ИЛИМ-ПАЛП_2020
Макси

Пульс Архангельска: Игорь Годзиш выступил перед депутатами с отчётом по итогам 2019 года


Рита ИЛЬИНА | 24.04.2020 19:59:55
Пульс Архангельска: Игорь Годзиш выступил перед депутатами с отчётом по итогам 2019 года

22 апреля на сессии Архангельской городской Думы Игорь ГОДЗИШ представил отчет о результатах своей работы и работы администрации муниципалитета в 2019 году. Точнее, по многим позициям отчет был посвящен изменениям, произошедшим в городе с 2016 года. Выступление Игоря Викторовича сложно назвать сверхоптимистичным, однако сделано действительно немало и конкретные планы на будущее есть.


Отчет главы города продолжался более получаса, поэтому остановимся на ключевых темах, освещаемых «БК».

Новая планка бюджета

«Для обеспечения экономической и финансовой стабильности нами проводилась взвешенная бюджетная политика, направленная на увеличение и сохранение налогового потенциала. Кстати, именно это позволило сегодня, в сложной ситуации, принять экстренные меры поддержки бизнеса», - отметил в начале выступления Игорь Годзиш.

С 2016 года доходы городского бюджета выросли с 7,9 млрд до 10,5 млрд рублей, а через два года, по прогнозам, эта сумма приблизится к 12 млрд рублей. Рост обеспечен не только поступлениями из федерального и регионального бюджетов, но и увеличением собственных налоговых и неналоговых доходов, которые только за прошлый год дали прибавку в 506 млн рублей (или на 11%).

«Бизнес видит прозрачность работы и открытость городских властей и поэтому на протяжении этих лет продолжал развиваться. Приведу один из показателей: за 2018 год город перечислил в областной бюджет 1,8 млрд рублей платежей по упрощенной системе налогообложения. За эффективную работу в этом направлении муниципалитет получил «бонусом» 44,6 млн рублей, которые мы с вами, уважаемые депутаты, распределили на решение важных социальных задач», - напомнил Игорь Викторович.

Инвестиции как индикатор

Одним из важнейших индикаторов, характеризующих развитие города, является инвестиционная активность. Здесь также наблюдаются позитивные тенденции. Объем инвестиций предприятий в основной капитал за 2019 год составил 22,4 млрд рублей, объем бюджетных инвестиций — 7,6 млрд.

«Благодаря участию в национальных проектах нам удалось привлечь значительный объем финансовой поддержки для беспрецедентной социальной стройки - детских садов, школ, ФОКа, а также для ремонта дорог, благоустройства общественных и дворовых территорий. Бизнес участвует в реализации всех этих проектов. Также необходимо отметить рост частных инвестиций в строительство жилья. За четыре года введено в эксплуатацию более 350 домов, общая площадь жилья — 414 тысяч квадратных метров. Строительная активность этим не исчерпывается. В 2019 году введено в эксплуатацию 33 объекта гражданского, социального и производственного назначения. По сути, сегодня сформирован эффективный механизм взаимодействия администрации города с инвесторами», - подчеркнул Игорь Годзиш.

Что касается крупных производственных проектов, их было несколько. В 2019 году в Архангельске открылся завод газобетонных блоков: стройматериалы планируется использовать в малоэтажном и индивидуальном жилищном строительстве. Новое направление появилось у Архангельского опытного водорослевого комбината - начал работу современный рыбоперерабатывающий завод.


Благодаря участию в национальных
проектах нам удалось привлечь
значительный объем финансовой
поддержки для беспрецедентной
 социальной стройки.

«Также мы сопровождаем уникальный для Архангельска и всей Архангельской области проект создания производственно-логистического комплекса в районе порта Экономия. Он предназначен не только для перевалки грузов и снабжения объектов военного назначения, организации «северного завоза». ПЛК должен войти в систему логистических баз, обслуживающих важные инфраструктурные проекты в Арктике. Отдельно отмечу, что он даст городу новые высотехнологичные рабочие места. ООО «Регион-лес» начало подготовку к созданию лесопильного и пеллетного производства в округе Майская Горка, на площадке бывшего Лесозавода №3: общий объем инвестиций — порядка 10 млрд рублей», - уточнил глава города.

godzish_ldk_3.jpgАнонсировал Игорь Годзиш и новые инвестпроекты: это строительство завода по производству топливных пеллет из твердых отходов гидролизного производства, создание индустриального парка в районе Экономии, рыбоводный (аквакультурный) проект. В этот список входит и проект строительства рыбоперерабатывающего завода Архангельского тралового флота. Остается надеяться, что «вирусная лихорадка» экономики не помешает этим планам.

В этой части выступления глава Архангельска напомнил и еще о двух важных аспектах взаимодействия бизнеса и городских властей.

