору, в прокуратуру, Роспотребнадзор с тем, чтоб они взяли ситуацию под свой контроль и, если есть нарушения, способствовали приостановлению стройки до тех пор, пока не будут соблюдены все предусмотренные законодательством нормы.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей