ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Наружную рекламу в Архангельске решено ограничить


Светлана КОРЕЛЬСКАЯ. Фото Артема Ботыгина | 02.05.2016 02:25:41
Наружную рекламу в Архангельске решено ограничить

Новые «Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования «Город Архангельск» – документ, который превратился в камень преткновения для депутатов областного центра. После дискуссии на апрельской сессии городской Думы проект решения вновь отклонен и возвращен на доработку. Эпопея тянется больше года, и противоречия очевидны


Правила размещения рекламы, принятые в 2007 году, устарели. За это время изменился Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ – сейчас он действует в редакции от 1 октября 2015 года. Те, кто участвовал в разработке правил и бесконечном, если учитывать текущие события, их редактировании, декларируют благие цели: принять документ, соответствующий новым нормам, перекрыть доступ на рынок теневым игрокам (они же нелегалы) и удачно вписать наружную рекламу в архитектурный ансамбль города.

На сессии городской Думы присутствовали 25 депутатов. Четырнадцать одобрили документ в том виде, в котором он был представлен на утверждение. Скорее всего, речь идет о консолидированном голосовании фракции «Единой России»: обычно она обеспечивает искомый результат. Однако четыре депутата высказались против, три воздержались и три отказались от голосования. Решение не прошло.

Лидеры рынка

Константин ЯковлевПо данным компании Galler – крупного российского оператора, представленного в Архангельске, – на локальном рынке наружной рекламы действуют 16 подрядчиков, но 75% рекламных конструкций приходится на долю четырех операторов. Принадлежность лавров лидера никто оспаривать не станет: это депутат городской Думы от партии «Единая Россия» Константин ЯКОВЛЕВ, основатель рекламного агентства «НОРД-медиа» и первого общественного Совета по рекламе, созданного почти 20 лет назад (в 1997 году). На территории Архангельска его компании принадлежат 70 сторон билбордов и прочие рекламные носители в самых людных местах.

По оценкам коллег, доля «НОРД-медиа» составляет приблизительно 50%. За ним следуют еще два наиболее заметных игрока – «Графика» и «Факел». Заявив о себе пятью годами позднее, обе компании затратили немало сил и средств на продвижение. «Факел» приобрел широкую известность благодаря конкурсам социальной рекламы, которые работали не только на репутацию агентства, но и на имидж региона. Сейчас немало щитов, принадлежащих разным операторам, в том числе и в самом центре города, пустует. Львиная доля крупноформатной рекламы сообщает об акциях федеральных компаний и приносит владельцам гарантированный доход, но не желанную прибыль. Хотя близятся выборы, и они сулят шанс укрепить бизнес.

Несмотря на связанное с кризисом снижение расценок на наружную рекламу, мелкие и средние коммерческие предприятия неуклонно сокращают расходы на PR и ищут нестандартные способы заявить о себе. Роспись стен и витрин, выполненная в стиле граффити, штендеры «народных художников», далекие от каких-либо образчиков искусства, разномастные плакаты, теснящиеся на фасадах и стенах зданий… Кто-то смеется, кто-то сдерживает негодование, а маститые рекламисты воспринимают подобные явления как беспредел. Что и отражено в Правилах установки и эксплуатации рекламных конструкций.

«Наружка» как она есть

Какие разделы нового документа, регулирующего рынок наружной рекламы в Архангельске, вызвали протест в виде четырех голосов «против» и трех отказов от участия в голосовании? В первую очередь - один из компонентов длинного перечня под п. 3.6 с грозной пометкой «Не допускается». Формулировка следующая: «Использование в качестве рекламных конструкций наружной поверхности стекол (окраска, покрытие самоклеящимися пленками, размещение печатных материалов, баннерных тканей), устанавливаемых в оконных проемах и витринах зданий».

Если, проезжая вдоль Троицкого проспекта, бросить взгляд на придорожные магазины и кафе, - кругом сплошной диссонанс. Владельцы зазывают публику с доходом ниже среднего по принципу «кто во что горазд», не задумываясь о такой абстракции, как архитектурный облик города. Вполне понятно — они стараются сохранить свой бизнес,

Некоммерческое партнерство «Сообщество операторов наружной рекламы Архангельской области», которое возглавляет один из создателей «Графики», предприниматель Сергей ТРИФОНОВ, тоже активно работает над содержанием нормативного акта. Распространителей рекламы включили в общественный совет наряду с областными и городскими депутатами, специалистами градостроительного департамента администрации областного центра как профессионалов, отражающих мнение предпринимателей, но у них одни интересы, а у торговли и общепита — подчас диаметрально противоположные. Недаром среди противников очередной редакции документа есть люди, искушенные рынком разных стадий развития именно в этих секторах: депутаты городской Думы Борис КЛИМОВ, Владимир КАРПОВ и Владимир ХОТЕНОВСКИЙ.

karpov_vd-deputat.jpg«Запрет на использование оконных проемов и витрин для размещения наружной рекламы противоречит 19-й статье Федерального закона №38-ФЗ, – так комментирует свою позицию Владимир КАРПОВ. – В ней говорится о требованиях к рекламным конструкциям. Согласно этой статье, к ним относится любой плакат, прикрепленный дюбелем к стене. Значит, теперь на его установку тоже потребуется разрешение городской администрации. В предложенной редакции правил есть обременения, которые явно не входят в полномочия муниципалитета. Чиновникам могут не нравиться заклеенные окна, но права штрафовать владельца и запрещать рекламу на стекле у них нет».