С 1 января 2017 года запущен процесс централизации закупок для муниципальных нужд. В 2019 году город сделал 642 закупки на общую сумму 2,9 млрд рублей. На официальном сайте муниципалитета появились витрины закупок, а также портал малых закупок «Амаркет». На «Амаркете» размещено свыше 400 предложений поставщиков — теперь это полноценный интернет-магазин.

За время действия в городе программы развития застроенных территорий за счет частных застройщиков расселено 28 ветхих и аварийных домов. Взамен большинства из них уже построено современное жилье. Всего же в 2016-2019 годах в Архангельске снесено около 140 расселенных домов. На 2020-2024 годы запланирован снос еще порядка ста аварийных «деревяшек».

Парки и благоустройство

За несколько лет, об итогах которых вел речь глава города, в Архангельске было обустроено пять общественных территорий на общую сумму 125,7 млн рублей: это проспект Чумбарова-Лучинского, сквер у КЦ «Северный», Рябиновая аллея у стадиона «Динамо», парки «Зарусье» и «Майский». Их судьба складывается небезоблачно, но как только позволит погода, эти уголки благоустройства начнут приводить в порядок, надеясь и на помощь, бережное отношение горожан.

В отношении еще семи общественных территорий разработана проектно-сметная документация, получены положительные заключения экспертиз. Работы планируется выполнить в текущем году.


Мы непрерывно очищаем
Архангельск от незаконных
 построек, ограждений,
временных объектов различного
 назначения, портящих облик города.


«Мы непрерывно очищаем Архангельск от незаконных построек, ограждений, временных объектов различного назначения, портящих облик города. В 2016-2019 годах ликвидировано 109 несанкционированных торговых точек, убрано 1300 самовольно размещенных рекламных конструкций. Обеспечено закрытие всех микрофинансовых организаций, располагавшихся в нестационарных торговых объектах (проще говоря, в ларьках, на автобусных остановках. - Прим ред.). Это опыт был отмечен на федеральном уровне как уникальный для муниципалитетов», - добавил Игорь Годзиш.

«Любимые мозоли»

«Строительство и ремонт дорог — наша главная болевая точка, и скрывать здесь нечего, - приступил к одной из самых острых тем Игорь Годзиш. - Сегодня мы видим результат многолетнего недофинансирования этой сферы городского хозяйства. Для содержания дорог в нормативном состоянии требуется еще как минимум 450 млн рублей в год к тому, что мы имеем. Но хотелось бы отметить и положительные моменты. Если в 2016 году сумма средств, затраченных на содержание и ремонт дорожной инфраструктуры, составляла 709,5 млн рублей, то в 2019 году — уже 1 млрд 263 млн».

Реализованы такие крупные проекты, как реконструкция Ленинградского проспекта, строительство дороги по проезду Сибиряковцев. Отремонтированы мосты через реки Долгая Щель, Волохница, Юрас. В 2019 году по нацпроекту БКАД сделан ремонт 14 участков автодорог на 515,6 млн рублей. На 2020 год по этому нацпроекту Архангельск получит еще 490 млн рублей, уже заключены контракты. Опыт подсказывает, что при четком их исполнении можно рассчитывать на дополнительные суммы.

«Не все еще удалось сделать для обеспечения качественной работы общественного транспорта. Но замена автобусов малого класса на комфортабельные автобусы среднего и большого классов продолжается, на линии выпущено 115 таких автобусов, из них 99 — низкопольные. Идет обновление и павильонов ожидания, на них устанавливаются информационные табло и аншлаги с QR-кодом для отслеживания движения транспорта по маршрутам», - упомянул действительно удобную «фишку» глава города.

По словам Игоря Годзиша, концессионер городских сетей водоснабжения и водоотведения — ООО «РВК-Архангельск» - уже инвестировал в эту часть городской инфраструктуры более 670 млн рублей. Отмечается пока невеликое, но все же снижение потерь воды в сетях и сокращение времени перерывов в подаче воды в дома. В 2020 году в рамках федерального проекта «Чистая вода» планируется начать строительство новых очистных сооружений на Кегострове.

***

Значительное внимание в отчете было уделено и социальному блоку, в том числе строительству и ремонту детских садов, школ, спортивных и физкультурно-оздоровительных комплексов, помощи социально незащищенным горожанам.

«Мы знаем, где надо проявить еще большую активность и упорство, где спросить построже, на чем акцентировать усилия, чтобы жизнь в Архангельске развивалась со знаком плюс и население города постоянно возрастало», - сказал в заключение Игорь Годзиш.

Комментарии

Валентина СЫРОВА, председатель Архангельской городской Думы:

sirova.jpg- Бюджет города имеет все признаки устойчивости, но сейчас, в условиях пандемии, приходится вести речь уже о другом. Мы идем на снижение налоговой нагрузки на бизнес, и пока есть только предварительный расчет того, какими в итоге будут налоговые поступления, над этим работает отдельная комиссия. «Подушки безопасности» хватает, но к сожалению, все только начинается.

