ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
Новострой29

«Не вижу радости на лицах главврачей...»: областные депутаты утвердили единого поставщика лекарств


Михаил АЛЕКСЕЕВ | 16.02.2018 22:20:18
«Не вижу радости на лицах главврачей...»: областные депутаты утвердили единого поставщика лекарств

Единственным поставщиком лекарственных препаратов и медицинских изделий для всех государственных медицинских организаций Архангельской области стало ГУПАО «Фармация». Такое предложение регионального правительства поддержали областные депутаты. Авторы законопроекта рассчитывают, что это обеспечит более эффективное и рациональное расходование бюджетных средств. Однако у главврачей больниц остаются сомнения.


ГУПАО «Фармация» – крупная региональная сеть из 137 аптек, почти половина из которых (67) расположена в труднодоступных населенных пунктах, включая территорию Ненецкого автономного округа. По словам министра здравоохранения Архангельской области Антона КАРПУНОВА, предприятие в последние годы используется для централизации ряда закупок, поэтому и было решено пойти дальше.

karpunov_AA.jpgВыбор в пользу использования механизма единственного поставщика сделан, прежде всего, не ради экономии, – хотя она тоже ожидается из-за увеличения объемов единовременных закупок лекарств и медицинских изделий, – а для того, чтобы обеспечить системный подход в снабжении всех медицинских учреждений региона.

«В медицинских организациях в районах совершенно другой уровень компетенции специалистов. И вот вариант системного подхода: ГУПАО «Фармация» будет предоставлять услуги по закупке, приемке, хранению, учету, отпуску и доставке лекарств и медицинских изделий. Кроме того, «Фармация» займется нескольким видами льготного лекарственного обеспечения. Нами разработана подробная система контроля качества этой услуги: она предполагает наблюдение за медицинскими организациями в части их обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Важно, что медучреждения будут заказывать только те лекарства, которые необходимы в данный момент. Они вправе осуществлять замену ранее заказанных препаратов, выбрав новые медикаменты в пределах запланированных финансовых лимитов. Неиспользованные лекарственные препараты «Фармация» будет реализовывать посредством перераспределения по всей медицинской сети региона», – отметил Антон Карпунов.

Министр здравоохранения также добавил, что совокупная надбавка при ценообразовании со стороны «Фармации» не превысит 20%. Отчеты о динамике цен государственное унитарное предприятие будет формировать ежеквартально. Какая при этом получится экономия, с уверенностью пока говорить рано, однако в ходе подготовки законопроекта был проведен анализ 18 закупок. По словам Антона Карпунова, если бы их «отработала» «Фармация», экономия составила бы 28%.

orlov_poslanie.jpgВ ходе обсуждения законопроекта на сессии у областных депутатов возникли вопросы по поводу ограничения конкуренции в случае назначения единственного поставщика. Ответить взялся губернатор Архангельской области Игорь ОРЛОВ. По его мнению, главная задача регионального правительства – покупать лекарства, не распыляя бюджет на десятки одинаковых закупок.

«Мы выходим на рынок с единой централизованной закупкой в интересах одного покупателя, расходуя средства одного бюджета. Все, что мы даем больницам, – это деньги Архангельской области. И наша задача – оптимально, максимально эффективно их использовать, создав конкуренцию на рынке поставщиков лекарств. И они должны прийти к нам, понимая, что нам нужно не десять таблеток, а десять тысяч, и предложить конкурентную цену. Почему бизнес не разделяет закупки, скажем, топ­лива не несколько разных? Потому что умеет считать деньги. Нам же предлагают закупать один и тот же парацетамол из 60-70 точек и при этом говорить, что мы соблюдаем принцип конкуренции», – добавил глава региона.

vinogradova_N_face.jpgВ ходе предварительного обсуждения законопроекта член комитетов по бюджету и налоговой политике, по этике и регламенту вице-спикер областного Собрания Надежда ВИНОГРАДОВА выразила сомнения в желании главврачей переходить на централизацию.

«Я не разбираюсь в здравоохранении в целом. Поэтому у меня один вопрос, пусть он и покажется кому-то смешным: почему я не вижу радости на лицах главврачей? Ведь, казалось бы, для них снимается головная боль. Мы все знаем, что такое процесс закупок. Сомнения, которые были высказаны, решаемы, а есть ли какая-то реальная причина, которая мешает этому переходу? Если лекарства будут приходить быстрее и мы дополнительно спасем хотя бы одну жизнь – это уже повод сделать шаг в сторону единственного поставщика. Мы на стороне больниц, но представьте нам сильные аргументы, которые не позволяют выбрать единственного поставщика», – заявила Надежда Виноградова.

krasilnikov_sv.jpgПо мнению главного врача Первой городской клинической больницы им. Е.Е. Волосевич, депутата Архангельской городской Думы Сергея КРАСИЛЬНИКОВА, основные причины неопределенности среди руководства больниц – масштаб изменений и опасения за то, как они будут работать на практике.

