ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
Новострой29

Лесной кодекс РФ: в экологическом лабиринте


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 19.08.2016 23:21:02
Лесной кодекс РФ: в экологическом лабиринте

Депутаты Архангельского областного Собрания продолжают работу над предложениями по изменению Лесного кодекса РФ: такое право делегировано всем регионам, но прежде всего тем, где лес является бюджетообразующим ресурсом, а законодатели проявляют наибольшую активность. Одним из главных вопросов на очередном заседании мониторинговой группы при профильном комитете облсобрания стало давление на отечественный ЛПК со стороны международных экологических организаций.



Во встрече участвовали представители лесного бизнеса и исполнительной власти.

dyatlov_intervyu.jpgПроблема моратория на использование лесов, находящихся на территории национальных парков, заповедников и заказников региона особенно актуальна по ряду причин. Прежде всего потому, что практически весь доступный лесфонд в Архангельской области распределен. Как отмечает председатель комитета по природопользованию и ЛПК областного Собрания Александр ДЯТЛОВ, источников пополнения запасов сырья для развития предприятий как малого, так и крупного бизнеса несколько.

Требует пересмотра карта лесов, отданных в распоряжение муниципалитетов. Зачастую все задачи, под которые местным администрациям выделен лес, готовы решать работающие на территории предприятия, тогда как существующие схемы использования участков не до конца прозрачны. Последнее замечание, по мнению Александра Дятлова, касается и лесов, находящихся в ведении УФСИН.

Что касается национальных парков и заказников, они давно требуют ревизии, которую необходимо провести региональному министерству природных ресурсов и ЛПК.

Особо охраняемые

TRUBIN_YURY_TITAN.jpgКак считают участники мониторинговой группы, во многих случаях речь пойдет об устаревших документах — на заповедники, которые уже давно фактически такими не являются и не требуют особого содержания. Кстати, оценка лесфонда области — общая беда: директор по лесному хозяйству и взаимодействию с органами власти Группы компаний «Титан» Юрий ТРУБИН на встрече подчеркнул, что материалов с актуальными данными лесоустройства — не более 10% на всю территорию региона. Все остальное — «старье разной степени».

Другой аспект «заповедной» проблемы — неоднозначно активная позиция международных экологических организаций, в частности «Гринписа» и Всемирного фонда дикой природы (WWF).

«Проблема с этими фондами актуальна не только для нас, в лесном комплексе, но и для местного населения «закрытых» районов, для нефтяников и газовиков, - считает директор представительства Группы «Илим» в Архангельске Юрий КОРОЛЁВ. - Например, недавно в СМИ появилась информация о том, что в категорию особо охраняемых природных территорий будет переведен остров Вайгач (вместе с 12-мильной морской зоной — ключевым коридором Северного морского пути - Прим. ред.). А ведь мы говорим о сложностях, которые искусственно создаются в главных бюджетообразующих отраслях государства».

По словам Юрия Королева, ни для кого не секрет, что в состав учредителей, руководителей международных экологических фондов входят топ-менеджеры крупных зарубежных лесных и нефтяных компаний. Резонансная экологическая тематика с привлечением СМИ активно используется для продвижения совершенно конкретных коммерческих интересов в ущерб российскому бизнесу, считает представитель ГК «Илим».

«Я верю, что многие люди, которые работают в «Гринписе» и в WWF, искренне болеют за сохранение природы на планете. В то же время мы вынуждены соблюдать правила игры, которые устанавливаются извне, и такая игра наносит колоссальный ущерб отечественной экономике — это тоже всем понятно. Пытаться перестроить отношения с этими фондами и организациями на уровне одной компании, да и даже на уровне одного региона — все равно что бороться с ветряными мельницами. Здесь должна быть четко сформулированная позиция государства. Никто не говорит о борьбе с экологами. Проблему надо решать на федеральном уровне - тогда будут и диалог, и сотрудничество», - пояснил свою точку зрения Юрий Королев.

Как отметил Александр Дятлов, функцию ведения переговоров с зарубежными экологическими организациями и фондами должно взять на себя Правительство РФ. В лесное законодательство необходимо внести поправки, закрепляющие действенные механизмы такого взаимодействия.