Конечно, прирост инвестиций в последние годы нельзя не отметить. Мы участвуем во всех федеральных и региональных программах. Но возможно это только на условиях софинансирования, поэтому на ремонт дорог, благоустройство остается значительно меньше средств, чем необходимо. Однако не использовать такие возможности нельзя: строятся школы, чего не было, наверное, лет тридцать, детские сады, идет переселение людей из ветхого жилья.

Больше всего критики по отчету было в части городского хозяйства, в чем-то она обоснованная, в чем-то не очень, потому что нельзя на действующего главу перекладывать все 20-30-летние огрехи. Надо усилить контроль за уборкой города, много вопросов к Плесецкому дорожному управлению. Думаю, что администрация к нам прислушается.

Александр ГРЕВЦОВ, заместитель председателя Архангельской городской Думы (фракция КПРФ):

grevcov__a_hmury.jpg- Самое позитивное в отчете – это, наверное, информация об исполнении городского бюджета в 2019 году. Впервые за многие годы бюджет получил профицит в 338 млн рублей. В том числе и за счет этих денег мы легче сможем перенести сегодняшний кризис, поддержать горожан, предпринимателей, направить дополнительные средства на благоустройство города. За такую работу стоит сказать слова благодарности финансовому блоку администрации.

Построены детские сады, строится школа, физкультурно-оздоровительный комплекс, ремонтируются по федеральному проекту дороги.

Однако эти плюсы отходят на второй план, когда видишь неблагоустроенность, грязные улицы, аварийные здания, разрушение малых дорог, тротуаров... Проблем слишком много.

И без денег их не решить. Никто без денег не построит детский сад, дорогу, не подметёт улицу и т. д. Поэтому работа администрации должна быть направлена, в том числе, на усиление взаимодействия с вышестоящими бюджетами, в первую очередь, с областным, отстаивание интересов города в вертикали власти.

Необходимо активнее решать вопрос о справедливом распределении средств. Ненормально, когда Архангельск собирает 31,5 млрд рублей налогов, а 23,5 млрд из них отдает региону, еще почти 4 млрд – Москве, и лишь остатки поступают в городскую казну. При этом город обязывают софинансировать федеральные проекты. В результате мы не имеем возможности решать насущные вопросы, в том числе с ремонтом дорог на окраинах. Эта позиция требует пересмотра.

Дмитрий АКИШЕВ, депутат городской Думы:

akishev_da-big.jpg- Я голосовал за то, чтобы признать работу главы и администрации удовлетворительной, однако начну с проблем, о которых, кстати, говорил и сам Игорь Годзиш. Одна из главных — нехватка средств на ремонт и содержание дорог. На протяжении нескольких лет на ремонт дорог направлялось всего по 150 млн рублей в год, и только в 2019-м — около 480 млн. Чудес не бывает: в действительности требуется порядка 900 млн. Около 40% дорог в городе не имеют ливневки или она не работает. В таких условиях не устоит ни одно даже суперсовременное покрытие.

По количеству неисполненных судебных решений о переселении людей из ветхого и аварийного жилья мы занимаем первое место в стране.

Еще один вопрос, который я поднимаю на сессиях регулярно, - это общественный транспорт. Да, сегодня глава говорил о выходе на линии около 100 новых автобусов, но ведь ПАЗики до сих пор никуда не делись. Качество предоставления услуг заметно не улучшилось. На мой взгляд, многие перевозчики сопротивляются введению валидаторов, потому что это «белые» доходы и «белые» налоги. Этот вопрос надо дожимать и, если надо, принимать на себя встречные обязательства, компенсируя перевозчикам часть затрат.

Но корень всех этих проблем в том, что город просто бешено недофинансируется по разным направлениям. Процент отчислений, в частности по НДФЛ, в городскую казну должен составлять не меньше 50%. Отстаивать свои позиции в этой бюджетной вертикали крайне сложно, но надо выступать с законодательными инициативами и доказывать свою правоту.

Сергей МАЛИНОВСКИЙ, руководитель комиссии по вопросам бюджета, финансов и налогов:

malinovsky_gorduma.jpg- Представители всех фракций, в том числе нашей фракции «Единая Россия», высказали много конструктивной критики по отчету главы. Я думаю, на будущее администрации города эти замечания надо учесть, но и положительных моментов в ее работе достаточно много. Это строящиеся дома, детские сады, школы, ФОКи, появление новых автобусов на городских маршрутах, ремонт дорог и тротуаров. Поэтому большинством депутатов было принято решение признать результаты деятельности главы и администрации муниципалитета удовлетворительными, но с учетом ряда рекомендаций. В их числе - перенос проведения конкурса на пассажирские перевозки и пересмотр контракта с Плесецким дорожным управлением. Сейчас у нас один подрядчик по уборке дорог на весь город, причем с огромным финансированием: и ему тяжело управляться, и администрации - его контролировать. Прозвучало разумное предложение разделить эти задачи на несколько лотов.





Возврат к списку

Тест-драйв «БК»

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2021 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей