Григорий ГЕРМАНОВ | 30.09.2017 01:35:39
Одним из самых острых моментов очередной сессии Архангельского областного Собрания, прошедшей 27 сентября, стало внесение изменений в закон «О прожиточном минимуме». Инициатива правительства вызвала критику со стороны некоторых народных избранников. В результате 42 депутата поддержали этот «неприятный», по выражению председателя комитета по здравоохранению и социальной политике Сергея ЭММАНУИЛОВА, законопроект при семи голосах «против».
Ажиотаж вокруг поправок был связан с тем, что размер прожиточного минимума для пенсионеров и детей в Архангельской области пересматривался в сторону понижения. Если в 2017 году он составил 10 816 рублей, то в предстоящем 2018-м уменьшится до 10 258 рублей. Детям, которые, согласно расчетам московских экономистов, требуют значительно больших финансовых вливаний, «приказано выжить» на 12 063 рубля, тогда как сейчас минимум составляет «баснословные» 12 646 рублей. В результате пересчета областная казна пополнится почти на 40 млн рублей.
По словам защитников законопроекта – министра труда, занятости и социального развития Елены МОЛЧАНОВОЙ и председателя профильного комитета облсобрания Сергея Эммануилова, пойти на столь непопулярный шаг чиновников вынуждают отнюдь не соображения экономии. Регион обязан следовать методическим правилам начисления федеральных доплат до размеров прожиточного минимума и, соответственно, привести его размер в строгое соответствие с расчетами. Ранее определенный размер минимума был завышен: как пояснил Сергей Эммануилов, из-за досадной технической ошибки – количество потребляемых яиц почему-то подсчитали не в штуках, а в десятках.
Как выяснилось в ходе обсуждения, на практике последствия изменений могут ощутить лишь пенсионеры и молодые мамы, имеющие размер доходов ниже прожиточного минимума, так как они получают добавку до его официально фиксируемого размера. В какой-то степени законопроект несколько ослабляет «уравниловку» при начислении пенсий. Обладатели социальных пакетов теперь будут иметь несколько меньший доход, чем получатели трудовых пенсий, размер которых, как правило, лишь немногим превышает размер прожиточного минимума.
Следует отметить, что еще в 2015 году прожиточный минимум пенсионера в регионе составлял 8812 рублей и был значительно увеличен в соответствии с рекомендательным письмом Минтруда и соцразвития РФ от 8 августа 2016 года. Тогда-то, видимо, и вкралась ошибка, за которую, по словам Сергея Эммануилова, виновные уже понесли дисциплинарную ответственность.
Однако полемика переросла в разногласия во фракции «Единая Россия». Резко против законопроекта выступил заместитель председателя комитета по бюджету и налоговой политике Андрей ПОПОВ: «Мы не экономить сюда пришли. Сорок миллионов рублей для бюджета мало что решают. Нельзя ухудшать положение пенсионеров! Мы могли бы ввести и региональную надбавку, чтобы этого избежать», – отметил он.
С возражением коллеге выступила член комитета по жилищной политике и коммунальному хозяйству Валентина ПОПОВА: «На сегодня эти документы действуют, и мы должны привести в соответствие с ними размеры доплат», – уверена она.
В итоге за принятие изменений в областной закон проголосовали 42 депутата при семи голосах «против».
Большое внимание привлек ежегодный доклад министра культуры Архангельской области Вероники ЯНИЧЕК. В 2016 году в Архангельске проходили значительные даже в международном масштабе мероприятия, одним из которых стало 75-летие прибытия первого союзного конвоя «Дервиш». Доля расходов на культуру в консолидированном бюджете области составила 3,1%.
Лидер фракции КПРФ Александр НОВИКОВ поинтересовался ситуацией с задолженностью Архангельского театра драмы. По словам Вероники Яничек, объем просроченной задолженности театра на сегодняшний день составляет 8 млн 700 тысяч рублей. В 2015 году, то есть до прихода нынешнего руководства, отмечалось снижение доходов на 6 млн рублей, а спустя год около 4 млн рублей театр отдал, исполняя известное судебное решение по иску экс-директора Александра ДУНАЕВА. В настоящее время, как уточнила Вероника Яничек, разработан план погашения задолженности.
Заместитель председателя областного Собрания, председатель комитета по культуре и туризму Виталий ФОРТЫГИН предложил при планировании регионального бюджета увеличить финансирование этой сферы, а депутат Денис ГУСЕВ – организовать и провести в 2018 году Дни культуры Архангельской области в Ненецком автономном округе.
Кроме того, на сентябрьской сессии депутаты проголосовали за внесение изменений в областной закон «Об организации деятельности в сфере защиты прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены». Расширен перечень земельных участков, предоставляемых в аренду без проведения торгов инвесторам проектов, направленных на завершение строительства домов, жилые помещения в которых предполагается передавать обманутым дольщикам. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, теперь также могут быть задействованы в этих целях. Кроме того, законопроект наделил уполномоченные исполнительные органы государственной власти Архангельской области правом защищать интересы участников долевого строительства в судебном порядке.
В рамках «правительственного часа» изучалась проблема обеспечения жильем по договорам социального найма детей-сирот. Пока что динамика негативная: на 1 сентября 2017 года в Архангельской области насчитывается 1498 необеспеченных жильем детей-сирот, и по сравнению с прошлым годом их число выросло более чем на 100 человек. При этом выделяемые федеральным бюджетом средства далеко не всегда используются в полном объеме. Одна из главных причин – недостаточно высокие объемы жилищного строительства в регионе. Так, в Приморском и Шенкурском районах средства за прошлый год совсем не освоены, меньше чем наполовину их потратили в Верхнетоемском и Онежском районах. В передовиках – Вельский, Каргопольский районы и город Мирный.
Последний 43-й вопрос повестки дня «О создании общественного совета при Архангельском областном Собрании депутатов» тоже неожиданно стал одним из самых обсуждаемых. Решительно против образования совета выступил председатель комитета по промышленности и экономическому развитию Евгений УХИН.
«Я против создания общественного совета, который наделяется контрольными функциями. Кто хочет контролировать – пусть идет в депутаты и избирается населением», – отметил Евгений Вадимович.
Аргумент оказался весомым: лишь минимально допустимым большинством голосов – 32 «за» – законопроект был принят в первом чтении.
Прямая речь
Виктор НОВОЖИЛОВ, председатель Архангельского областного Собрания депутатов:
– Первым вопросом повестки дня сессии было назначение на должность председателя контрольно-счетной палаты Архангельской области. Им стал Александр ДЕМЕНТЬЕВ, работающий в этой должности с 2011 года.
Хочу напомнить, что в 1996 году Архангельским областным Собранием депутатов был принят областной закон «О контрольно-счетной палате Архангельского областного Собрания депутатов», согласно которому контрольно-счетная палата являлась структурным подразделением облсобрания, была ему подотчетна и являлась постоянным органом государственного финансового контроля.
В 2011 году был принят областной закон «О контрольно-счетной палате Архангельской области», согласно которому контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуется Архангельским областным Собранием депутатов и подотчетна ему.
Сегодня контрольно-счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью, имеет широкие полномочия – от контроля за исполнением бюджета области и территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области до анализа экономической ситуации в регионе.
Можно с уверенностью говорить, что КСП доказала на деле свою состоятельность, а главное, необходимость для всех жителей региона. Об этом свидетельствуют цифры. Из года в год растет количество выявленных нарушений в части нецелевого использования бюджетных средств. Если в 2014 году ущерб составил около 32 млн рублей, в 2015 около 35, то в 2016 году – более 100 млн рублей.
Задача депутатского корпуса создавать максимально благоприятные условия для работы контрольно-счетной палаты за счет принятия соответствующих законов и других правовых актов.