«Наша позиция заключается в том, чтобы государство как владелец стратегически важного лесного ресурса занималось решением всех этих вопросов, чтобы на федеральном уровне обсуждались, в частности, создание новых заказников и состояние существующих. Во всяком случае, это не должно ложиться на плечи отдельных компаний, которые рискуют столкнуться и с такой ситуацией, когда придется останавливать уже работающие производственные мощности, замораживать заявленные инвестиционные проекты. Мы не одиноки в законотворческих инициативах: наши предложения поддерживают многие регионы, для которых лес является одним из основных источников пополнения бюджета», - добавил Александр Дятлов.

Сертификация - дело добровольное?

Серьезные ограничения для арендаторов создало принятое в сентябре 2014 года решение еще одной международной организации — Генеральной ассамблеи Лесного попечительского совета (FSC), направленное на изменение сертификационных требований в части защиты и охраны малонарушенных лесных территорий (сокращенно — МЛТ; к ним относятся участки, где отсутствуют следы хозяйственной деятельности человека – Прим.ред.). На европейском Севере России зонирование МЛТ уже проведено, и, по оценке участников рынка, требования к получению или продлению сертификатов FSC значительно ужесточатся.

Номинально экспортерам леса не обязательно иметь сертификат FSC (лесная сертификация на территории нашей страны является добровольной), однако реальное положение дел на рынке диктует совсем другие условия. Основным импортером российского леса на протяжении последних десяти лет является Китай (его доля приближается к 30%). КНР перерабатывает полученную древесину и экспортирует готовую продукцию в США и страны Евросоюза. Придерживаясь запросов своих покупателей, китайские компании стали требовать поставок только сертифицированного «экологически безупречного» сырья из России.

Как следует из обращения к Председателю Правительства РФ Дмитрию МЕДВЕДЕВУ, проект которого дорабатывается сейчас в профильном комитете областного Собрания с участием представителей бизнеса, если строго следовать нормам FSC-сертификации, возникнет опасность массовой потери ресурсов арендаторами.

Формальный подход к зонированию МЛТ крайне негативно скажется и конкретно на лесопромышленном комплексе региона, доля производства которого в Российской Федерации составляет: 7% - по пиломатериалам, 25% - по варке целлюлозы, 30% - по картону и более 15% - по топливным гранулам.

Поисками выхода из экологических лабиринтов инициативы мониторинговой группы не исчерпываются. Остается проблема передачи лесного фонда, выделенного под приоритетные инвестиционные проекты (со скидкой в 50%), от обанкротившихся предприятий. Как правило, рассмотрение дел о банкротстве в арбитражных судах разных инстанций может продолжаться несколько лет.

«Лес на таких условиях государство дает для того, чтобы модернизировались предприятия, появлялись новые рабочие места, технологии. А если компания банкротится, мы ничего этого не имеем и еще на годы теряем лесфонд из оборота. В таких случаях лес должен немедленно изыматься, возвращаться в госсобственность, а затем передаваться добросовестным арендаторам. Есть коллизии с пролонгацией договоров аренды: в Лесном кодексе в действующем варианте заложены взаимоисключающие требования. Кроме того, на уровне правительства всерьез обсуждается увеличение порога вложений для получения леса под инвестпроекты, но в таком случае малый бизнес «вылетит» из числа получателей этой меры господдержки, чего никак нельзя допустить», - отмечает руководитель профильного комитета регионального парламента.

По результатам работы мониторинговой группы подготовлен пакет предложений, касающихся изменений в Лесной кодекс, которые вместе с предложениями других регионов будут направлены федеральным ведомствам, а затем представлены Президенту Владимиру ПУТИНУ.

«Пусть потихонечку, но наши инициативы продвигаются. Мы воспользовались и этой возможностью еще раз привести аргументы в пользу передачи ряда полномочий в лесной отрасли регионам: это ускорит многие бюрократические процедуры и позволит детально работать с каждой компанией и каждым предпринимателем», - уверен Александр Дятлов.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5