«Мы все «за» централизацию, но это очень большой шаг. Единственные поставщики работают пока только в трех регионах. Везде есть свои подводные камни. Нам сложно спрогнозировать закупку на 100% средств на весь год. И еще, насколько я понял, мнение врачей будет учитываться не всегда, и это печально. Многие привыкли работать, например, с определенными нитями для наложения швов, а при единой закупке выбор «расходников» будет унифицирован. Получается, врачам придется работать с тем, что дадут, а за качество спросят в прежнем объеме», – пояснил Сергей Красильников.

Тем не менее на февральской сессии областного Собрания парламентарии приняли решение сразу в двух чтениях поддержать инициативу регионального правительства по наделению ГУПАО «Фармация» статусом единственного поставщика лекарственных препаратов и медицинских изделий для всех государственных медицинских организаций Архангельской области.

Как предполагается, законопроект заработает во втором полугодии 2018-го, а до этого времени лечебные учреждения продолжат обеспечивать себя всем необходимым собственными силами.

Прямая речь

emmanuilov_sd.jpgСергей ЭММАНУИЛОВ, председатель комитета по здравоохранению и социальной политике:

– Комитет не пришел к единому мнению по данному законопроекту: позиции депутатов разделились, поэтому было рекомендовано вынести решение на рассмотрение сессии. Могу выразить только собственную позицию. Мне бы хотелось сказать, что ситуация на фармацевтических рынках развитых стран существенно отличается от нашей. Как правило, там присутствует два, три, максимум четыре крупных дистрибьютера. Компаний, которые занимаются поставками «на коленке», нет. Как может маленькая компания договориться о том, чтобы производитель дал скидку, которая позволит конкурировать на рынке? С моей точки зрения, представленный законопроект направлен на повышение доступности и качества лекарственного обеспечения и отвечает интересам широких слоев населения. Мы имеем в руках колоссальный кадровый и материальный ресурс в виде ГУПАО «Фармация», который, по сути, до конца не используем.

dyatlov_a.jpgАлександр ДЯТЛОВ, председатель комитета по природопользованию и лесопромышленному комплексу:

– Хотел бы обратить внимание на то, что закон внесен Правительством Архангельской области. Я далек от той мысли, что преследуется цель оставить без лекарств больницы и все население региона. Помимо депутатского корпуса, у нас хватает проверяющих: и прокуратура, и ФСБ, и УВД – есть кому проанализировать этот законопроект на коррупционность и другие факторы, которые могут кого-то беспокоить. Считаю, что если руководство региона нам говорит, что все это делается для блага людей, надо поддержать этот законопроект. Если мы получим жалобы избирателей на то, как он реализуется, мы всегда можем собраться и внести коррективы.

А «Баба Яга против»: какова позиция УФАС?

Bugaev_denis.jpgАрхангельское УФАС России критически оценивает необходимость внесения изменений в областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны здоровья граждан» в части определения ГУП Архангельской области «Фармация» в качестве единственного поставщика (исполнителя), осуществляющего за счет всех источников финансирования закупку, приемку, хранение, учет, отпуск и доставку лекарственных препаратов, медицинских изделий и продуктов питания.

Да, плюсов принятия данного законопроекта немало. Безусловно, жизнь заказчиков-учреждений здравоохранения, заметно упростится, ведь проводить закупки по Закону о контрактной системе № 44-ФЗ по приобретению лекарств, медизделий и продуктов питания будут не они, значит УФАС не сможет к ним привязаться (выявить нарушение, аннулировать торги, оштрафовать).

Меры, направленные на обеспечение безопасности и качества лекарств, контроля за ценообразованием, экономии бюджетных средств, дело благое и благородное.

Только вот все эти плюсы пока что существуют только в голой теории – нет ни одного документа, заключения, исследования, экономически обосновывающих, что по старому жить нельзя, а переход на новые рельсы будет эффективен.

Что, заказчики при закупке не обосновывают начальную максимальную цену контракта или не проводят экспертизу товара при его приемке? Или сотрудники больниц менее профессиональны, чем сотрудники ГУП «Фармация»? Есть ли для заказчика принципиальная разница откуда поставщик привезет товар – со склада в Архангельской области или из другого региона хоть самолетом? Ему важно, чтобы товар был поставлен в срок, надлежащего качества и в необходимом объеме.

