ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

С чего начинается федерализм? Межрегиональное сотрудничество на уровне парламентов приносит результаты


Григорий ГЕРМАНОВ | 21.07.2017 23:14:48
С чего начинается федерализм? Межрегиональное сотрудничество на уровне парламентов приносит результаты

Межрегиональное сотрудничество приносит Архангельской области ощутимые дивиденды. Как уже сообщал «БК», на июньском заседании Парламентских Ассоциаций Северо-Запада России (ПАСЗР) позиция нашего региона по вопросу о пролонгации бюджетного кредитования задолженности перед федеральным центром получила единогласную поддержку.


А недавно в Благовещенске состоялось совместное заседание ПАСЗР и Парламентской Ассоциации Дальнего Востока и Забайкалья. Принято решение объединить усилия для более эффективной работы с тем, чтобы голос регионов был услышан Москвой. Повестка дня насчитывала более десяти вопросов, отражающих важные направления законотворческой деятельности полутора десятков субъектов РФ. Какими стали итоги заседания и насколько продуктивным оказался диалог столь удаленных друг от друга регионов?

Как продвигать инициативы?

Одна из главных тем прошедшего заседания – судьба проектов федеральных законов, направляемых из регионов в Государственную Думу. Этот вопрос, по мнению спикера Архангельского областного Собрания депутатов, председателя ПАСЗР Виктора НОВОЖИЛОВА, на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Действительно, зачастую при подготовке законодательных инициатив, предусматривающих дополнительные расходы федерального бюджета или же влекущих выпадающие доходы бюджетов региональных, субъекты РФ не могут предусмотреть все экономические последствия, фиксируют их в обоснованиях лишь приблизительно. В итоге такие инициативы с мест в правительстве «рубят» и важные для развития регионов проблемы своевременно не решаются. Далее мириться с таким положением дел нельзя.

Парламентарии полностью поддержали позицию Виктора Новожилова и ПАСЗР, приняв обращение в адрес председателя Совета Федерации Валентины МАТВИЕНКО, председателя Государственной Думы Вячеслава ВОЛОДИНА и премьер-министра Дмитрия МЕДВЕДЕВА. В нем говорится, что возможным вариантом решения могло бы стать создание трехсторонней группы, объединяющей представителей Федерального Собрания, Правительства России и законодательных органов субъектов РФ.

«Данная группа могла бы заниматься сбором данных, необходимых для подготовки финансово-экономического обоснования законодательных инициатив, от отраслевых министерств и региональных властей, – прокомментировал «благовещенское» обращение Виктор Новожилов. – Такой механизм позволил бы объединить усилия и интересы как законодательных, так и исполнительных органов государственной власти для проведения научно-правового сопровождения законопроекта, анализа финансовых и статистических сведений, которыми обладают федеральные ведомства. Взаимодействие в рамках трехсторонней группы позволит исключить и ряд других проблемных вопросов».

Разные регионы – общие проблемы

Формат совместного заседания парламентариев позволяет, что называется, на месте изучать проблемы и принимать обращения к федеральному центру по важным для самых разных российских регионов вопросам.

Так, вопрос организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, безусловно, актуален для всей России. Зачастую лечение таких болезней требует значительных средств, которыми регионы не располагают. Уровень обеспеченности лекарствами этих пациентов значительно ниже, чем у льготников, получающих препараты по нескольким программам, финансируемым из федерального бюджета. Помогать таким людям необходимо, но делать это порой приходится за счет граждан с «обычными» заболеваниями.

Докладчиком по данной теме выступил председатель Псковского областного Собрания депутатов Александр КОТОВ. Позиции своих регионов обозначили спикер Архангельского областного Собрания депутатов Виктор Новожилов, спикер парламента Амурской области Константин ДЬЯКОНОВ, председатель Государственного Совета Республики Коми Надежда ДОРОФЕЕВА.

Ситуация с лекарственным обеспечением людей с орфанными заболеваниями является крайне сложной практически повсеместно. Существующая система оказания медицинской помощи рассчитана в основном на более или менее многочисленные социально значимые группы пациентов. Для группы людей с инвалидностью, получающих финансирование из региональных бюджетов, доступ к лечению ограничен. По итогам обсуждения парламентарии решили инициировать принятие – причем как можно скорее – федерального закона, который позволит урегулировать существующий дисбаланс.

Также парламентарии обратились к председателю Государственной Думы Вячеславу Володину с предложением внести изменения сразу в три федеральных закона: «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Для решения общей для большинства регионов проблемы утилизации отходов необходимо конкретизировать полномочия органов местного самоуправления, определить формы и способы их участия в организации деятельности по сбору мусора, в том числе и раздельному. Транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов должны осуществляться на территориях соответствующих муниципальных образований. Недопустимо без предварительных договоренностей перекладывать эти проблемы на другие территории, так как в результате они не получают должного решения и создают опасность.

Кроме того, в ходе заседания был рассмотрен вопрос о законодательном регулировании административного законодательства субъектами Российской Федерации. Парламентарии обратились к Вячеславу Володину с предложением внести изменения в КоАП РФ. На сегодняшний день регионы должны заключать соглашение с МВД России для того, чтобы полицию, должностные лица органов внутренних дел наделили полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и безопасность. Но к чему этот формализм? Ведь Россия не конфедеративное государство. Закон субъекта Российской Федерации поднадзорен прокуратуре, так что нет необходимости дублировать контроль, тем более что задачи Министерства внутренних дел чисто исполнительские, а не контрольные.

Циолковский поделился опытом

Делегация ПАСЗР, принимавшая участие в совместном заседании, посетила ЗАТО Циолковский Амурской области и расположенный на его территории космодром «Восточный». Глава ЗАТО Марина ЗЕНИНА рассказала гостям об основных направлениях деятельности местного представительного органа власти, путях решения вопросов, связанных в первую очередь с социальным обеспечением молодых специалистов, работающих на объектах космодрома.

Строится Циолковский в два этапа. На первом, который продлится до конца 2017 года, планируется ввести в эксплуатацию около двух десятков жилых домов и девять объектов соцкультбыта. Второй этап рассчитан на 2018 – 2020 годы: предполагается возвести еще 16 домов и 16 зданий для социальных и культурных учреждений.

Члены парламентских делегаций смогли увидеть стартовый комплекс космодрома, цех подготовки летательных аппаратов. Большой интерес вызвало посещение музея, экспозиция которого отражает историю создания космической гавани на востоке России.

Виктор Новожилов подробно расспросил главу ЗАТО о решении вопросов обеспечения жильем, организации медицинского обслуживания, досуга молодых специалистов.

«Отрадно видеть, что наряду с сооружением технических объектов создается развитая социальная инфраструктура, рассчитанная на закрепление кадров, обустройство молодых семей, отвечающая их интересам и запросам», – отметил Виктор Новожилов.

По словам Константина Дьяконова, космодром «Восточный» имеет исключительно большое значение для экономики региона.

«Уже сейчас на его площадках трудятся десятки специалистов – выпускников Амурского государственного университета, сотни студентов получают навыки в стройотрядах, проходят здесь школу профессионального становления», – отметил Константин Дьяконов.

Что ж, опыт амурчан, безусловно, представляет интерес для Архангельской области, также имеющей на своей территории космическую индустрию. Столь тесному взаимодействию образовательных учреждений региона и космической отрасли Поморье могло бы и должно поучиться.

Главный вывод по итогам столь важного мероприятия в Благовещенске, как представляется, таков: настоящий федерализм невозможен без совместной законодательной работы регионов. Только так можно преодолеть создававшийся на протяжении десятилетий механизм торможения важных для всей страны инициатив, идущих с мест.

Главное

При подготовке законодательных инициатив, влекущих дополнительные расходы или выпадающие доходы бюджетов разных уровней, субъекты РФ по объективным обстоятельствам обладают ограниченной информацией о финансово-экономических последствиях их принятия как для отдельных регионов, так и страны целом. Прогноз получается неполным, что дает правительству основание не поддерживать такие законопроекты.

Возможным вариантом решения проблемы может стать создание трехсторонней группы, в которую вошли бы представители Федерального Собрания, правительства и законодательных органов субъектов.

«Трехсторонняя группа могла бы заниматься сбором данных, необходимых для подготовки финансово-экономических обоснований, – подчеркивает Виктор Новожилов. – Такой механизм позволил бы объединить усилия для проведения научно-правового сопровождения законопроекта, анализа статистических сведений, которыми обладают федеральные ведомства».







Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Реальный бизнес


Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5