Реклама далеко не всегда соответствует эстетическим запросам операторов и подчас вступает в противоречие с канонами градостроительства, но запреты здесь не помогут. Практика показывает, что покупатель идет в тот магазин, где ярче витрина и чаще появляются объявления о скидках. Тем более сейчас, когда люди внимательно рассчитывают семейный бюджет, включая деньги на покупку продуктов и других товаров повседневного спроса. А с началом сезона уличной и выездной торговли почва для безосновательных претензий к владельцам магазинов и кафе становится на редкость благодатной. Особенно если их собственники слабо знакомы с п. 23 ст. 19 38-ФЗ, где уточняется, что требования к получению разрешений на установку рекламных носителей не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики (в случае размещения рекламы непосредственно на перечисленных объектах без использования каких-либо конструкций и приспособлений).

Завязать с креативом?..

Как отражается рекламный разнобой на архитектурном облике города — вопрос спорный. Здесь мог бы высказать свое веское суждение главный художник города, но эта должность в составе градостроительного департамента муниципалитета упразднена. Где просматриваются архитектурные особенности Архангельска? На Чумбаровке, на некоторых участках набережной Северной Двины или среди покосившихся «деревяшек»? Что его разрушает – неуместные скульптуры, убогие торговые сооружения или злокозненная «наружка», от которой нужно срочно избавляться, невзирая на протесты «лавочников»? Кстати, скоро к ним можно будет отнести и региональные торговые сети: витрины их магазинов сплошь заполнены рекламой, а в бюджете предприятий нет десятка-другого тысяч на ежемесячную оплату стандартных билбордов, в отличие от «федералов», стремительно осваивающих провинции.

Предприниматель далеко не всегда обладает чувством стиля и обширными познаниями в эстетике, а на сегодняшний день мелкий бизнес малоинтересен крупным рекламистам. За полноценную рекламу готовы платить мобильные операторы, федеральные ритейлеры и, конечно, политические партии. Украсит ли она город? Сомнительно. С точки зрения рядового жителя, идеи коммерсантов куда более разнообразны. На фоне стандартных щитов изредка, как забавное явление, мелькают выходки начинающих рекламистов – вероятно, многие из них уже «перешли на темную сторону» или действуют подпольно.

dolgoborodov_s.jpgВ региональное сообщество операторов наружной рекламы приглашали всех, но среди «избранных» креативная молодежь, скорее всего, почувствует себя неуютно. Отсюда прямой путь в «нелегалы», с которыми борется муниципальная власть с поддержкой со стороны бизнесменов. Правила размещения рекламы, принятые в столицах и городах-миллионниках, жестче, чем в Архангельске, сообщил директор рекламного агентства «Факел» Сергей ДОЛГОБОРОДОВ. «Нам необходим нормативно-правовой акт как основание для продолжения деятельности, – объясняет он смысл посильного участия в законотворческой инициативе. – Вопрос о «легализации» наружной рекламы давно завис в воздухе из-за конфликта областной и муниципальной ветвей власти. Утверждение схемы размещения рекламных конструкций состоялось только в этом году – раньше проект «гулял» из области в город и обратно».

Правила возвращены на доработку, но, похоже, исход дела предрешен. Еще за шесть дней до апрельской сессии горсовета на сайте одного из популярных архангельских информагентств появилась примечательная заметка под заголовком «Архангельск очистят от назойливой рекламы к началу 2017 года». Заключительный комментарий дал инициатор разработки «Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования «Город Архангельск» Константин Яковлев. Результат голосования на сессии явно оказался неожиданным. Продолжение следует?

Прямая речь

evmenov-nv5.jpgНиколай ЕВМЕНОВ, уполномоченный при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей:

- Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории муниципального образования «Город Архангельск», как и любой нормативный акт, регулирующий предпринимательскую деятельность, в соответствии с действующим законодательством должны проходить процедуру оценки регулирующего воздействия.

По нашей информации, проект правил направлялся на рассмотрение бизнес-сообществу, экспертам в заочном формате, но остался без должного внимания. Причиной этому является сама процедура, закрепленная в законодательстве, которая предусматривает ограниченные сроки и заочный формат ОРВ областных и муниципальных нормативных актов.

В феврале 2016 года совместно с Правительством Архангельской области по нашей инициативе действующая процедура ОРВ была усовершенствована. В ближайшее время отраслевые нормативные акты, затрагивающие интересы предпринимателей, будут рассматриваться публично на площадке экспертного совета при бизнес-омбудсмене Архангельской области.





Возврат к списку

0
Гость
Зачем Яковлев пришел в городскую думу? Отстаивать свой бизнес! На одном из заседаний комиссии он прямо сказал: "Я лоббирую интересы рекламного бизнеса". Честно говоря, я думал, что депутат должен лоббировать интересы избирателей, а не своего бизнеса.
Имя Цитировать 0
0
Сергей_Архангельск
"Реклама - двигатель торговли". То, что сейчас непросто этот процесс идёт - нормально. Т.к. интересы противоречащие. Хотелось бы думать, что найдут баланс. Кстати, когда-то давно был в Таиланде, так там рекламы было гораздо больше, чем у нас сейчас. Может и не образец для подражания это конечно, просто вспомнилось, не более того ...
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Реальный бизнес


Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5