Эффект аукционного снижения цены товара тоже пока никто не отменял.

Сохранится ли возможность экономии в случае создания единственного поставщика - вопрос дискуссионный.

Про риск возможного ухода с рынка региона крупных оптовых поставщиков – конкурентов ГУП «Фармация», говорить пока преждевременно. Они могут уйти, а могут остаться и поставлять продукцию не заказчику напрямую, а новому единственному поставщику.

Если уж без единственного поставщика никак не обойтись, то тогда стоит выбрать того, кто подконтролен нормам Закона о контрактной системе № 44-ФЗ. ГУП АО «Фармация» к числу таких лиц не относится – данная организация проводит закупки, руководствуясь нормами гораздо более лояльного Закона о закупках № 223-ФЗ. Два закона – две большие разницы в части возможностей осуществления контроля.

Есть еще один существенный момент, согласно которому уже через год принятие подобных законопроектов станет невозможным. В соответствии с п. 4 «Плана мероприятий («Дорожной карты») «Развитие конкуренции в здравоохранении», утвержденного распоряжением Правительства РФ № 9-р, до 01.02.2019 предусмотрено принятие нормативного правового акта,  устанавливающего возможность получения статуса единственного поставщика только в отношении лекарственных препаратов, не имеющих аналогов на территории РФ.

Будет ли он принят, какие правовые нормы он будет иметь, как его принятие отразится на действующих нормативных правовых актах регионов - еще ничего не известно.

Чтобы не быть голословным стоит отметить, что прокуратура Архангельской области также разделяет опасения УФАС (возможно, беспочвенные). Согласно заключению к проекту областного закона Комитета по здравоохранению и социальной политике от 12.02.2018, прокуратура Архангельской области считает, что «принятие данного законопроекта не является необходимым и обязательным для органов государственной власти субъекта Российской Федерации при этом незаконных положений в данном законопроекте с учетом имеющейся судебной практики не выявлено».

На основании изложенного, Архангельское УФАС России полагает, что принятие законопроекта преждевременно и может привести к потенциальному риску нарушения пп. 2,5, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, запрещающих органам власти:

  • необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

  • установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

  • создание дискриминационных условий.







Возврат к списку

0
Сыровенко Любовь
Не увидела, а требования к «Фармация» по максимальной торговой наценке установлены, если уж говорить о заботе о бюджете и людях? А также целевые показатели по экономии/критерии, чтобы сохранить этот самый статус единственного поставщика?
Имя Цитировать 0
0
Артем БОТЫГИН
Цитата
Сыровенко Любовь пишет:
Не увидела, а требования к «Фармация» по максимальной торговой наценке установлены, если уж говорить о заботе о бюджете и людях? А также целевые показатели по экономии/критерии, чтобы сохранить этот самый статус единственного поставщика?
Цитата из текста: "Министр здравоохранения также добавил, что совокупная надбавка при ценообразовании со стороны «Фармации» не превысит 20%. Отчеты о динамике цен государственное унитарное предприятие будет формировать ежеквартально. Какая при этом получится экономия, с уверенностью пока говорить рано, однако в ходе подготовки законопроекта был проведен анализ 18 закупок. По словам Антона Карпунова, если бы их «отработала» «Фармация», экономия составила бы 28%".
Имя Цитировать 0
0
Сыровенко Л.
Остаётся только надеяться, что УФАС сможет отстоять свою позицию.
Все эти «совокупные» надбавки - понятия от лукавого. Коммерцы это прекрасно понимают.

Кто увидит эту «экономию». И в чей карман она осядет, остаётся только предполагать...
Имя Цитировать 0
0
Гость
ПОСТАВКА ЛЕКАРСТВ ДЛЯ  ГЛАВНЫХ ВРАЧЕЙ ЦРБ ЭТО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОХОДЫ К ИХ НЕХИЛОЙ ЗАРПЛАТЕ, ПОЭТОМУ И  ОСОБЫХ РАДОСТЕЙ У НИХ СОВСЕМ ДАЖЕ НЕТ ЛИШАЮЩИХСЯ ИСТОЧНИКА НЕУЧТЕННЫХ ДОХОДОВ,ПРЕМИЙ ОТ ПОСТАВЩИКОВ.
Имя Цитировать 0
0
Гость
Сейчас полная зопа , с этой фармвцией!
Нихрена они не справляются!
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5